WorldClass

19 марта 2024, 11:40
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Глава Департамента госрегулирования тарифов Воронежской области Евгений Бажанов: «Тарифы зависят от себестоимости услуг и накопившихся проблем»

06.12.2022 18:50
Автор:
Глава Департамента госрегулирования тарифов Воронежской области Евгений Бажанов: «Тарифы зависят от себестоимости услуг и накопившихся проблем»

Воронеж. 06.12.2022. ABIREG.RU – Аналитика – В декабре в Воронеже были повышены тарифы на некоторые услуги ЖКХ, а с 10 декабря горожан ждет рост цен на проезд в общественном транспорте. С чем это связано и когда жителям региона ждать улучшения качества обслуживания от ресурсных организаций и перевозчиков, в интервью «Абирегу» рассказал глава Департамента госрегулирования тарифов Евгений Бажанов.

– Федеральным правительством было разрешено с 1 декабря повышать тарифы на ЖКХ на 9%. Такой рост в нашем регионе случился для всех и на все услуги?

– Департамент не стал делать повышение повсеместно, а где возможно, даже сдерживал рост. По некоторым организациям тарифы вообще стали меньше, чем в прошлом году. Например, на вывоз мусора, отопление и на водоотведение. Конечно, из-за роста себестоимости на какие-то услуги приходилось повышать тариф. Но мы отводили большое внимание и росту заработных плат производственного персонала в сфере ЖКХ, который получает зарплату из того же самого тарифа. По многим организациям увеличение зарплаты было от 9 до 30%.

– Себестоимость растет в том числе из-за инфляции. Но у горожан всё же остается недоумение, почему цены растут, а качество вроде бы на том же уровне.

– Каждый год организации сферы ЖКХ представляют документы о том, что, например, производство кубометра холодной воды или киловатт электроэнергии дорожает. Поэтому, как бы ни хотелось, чтобы тарифы были заморожены, если растет себестоимость, то растет и стоимость конечных услуг. Надо отметить, что ежегодно тарифы растут медленнее, чем общий уровень инфляции в регионе и стране. Это касается и текущего года, и всех предыдущих лет. Помимо себестоимости значение имеет еще фактор износа сетей. Он накапливается, когда не вкладываются деньги не просто в модернизацию, а даже в поддержание нормального состояния. И, соответственно, сегодня мы пожинаем [плоды бездействия] 20-30 лет назад.

Вы привели мнение некоторых воронежцев, что цены растут, а услуги вроде бы того же качества. На самом деле количество аварий уменьшается. Приведу условную цифру: было 100 аварий, а стало – 95, а если бы тариф не повышался и своевременный ремонт не происходил, то было бы аварий не 100, а 110.

– А сами ресурсные организации вкладываются в модернизацию?

– В 2022 году общий объем инвестиционных программ составляет больше 6 млрд рублей, но организаций, которые их реализуют, не так уж и много. И тут мы видим определенный потенциал и вектор работы в 2023 году: нужно привлекать к инвестированию больше организаций, особенно из районов области. Понятно, что это не так просто: у каждой компании должен быть достаточно объемный документ с обоснованием затрат, нужно пройти несколько этапов согласования, и только после этого инвестиционная программа утверждается, а затраты включаются в тариф. Но в итоге этот фактор должен повлиять на улучшение [состояния] ЖКХ.

Отмечу, что ранее утвержденные инвестиционные программы будут выполнены в полном объеме, на сегодняшний день уже очень высокий процент исполнения. А это означает, что надежность и качество электроэнергии, водоснабжения и отопления будут выше.

– А государство как-то поддерживает сферу ЖКХ?

– Чтобы совсем устранить аварийность, нужны колоссальные деньги, и на федеральном уровне президентом принято решение, что будет развернута серьезная программа по вкладыванию бюджетных средств в модернизацию объектов ЖКХ. Есть прямое субсидирование, бюджетные кредиты с льготными процентными ставками под 3% годовых, разные механизмы по увеличению финансирования.

– 10 декабря цены на проезд в общественном транспорте также вырастут. Как был рассчитан новый тариф?

– Действительно, в этом году происходит увеличение тарифов, прошлое было в 2019 году. В начале года к нам обращались перевозчики, в их документах мы обоснования для повышения не нашли и отказали им. В конце лета с пакетом обосновывающих документов зашла администрация Воронежа. В этом случае формирование тарифа происходило по нормированным затратам. Есть методика Минтранса РФ, которая определяет, сколько затрат должен нести перевозчик, например, на зарплату водителям, ГСМ, амортизацию техники и т. д. По этим документам мы определили, что у нас тарифы вырастут до 26 рублей при оплате картой и 28 рублей при оплате наличными. Понятно, что при одинаковой цене себестоимость услуги малого автобуса меньше, чем у автобуса большей вместимости. Но администрация города изначально учитывала этот факт при формировании лотов на маршруты. То есть у перевозчиков есть маршруты разных классов, таким образом, соблюдается баланс: нет тех, кто получает необоснованную прибыль или работает ниже себестоимости.

– Возможно ли повышение цен на проезд с учетом инфляции в 2023 году?

– Рост тарифов на проезд у нас в городе <...> происходит скачкообразно, примерно раз в три года. Во многих городах, взять хотя бы Москву или наших соседей, тарифы на проезд изменяются, как и тарифы на ЖКХ, – каждый год. Соответственно, повышение плавное и неболезненное для жителей. Дискуссия по поводу изменения такого подхода может быть, потому что ограничений в законодательстве нет. Что касается следующего года, то будем смотреть, как развивается ситуация с себестоимостью. Не исключено, что нужно будет вести разговор о дальнейшем повышении тарифа на проезд.

– Воронежцы нередко сталкиваются с неисправностями в общественном транспорте и не понимают, почему должны платить больше. Эти неисправности случаются не от хорошей жизни, наверное?

– Да, вы правы, состояние транспорта ни у кого не вызывает иллюзий. Мы понимаем, что если ремонт не делать, то будет деградация транспорта, а чтобы делать – нужны деньги. В этой сфере сейчас точно нет тех прибылей, которые были в 1990-х. Потом разными темпами шло обновление автопарка, и вот сейчас наступил этап, когда транспорт, который обновили, нужно поддерживать в надлежащем виде. Иначе мы можем попасть в ситуацию, как в других городах, когда перевозчик говорит, что не может выйти на линию, потому что автобусы не работают.

– В прошлый тариф на проезд была заложена инвестиционная составляющая, чтобы перевозчики могли обновлять автопарк за свой счет. Но для муниципального «Воронежпассажиртранса» город и так покупает технику. Почему бы не сделать проезд в его маршрутках дешевле?

– У «Воронежпассажиртранса» расходы большие, потому что серьезные производственные базы по хранению автобусов, по их ремонту, есть штатный персонал, который проводит этот ремонт. У них серьезные затраты, связанные с троллейбусным парком, и убытки, потому что стоимость троллейбуса и его работы выше, чем стоимость автобуса. При этом тариф на проезд в нем такой же, хотя должен быть примерно в 1,5 раза больше. Пока мы не решим вопрос с тем, чтобы у нас увеличился пассажирооборот на муниципальных маршрутах, чтобы они больше начали зарабатывать, <...> придется дотировать из бюджета.

– Наверное, после повышения тарифов на проезд не стоит сразу ждать повышения комфорта в транспорте?

– Я уверен, что повышение тарифа обязательно скажется на техническом состоянии автобусов. Но не в контексте того, что на него установят новый кондиционер, а в том, что отремонтируют то, что нужно. Чтобы не получилось так, что автобус вышел на линию и остановился, ведь для перевозчиков это тоже убытки. Они тоже заинтересованы в обновлении автобусов, потому что такой транспорт требует меньших вложений в ремонт.

– Перед тем как вынести решение по новому тарифу, мониторил ли департамент уровень цен в других регионах? Ранее наш тариф был самым низким среди городов-миллионников.

– Города-миллионники по уровню тарифов мы, конечно, не догоним, там уже давно и 27, и 30 рублей, и больше. Конечно, информация о стоимости тарифа, например, в Казани может быть учтена просто как сигнал, что надо задуматься и перевозчику, и заказчикам услуги. Но надо учитывать, что в каких-то городах протяженность маршрута очень большая, а где-то всё компактно, то есть миллионник миллионнику рознь.

– Ранее некоторыми экспертами высказывались идеи «привязать» оплату перевозчикам к пройденному транспортом километражу. Как оцениваете такую идею?

– Об этом можно задуматься, когда мы введем автоматизированную систему учета, контроля и оплаты проезда. Когда будет полная прозрачность и перевозчики точно не смогут зарабатывать на разного рода манипуляциях с расстоянием. Можно тогда обсуждать какую-то дифференцированную стоимость как раз в отдаленных районах, где жители чаще других жалуются на нехватку транспорта.

Фото с сайта правительства Воронежской области

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0