Воронеж. 15.07.2022. ABIREG.RU – Колумнистика – Региональное правительство преподнесло вроде бы хорошую новость: на воронежском рынке труда предложение наконец-то заметно превысило спрос. То есть, на 10,5 тыс. официальных безработных теперь приходится двадцать 3,8 тыс. вакансий. Выглядит такая статистика более чем оптимистично, однако в реальности все устроено гораздо сложнее, нежели в официальных отчетах.
Первый же вопрос: а все ли нуждающиеся в трудоустройстве люди идут регистрироваться на биржу труда? Конечно, нет. Кто-то верит в то, что сможет найти работу самостоятельно, кто-то считает биржу дном, ниже которого профессионалу опускаться уже некуда, кто-то имеет стойкое неприятие тесного контакта с бюрократическими органами. Какой бы ни была причина, но далеко не все неработающие учтены государством, и с этим нет смысла спорить. То же и с вакансиями. Просто пересчитать их – дело не хитрое, гораздо сложнее проанализировать их качество, определить, за счет какого рода вакансий расширился трудовой рынок. Хотя достаточно зайти на популярные сайты поиска работы, чтобы стало понятно: неуклонно растет количество предложений для тех, кто готов работать «мальчиком на побегушках», то есть, формировать заказы в магазинах и разносить их клиентам. Для молодых и еще не определившихся с выбором профессии, работа как работа, ничем не лучше и не хуже других. Но такая работа точно не для всех. Профессионалы, специалисты, имеющие опыт, люди за сорок (и тем более – за пятьдесят, потерявшие работу в результате экономических проблем), вряд ли будут рассматривать подобную вакансию. Потому на побегушках и используют мальчиков, что у взрослых дяденек физические кондиции уже не те. Так что способно ли расширение какой-то сферы закрыть проблемы с безработицей, еще большой вопрос.
Найти хорошую работу сейчас также трудно, как было и раньше, и никаких сдвигов тут не произошло. Можно, конечно, считать трудоустроенным человека, который после долгих мытарств, подчистую доев крошки своих запасов, согласился на нищенскую зарплату, чтобы просто не умереть с голоду, но является ли такой пример поводом для оптимистичных отчетов? Расширилась категория работодателей, предлагающих работу в интернете, связанную с обработкой информации, продажами, звонками и так далее. Но о стабильности такой работы говорить не приходится, даже ее точных параметров ни один соискатель заранее не знает. Такие вакансии содержат большую вилку в зарплате – от и до. И часто эта вилка настолько велика, что делает само предложение не серьезным (за исключением простого и понятного процента от продаж). Если вакансия описывает определенный круг обязанностей и наличие требуемых навыков, то и зарплата на одной должности не может варьироваться от 30 до 130, если параметры этой должности четко обозначены. Еще одна некрасивая уловка работодателей – закладывать в требования к одной вакансии навыки сразу нескольких профессий. То есть, соискатель должен быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец», а предлагают такому уникальному специалисту зарплату, достойную самого что ни на есть неумехи. Но такие вакансии на специализированных сайтах могут висеть вечно: суперпрофессионал не пойдет работать за 18 тыс. рублей, и будет прав. Квалификация стоит денег. Не избавился пока рынок и от таких неприятных ухищрений некоторых работодателей, как наем сотрудников на заведомо ложный испытательный срок. Человек работает, к примеру, три месяца, выполняет свои обязанности, полнится надеждой, что нашел работу своей мечты, а когда наступает час перехода на постоянную основу, специально обученная сотрудница перечисляет ему допущенные ошибки, подсчитывает штрафные баллы и сообщает вердикт: вы нам не подходите. Место соискателя занимает другой такой же, история повторяется, компания экономит на оплате труда большие деньги.
О сложностях, присущих рынку труда, говорит и то, что работодатели также испытывают трудности при поиске специалистов.
«Наша компания молодая, поэтому с проблемой подбора кадров я сталкиваюсь постоянно, – рассказывает Наталья Казеннова, директор девелоперской компании «Новый код», – найти высококвалифицированного специалиста сейчас очень трудно. Я заметила, что, когда человек долго работает на одном месте, не расширяя свой профессиональный кругозор, он замыкается в узких рамках одной сферы и совершенно не готов применять те же навыки в другой. Например, главный бухгалтер. Ему должно быть все равно, где работать: в строительной организации или в какой-то другой. Он должен знать основы бухгалтерии, в строительстве ему разбираться не нужно. Но на деле получается совсем не так. И бухгалтеры, и финансисты очень узко специализированы, поработав в одной отрасли, оказываются совершенно не приспособлены к работе к другой. Хотя их сфера – это финансы, и принципы в работе будут одни и же в самых разных отраслях экономики. Молодого специалиста нанять на работу еще сложнее. Самое печальное, что они выпускаются из вузов вообще не готовые к практической работе. Приходят совершенно «пустые», им ничего нельзя поручить. Зато у них много претензий и требований к будущей работе. Молодые специалисты, не имеющие ни одного дня опыта практической работы, не соглашаются даже разговаривать, если предложенная зарплата меньше 50 тыс. рублей. Хотя их еще учить и учить, и они ничего не умеют. Но никто не хочет иметь полный рабочий день и привязку к офису, они сразу выдвигают требование: приходить на работу, когда им удобно и работать в таком графике, как им удобно. Когда в офисе, когда дома… Есть сложности и с приемом квалифицированных сотрудников строительных специальностей. В общем, как только речь заходит о профессиональных навыках, начинаются сложности. Мало кто ими действительно обладает».
Одним словом, у каждого своя правда и свои резоны, один из которых на самом деле совсем прост: работодатель хочет заплатить поменьше, сотрудник получить побольше. Потому кто-то ищет и не может найти работу, а кто-то нужного специалиста.
Судить о состоянии рынка труда по официальным статистическим показателям сложно, они не отражают истинного положения вещей. Среди самых привлекательных вакансий в Воронеже уже не раз называлась должность генерального директора с окладом в 500 тыс. рублей. Но значит ли это, что настали, наконец, времена, когда стали по-настоящему ценить высококлассных специалистов? Вряд ли, этого директора еще долго могут искать… Так же как специалиста пресс-службы с окладом в 18 тыс. рублей. На одной должности соискатель всегда будет недостаточно хорош, а на другой – слишком хорош для предложенных денег. А состояние рынка труда можно оценить и без всякой статистики по уровню покупательской способности населения. Это единственный показатель, который не «подгонит цифры» и не обманет. Если люди заняты, работают и нормально зарабатывают, то они много покупают. Если экономят и берут с прилавков только самое необходимое и дешевое, значит, на рынке труда картина куда печальнее, чем можно прочитать в официальном отчете.
Работай – не хочу, или В чем сложности устройства рынка труда
15.07.2022, 09:33
Комментарии 0
Самое читаемое