Курск. 17.11.2022. ABIREG.RU – 17 ноября состоялось заседание Курской областной думы. В повестке дня было более 30 вопросов. Самые жаркие дискуссии вызвало первое чтение областного бюджета на 2023 и планового периода 2024-2025 годов. И хотя казну приняли большинством голосов, вопросов к финансовому плану ближайшей трехлетки у оппозиционных фракций было много.
Перед оглашением основных параметров казны Курской области чиновники из комитета экономики администрации региона озвучили прогноз социально-экономического развития, от которого отталкивались при верстке бюджета. За основу взяли базовый вариант – он более оптимистичный, чем консервативный. Последний, впрочем, тоже не предполагает серьезного обвала региональной экономики, а лишь снижение роста некоторых показателей, как правило, на несколько процентных пунктов.
По прогнозам, в 2023 году валовый региональный продукт в абсолютных цифрах составит 806 млрд рублей. Рост ВРП планируется на уровне 1,6%. Тогда как по России ожидают падение внутреннего валового продукта на 0,8%. Так что курские экономисты прогнозируют более благоприятную ситуацию, чем в целом по стране. В последующие годы региональный продукт в Курске должен расти – на 3,6% в 2024-м и 2,8% в 2025-м. В России запланированный индекс ВВП на эти годы составит 102,6%.
В 2023-м неплохие результаты, по прогнозам, должна показать региональная промышленность – рост на 3,3%. Реализация промышленной продукции составит 595 млрд рублей. Объемы производства в аграрном секторе более скромные – увеличение всего на 1,3%. Это связывают с уменьшением посева озимых культур из-за неблагоприятных погодных условий по всему Черноземью. Объем реализации сельскохозяйственной продукции прогнозируется в сумме 250 млрд рублей. Рост инвестиций будет носить восстановительный характер – всего 0,2%. Почти на 9% должен увеличиться фонд заработной платы. Рост благосостояния граждан спрогнозирован на 2%.
Представители коммунистической фракции в облдуме критически оценили прогноз социально-экономического развития, отметив, что реальная ситуация разительно отличается от базового прогноза, который они назвали слишком оптимистичным. Представительница Партии пенсионеров также усомнилась в реальности планов относительно роста поступлений по четырем видам налогов из девяти. Однако экономисты заверили, что это не влияние высокой инфляции, а результат эффективной работы реального сектора экономики региона.
И. о. председателя комитета финансов Курской области Наталья Рудакова назвала бюджет следующего года реалистичным, отметив, что пока он на 10% меньше уточненной казны-2022. По доходам казна составляет 76 млрд, по расходам – 85,5 млрд рублей, дефицит достигнет почти 9,5 млрд рублей. Половина недостающих средств (4,8 млрд рублей) будет покрываться за счет кредитов в коммерческих банках. Госдолг вырастет до 17 млрд рублей. Как отметила госпожа Рудакова, федеральный бюджет еще не распределил субсидии и субвенции регионам. Курская область должна получить существенные транши на реализацию национальных проектов. Пока же в бюджете наблюдается уменьшение расходов по ЖКХ, а небольшой рост трат по таким статьям, как медицина и образование, нивелирует инфляция.
Несмотря на возражения и замечания оппозиции, бюджет приняли в первом чтении – по доходам большинством голосов: за – 32, против – 6. К обсуждению региональной казны вернутся уже на следующем заседании. Тогда казну утвердят и по расходам.
Кроме того, парламентарии утвердили новые должности в создаваемом правительстве, а также персоналии их руководителей. Как и предполагала редакция «Абирега», на пост министра финансов и финансово-бюджетного контроля Курской области депутаты одобрили кандидатуру и. о. председателя регионального комитета финансов Наталью Рудакову. На должность министра имущества региона – председателя профильного комитета Дмитрия Савина.
Как считает политолог Владимир Слатинов, переформатирование администрации области в правительство вполне укладывается в общероссийские тенденции. Но, например, в Воронежской и Белгородской областях правительства уже существовали. В Курской, Тамбовской и Липецкой областях такие реформы проходят. Если липчане пошли по пути чисто косметических изменений, просто сформировав правительство, не меняя названий большинства структур. То в Курской и Тамбовской областях проходят качественные изменения.
«В Курской области появились министры, первый заместитель губернатора стал председателем правительства – этого нет в других областях. Последние назначения дают понять, что структура переформатируется под новый формат, но кадровый состав останется прежним. Меняются наименования структур, статус их руководителей, но лица те же самые. Это означает, что костяк команды Старовойта можно считать сформированным и оптимальным для руководителя. Если и будут какие-то изменения, то, видимо, небольшие, – отмечает господин Слатинов. – Что касается необходимости получения согласия на назначение кандидатур некоторых министров, думаю, это усиливает статус регионального парламента».