Воронеж. 31.08.2022. ABIREG.RU – Эксклюзив – Каждый учебный год – это всегда новые возможности, эмоции, знания и, конечно, трудности. Что же ожидать ученикам воронежских школ в этом году? «Абирег» решил обсудить самые актуальные вопросы с профильным зампредом правительства Воронежской области Олегом Мосоловым. О традиции поднятия российского флага, развитии инклюзивного и школьного образования, зарплатах учителей, а также о спонсоре «Факела» и работе нового главы департамента спорта Дмитрия Соболева читайте в интервью.
– Олег Николаевич, начинается новый учебный год, который будет проходить на фоне непростой ситуации в стране. Как вероятное возвращение волны коронавируса и проведение спецоперации повлияют на работу школ? Будут ли предприниматься какие-то дополнительные меры в связи с этими двумя обстоятельствами?
– Мы все прекрасно понимаем, что ситуация, связанная с коронавирусом, – к сожалению, это та ситуация, которая выходит за пределы нормального функционирования общества во всем мире. Поэтому соответствующие меры уже были отработаны в предыдущий период, их нет смысла перечислять, они уже всем знакомы. Поэтому в этом направлении какие-либо дополнительные меры предприниматься не будут.
Всё, что касается второй части вашего вопроса... Я понимаю, что он может быть связан только с вопросом безопасности из-за географического расположения Воронежской области. У нас достаточно спокойная обстановка, это отслеживается всеми службами и ведомствами, которые обязаны это делать. При необходимости вводятся дополнительные меры безопасности, как вводились в приграничных районах области. Но мы надеемся, что всё будет работать в штатном режиме, без каких-либо усиленных мер.
– Сегодня идет активное строительство общеобразовательных учреждений. Например, мегашкола на Московском проспекте, школы «Процессор» и др. Они в будущем должны обеспечить те районы, в которых они строятся, дополнительными учебными местами, которых сегодня так не хватает. В связи с этим возникает вопрос – будет ли достаточно этого количества новых школ для Воронежа?
– Давайте сначала определимся, что значит достаточно или недостаточно. У нас сейчас дискуссия по поводу так называемой второй смены. Она уже существует достаточно давно, и к этому можно по-разному относиться, потому что есть официальная позиция по переполнению школ, когда они не могут справляться с достаточно большим количеством детей. От этого появляются риски невыполнения ряда федеральных стандартов. Когда школа работает по определенному графику, в том числе включающему вторую половину дня, мы компенсируем эти риски занятиями детей в учреждениях дополнительного образования, где ребята могут заниматься в первой половине дня, и рядом других моментов.
Поэтому я бы здесь акцентировал внимание не на простой математической формуле по количеству мест, а всё-таки на появлении социальной структуры, включающей в себя учреждения здравоохранения, культуры, образования, и необходимости в синхронизации с новой застройкой. У нас растущий развивающийся город, и, соответственно, есть запрос на более комфортные условия проживания. А как раз понятие «комфортное проживание» включает в себя в первую очередь наличие дошкольного и школьного образования, а также наличие ряда других объектов социальной сферы. Вот эту задачу мы в первую очередь должны выполнять.
Сейчас строятся две школы, которые будут сданы 1 сентября 2023 года. Их строительство фактически параллельно идет с застройкой, даже иногда опережая ее. Мы понимаем, что буквально через год после открытия школы она будет полностью заполнена. И вот тут мы уже будем говорить о полномасштабном функционировании данного учреждения.
– Вторая смена подразумевает дополнительное количество учителей? И многие ли родители довольны тем, что их ребенок будет учиться во второй смене?
– Во-первых, это не связано с большим или меньшим количеством учителей, потому что существует определенное количество детей, которым мы обязаны предоставить все необходимые условия для реализации федерально-государственного образовательного стандарта. Соответственно, учился бы он в первую или во вторую смену, это никоим образом сильно не влияет. Есть семьи, которым по ряду причин удобно, чтобы ребенок учился во вторую смену. Конечно, лучшая история всё-таки, когда обучение проходит в первую смену.
– Есть же какой-то план по объемам строительства?
– Да, конечно это заложено в областной программе на пятилетний срок. Но существуют планы и на более отдаленную перспективу. Как минимум еще 7-8 школ в ближайшие 5 лет мы должны в Воронеже построить.
– А как обстоят дела со школами в области? Хватает ли их там, хватает ли кадров? С какими проблемами образования вообще сегодня сталкиваются в области?
– Воронежская область очень динамично развивается, в том числе прирастает сельскими территориями. Сейчас на этих территориях мы вводим в эксплуатацию несколько новостроек. Допустим, это школа в Новоусманском районе, школа в Борисоглебске, школа в селе Садовое в Аннинском районе, пристройка к школе в Верхнем мамоне и др. Как вы видите, все школы находятся вне областного центра. Отдельное внимание развитию сельских территорий [уделяем постоянно]. В большей степени это связано с созданием комфортных условий для обучения детей вне зависимости от места их проживания. Если ребенок проживает в сельской местности и там существует школа, которая требует капитального ремонта, то мы его сделаем. Любые подобные потребности будут решаться.
Сейчас у нас в планах строительство школы в Чертовицах и в ряде других населенных пунктов. Отмечу, что у нас суммарно в капитальном ремонте находится 395 образовательных объектов (всего в регионе 716 таких учреждений). На это было выделено в 2022 году 1,7 млрд рублей. А всего на стройку, капремонт и все инфраструктурные преобразования – 6,7 млрд рублей.
– Олег Николаевич, сегодня почти все образовательные школы абсолютно не готовы принимать в свои ряды детей с ограниченными возможностями. Более того, школы с трудом обеспечивают домашнее обучение. Планируются ли какие-то работы в этом направлении? Создание инфраструктуры в школах, обеспечение специальными кадрами и так далее?
– Начнем с того, что в школах равные условия для всех. Но мы с вами должны понимать, что мы не всегда можем с этим справиться. Всё зависит от заболевания ребенка. Ведь когда ребенок имеет достаточно серьезный спектр заболеваний, в сельской местности, например, мы даже не найдем таких специалистов, которые грамотно и эффективно будут работать с таким ребенком.
Для работы в этой сфере мы сохранили по большому счету два направления. Мы сохранили сеть коррекционных интернатных учреждений. То есть в Воронежской области ни один интернат для детей с ограниченными возможностями не был закрыт. Более того, они продолжают развиваться, используя федеральные возможности. В рамках национального проекта по 2-3 интерната мы оснащаем специализированным оборудованием, лабораториями, мастерскими, чтобы ребята вне зависимости от того, что они нуждаются в особых образовательных потребностях, могли получить все возможности и ресурсы и при этом педагоги тоже имели такую возможность.
В то же время мы развиваем возможность инклюзии, или включенного образования, когда специалисты сделали заключение о том, что ребенок может заниматься в общеобразовательной школе. В таком случае мы должны создать соответствующие условия. К слову, таких ребят уже 4,4 тыс., что гораздо больше, чем было раньше. Это значит, что мы прилагаем максимум усилий по выведению детей из домашнего образования.
– Последние пару лет ребята учились в непростом формате – дистанционном (вперемешку с очным). Сейчас они готовятся к возвращению к учебе в очном формате. Как думаете, смогут ли школьники быстро акклиматизироваться? Учебный процесс не пострадает?
– Дети гораздо быстрее адаптируются к новым условиям, нежели взрослые. Не будем драматизировать и говорить об ограничениях. Уже ни у кого не возникает вопрос, что же лучше – очное образование, дистанционное или смешанный формат. Естественно, это очный формат. Сегодня все четко понимают, что традиционное обучение присутствует, но полностью отказаться от дистанционных форматов обучения, использования различных технических средств и онлайн-занятий никто не будет.
Верифицированный контент, структурированные предметные предложения, единство образовательного пространства – основные тезисы российской системы образования. Независимо от того, где ребенок находится и где проживает, у него должны быть понятные программы. И если школьник перемещается внутри нашей страны, они не должны отличаться диаметрально противоположно.
Касаемо вопроса, что хуже, а что лучше, вернусь к цифрам. У нас есть измерители, связанные с ГИА. Разумеется, к их результатам надо очень аккуратно подходить, то есть их нельзя сравнивать от года к году, нельзя сравнивать с точки зрения отдельных классов и так далее. Но для меня один из главных показателей – это количество детей, которые не преодолели порог, не справились с испытаниями. Количество таких детей сокращается. Есть показатель роста качества образования (средний показатель) по таким серьезным предметам, как математика, физика, информатика, биология, история. По ним средний балл вырос. Поэтому в принципе я могу четко сказать, что были предприняты все необходимые усилия на федеральном и региональном уровнях, что позволило не снизить качество образования из-за существующих ограничений, связанных с пандемией.
– А могли бы вы сказать, что уровень обучения за время «дистанционки» значительно упал?
– На самом деле это была проблемная зона, но любая проблемная зона создает не только новые возможности, но и новые форматы перехода в другое состояние. Я, мои коллеги и сами ребята научились чуть другим форматам коммуникаций, в том числе получили бесценное понимание того, как важно человеческое общение. Можно сколько угодно говорить о важности и нужности общения, но пока это не почувствуешь, вряд ли сможешь оценить. Даже если на сегодняшнем этапе ограничения будут возникать, система образования в полной мере к этому готова.
– Интересна процедура с флагом России. Сообщалось, что ученики будут по утрам поднимать флаг. Расскажите об этой процедуре поподробнее. Как она будет проходить и с какой периодичностью?
– Это давно назревшая процедура. Мы были одни из первых субъектов, которые по решению губернатора поддержали инициативу и начали ее отрабатывать в пилотном режиме. Церемония подъема флага будет проводиться перед первым уроком раз в неделю, а церемония спуска – после последнего урока в конце недели. После этой процедуры будет урок «Разговор о важном», который будет проводиться во всех классах. Он позволит рассказать детям, исходя из их возраста, о ситуации, даст понимание того, насколько важны ключевые ценности в развитии государства и региона. Я считаю, что инициатива своевременна, но ее можно было бы продвинуть в школы и раньше. Опыт наших соседей показал, насколько ошибки в системе образования влияют в целом на развитие государства. Мы не имеем права допустить этого. Мы должны донести до каждого ребенка проверенную и адекватную информацию, которая не позволит трактовать ее по-разному, начиная от исторических фактов и заканчивая тем, что сейчас происходит в мире и у нас в государстве. Также будут усилены меры по воспитательной работе.
– В воронежские школы, а также вузы всё чаще приходят преподавать молодые учителя. Как вы оцениваете их потенциал?
– Во-первых, у нас растет средний балл при приеме на педагогическое направление подготовки, и зачастую это абитуриенты, которые успешно окончили школу. Во-вторых, это то, что большинство из них приходят уже достаточно замотивированными, потому что педагогическая профессия, как и многие другие, требует осознанности. Если человек хочет получить профессию педагога, скорее всего, у него были очень хорошие преподаватели и, исходя из этого, человек стремится быть как они. Еще один аспект – это семейные традиции, многие ребята из семей учителей приходят в учительскую профессию.
Да, нам много чего еще нужно сделать для повышения престижа учительской профессии. Пример тому указ президента – 2023 год объявлен годом педагога-наставника. Это как раз очередные системные меры. Также мы будем запускать комплексную программу сопровождения всех специалистов педагогических специальностей не только в системе образования, но и в системе культуры и спорта. Здесь речь идет о грантовой поддержке, предоставлении жилья по линии муниципальных властей и социального найма. Также мы будем сопровождать молодого сотрудника и с точки зрения его профессионального роста, но и, конечно же, карьерного.
– Но как же молодому специалисту быть замотивированным, когда реальная заработная плата в школах оставляет желать лучшего?
– Несомненно, зарплату учителей надо поднимать. Но на меры поддержки могут рассчитывать абсолютно все.
– Какова средняя зарплата у учителей в Воронеже?
– В школе это 39,6 тыс. рублей, в дошкольных учреждениях – 34 тыс. рублей, в учреждениях дополнительного образования – 38,6 тыс. рублей, в СПО – 40,8 тыс. рублей. Это официальные статистические данные.
– По данным Росстата, в этом году в среднем по России собрать мальчика-первоклассника в школу обойдется родителям в 22 тыс. рублей, девочку-первоклассницу – в 26 тыс. рублей. Не кажется ли вам, что собрать ребенка в школу сегодня – это дорогое удовольствие? Может, стоит как-то проработать этот вопрос?
– Понимаете, задача региональной власти заключается в том, что семьи, которые исходя из своего достатка не могут полноценно обеспечить ребенка всем необходимым, должны получить помощь. Ее возможно получить через органы социальной защиты. Там предоставляется отдельная выплата на приобретение школьной формы, на горячие питание и проезд к месту учебы, если нет школьного автобуса. В связи с этим нет надобности влиять на то, чтобы карандаш или тетрадь стали дешевле.
– Расскажите о потенциале и системе образования Воронежской области на сегодняшний день. Какие положительные и негативные моменты можете отметить?
– Я бы не стал говорить о положительных и негативных моментах. Я бы применил слово «задачи», которые необходимо выполнить. У нас есть задачи по развитию среднего профессионального образования. Есть задача, связанная с распространением единого общеобразовательного пространства, чтобы каждый ребенок получал то образование, которое поможет ему стать настоящим гражданином и личностью, в том числе получить серьезные академические знания. Также необходимо развивать систему дошкольного образования и ее доступность.
– Помимо общеобразовательных школ в Воронеже существуют еще и частные. Как они взаимодействуют с департаментом? Отличаются ли уровень и способы образования в них по сравнению с общеобразовательными?
– Негосударственные образовательные учреждения обязаны выполнять существующие стандарты, ведь они также проходят процедуру лицензирования и аккредитации. Им это необходимо, если они хотят выдавать своим ученикам дипломы государственного образца. При этом частные школы также получают субсидии от государства. Мы понимаем, как там происходит учебный процесс, и понимаем его особенности, прежде всего то, что коллеги предоставляют немного другие условия по количеству детей в классах. Но при этом могу сказать точно: всё, что касается ресурсного и материального оснащения в частной школе, часто уступает муниципальным школам, особенно новостройкам.
– Отойдем от школьной тематики и перейдем к спорту. В марте этого года департамент физкультуры и спорта возглавил Дмитрий Соболев. Как можете оценить его работу как руководителя?
– Дмитрий Валерьевич старается. Но это слишком короткий промежуток времени для того, чтобы состояться как руководитель целой отрасли на уровне региона. По крайней мере, желание вникнуть и разобраться, понять, как устроена система государственного управления, у Дмитрия Валерьевича есть. На данный момент я считаю, что это ознакомление идет успешно.
– Не могу не спросить про «Факел». В интервью «Матч ТВ» генеральный директор ФК Роман Асхабадзе анонсировал переговоры с крупным спонсором. Раскроете секрет, кто это? Или, может, есть предположения?
– Клуб – это самостоятельное автономное учреждение, которое направлено в том числе на взаимодействие со спонсорами, привлечение средств. И это в полном объеме полномочия клуба. Если такое состоится и кто-то из спонсоров заявит о поддержке одного из динамично развивающихся клубов, то мы все вместе об этом узнаем.
– То есть у вас даже предположений нет, кто бы это мог быть?
– Нет.
– Также в марте губернатор Воронежской области Александр Гусев заявил о том, что скандальный стадион «Труд» заберут у профсоюзов в муниципальную собственность. На какой стадии сейчас находится процесс?
– С помощью регионального бюджета, как вы видите, стадион был приведен в нормативное состояние. Это позволило команде участвовать в играх высшего дивизиона. При этом после значительных вливаний, в том числе финансовых, чтобы продолжить эту работу и дальше, будет логично, если стадион перейдет в собственность региона. На данный момент эти переговоры всё еще продолжаются.
– Кстати, сами следите за игрой «Факела»? Болеете за футбольный клуб?
– Разумеется. Это сфера моих полномочий, было бы неправильно рассуждать о том, что происходит в сфере спорта и сфере футбола, если ты сам в этом не участвуешь и этого не видишь. К тому же это касается моих должностных обязанностей с точки зрения понимания организации процесса.
И да, мне это интересно как человеку. Я не ярый болельщик футбола, но бывал на разных матчах, разного уровня, в том числе в Москве. Это интересное зрелище. Для меня это ощущение принадлежности к той самой атмосфере, энергетике стадиона, которую ты принимаешь и отдаешь и которую не всегда можешь выплеснуть в жизни.