Up

HeadHunter

Консервативная модель сбережений, интерес к драгметаллам и школы для фермеров – директор воронежского филиала РСХБ Галина Абричкина

Воронеж. 12.12.2022. ABIREG.RU – Топ-100 – Вот уже более полугода финансовый сектор нашей страны действует в новых условиях: запрет на переводы в другие страны, новые запросы клиентов на фоне санкций, волатильность на валютном рынке. Банкам приходится оперативно адаптироваться к ситуации и минимизировать риски для клиентов. Директор воронежского филиала Россельхозбанка Галина Абричкина рассказала «Абирегу» о том, в каких условиях сегодня работает финансовая сфера, о предпочтениях клиентов и новых проектах.

– Галина Борисовна, расскажите о том, как финансовый рынок отвечает на те вызовы, которые нам бросает нынешняя экономическая ситуация. Какие задачи стоят перед финансовым сектором в первую очередь?

– На мой взгляд, финансовый рынок отвечает на все вызовы достойно и своевременно, ведь за предыдущие годы были наработаны необходимые компетенции и сформирован запас прочности российской финансовой системы. Причем отклик на изменившиеся условия был мгновенным по всем направлениям и во всех отраслях экономики – как в масштабах страны, так и Воронежской области. Под председательством губернатора был создан координационный штаб по выработке оперативных решений, направленных на обеспечение устойчивости экономики региона. Ключевую роль во взаимодействии с участниками финансового сектора взяло на себя Главное управление Центрального банка Российской Федерации по ЦФО. Было сделано всё возможное и невозможное, чтобы обеспечить максимальную доступность для бизнеса льготных кредитных инструментов. И эта работа позволила обеспечить максимальную финансовую устойчивость предприятий региона, сохранить их ликвидность, рабочие места, продолжить начатые инвестиционные проекты и заложить предпосылки для реализации новых сделок.

Я считаю, что одной из первостепенных задач финансового сектора является оперативное реагирование на те запросы и потребности, которые возникают у бизнеса в связи с происходящими изменениями в экономике как в части кредитования юридических и физических лиц, так и в части их операционного обслуживания. И на мой взгляд, все ключевые игроки финансового рынка с этой задачей успешно справляются. Это мое сугубо личное мнение, но финансовый сектор смог достойно ответить на все вызовы и успешно пройти своеобразный финансовый краш-тест.

То количество перемен, произошедших за эти полгода во всех сферах жизни и экономики, беспрецедентно. В экономической литературе не существует аналогов или подобных кейсов. Никого из экономистов работе в таких условиях не учили.

– То есть, на ваш взгляд, в такой период неопределенности финансовый сектор проявил себя как сплоченная сфера?

– По моему субъективному мнению, правительство и Центральный банк при всей несбалансированности происходящего смогли обеспечить слаженную и четкую работу финансового сектора, и это меня порадовало. Уже сейчас в нашей стране проработан вопрос взаимодействия между различными ведомствами, это вселяет надежду на скорейшее разрешение всех имеющихся трудностей.

– Вы упомянули о запросах и потребностях бизнеса. Можете назвать основные запросы аграриев сейчас?

– Всё осталось в классическом варианте. Нашим клиентам, как и прежде, нужно убирать урожай, сеять его, кормить животных, финансировать проекты, выплачивать налоги и заработную плату, поэтому здесь запросы остались стабильными.

Однако есть некоторые нюансы, которые мы сейчас отмечаем в потребительском поведении как физических, так и юридических лиц. Среди запросов у физических лиц надо отметить снижение интереса к валюте и валютным вкладам. Это общероссийский тренд. Мартовское валютное ралли поубавило у многих веры в евро и доллары. Сейчас всё больше вкладчиков хранит сбережения в рублях. Плюс ко всему отмечается и снижение среднего чека потребительского кредита, где-то примерно на 15%. Надеюсь, это более разумное и правильное отношение к кредитным обязательствам, потому что времена непростые, рассчитывать свои силы при определении суммы потребительского кредитования нужно внимательнее.

Люди стараются вложить деньги в улучшение жилищных условий и воплотить в жизнь мечту о собственном доме, поэтому сохраняется спрос на сельскую ипотеку. Воронежцы хотят не только купить, но и построить собственный дом за счет средств этой программы.

Естественно, в области «пластика» по понятным причинам у нас тоже есть изменения. Ожидаемо повысился спрос на карты «Мир», которые фактически заменили зарубежные Mastercard и Visa. Мы смогли оперативно отреагировать на запросы рынка, предложив клиентам Россельхозбанка карты китайской платежной системы UnionPay. Они работают во многих странах мира, список государств, в которых они обслуживаются, постоянно меняется. По моему мнению, для потребителей, осуществляющих платежные операции за рубежом, это очень удобный финансовый инструмент.

– Какие инвестпроекты, которые финансировал ваш банк в последнее время, можете выделить?

– Воронежский региональный филиал за время своей работы профинансировал более 112 различных инвестпроектов. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, будет правильнее перечислить крупнейшие предприятия, сотрудничающие с нами в этом направлении и вносящие значительный вклад в экономику как страны в целом, так и нашего региона в частности. Это, естественно, и «Агроэко», и «Заречное», и «Эконива», и Молочный комбинат «Воронежский». Названные предприятия обеспечивают людей рабочими местами с достойными и стабильными заработками. Я часто бываю в разных районах Воронежской области, и когда обсуждаю с главами, они называют эти предприятия одними из лучших работодателей и подчеркивают огромный вклад этих компаний в развитие сельских территорий.

Лично я горжусь нашими воронежскими производителями, может, прозвучит несколько пафосно, но они прославляют наш регион. За пределами нашей области, к примеру, воронежские сыры, овощи или мясо являются своеобразным брендом, гарантирующим высокое качество продуктов.

– Вы сказали, что часто бываете на предприятиях. С какой целью? Проверяете, как реализуются проекты? Или же это ваша обязанность как руководителя?

– Все обязанности можно воспринимать по-разному. Во-первых, это архиинтересно. Во-вторых, бывать на предприятиях – это очень важный и правильный процесс. Так можно лучше понимать потребности клиента, определять, где есть точки роста в наших отношениях и что еще можно улучшить, ведь мы должны быть соменеджерами проекта для предприятия. Это позволяет понимать ход реализации проекта.

Нужно постоянно вникать в детали работы партнеров и постигать премудрости сбора урожая, посева и выращивания различных сельскохозяйственных культур, специфику их хранения и переработки. Зато такой подход позволяет чувствовать свою сопричастность к проекту и лучше понимать интересы клиентов. А это, в свою очередь, положительно влияет на эффективность любого проекта.

– Изменились ли запросы ваших «премиальных» клиентов?

 Я бы не сказала, что как-то сильно отличается поведение ВИП-сегмента. Прежде всего, мы наблюдаем более консервативную модель сбережения средств во всех клиентских сегментах, включая премиальный. Всё чаще премиальный сегмент размещает денежные средства на классических банковских вкладах и среди инвестпрограмм выбирает накопительные страховые программы с гарантированной доходностью. Естественно, стали популярны и карты UnionPay.

Еще можно отметить, что среди вкладных операций у ВИП-сегмента набирают популярность накопительные счета с возможностью совершать расходные операции без потери начисленных процентов.

– Почти все ключевые валюты попали под санкционные ограничения. Расскажите о том, как ограничения повлияли на зарубежные денежные переводы, а также валютные переводы внутри страны.

– Понятно, что сейчас большинство исходящих валютных платежей в ряд стран приостановлено. При этом рублевые платежи осуществляются в штатном режиме. Что касается валютных предпочтений, я уже сказала, что в целом объем покупаемой валюты и объем валютных вкладов сейчас имеет тенденцию к снижению. Я бы даже отметила, что основные средства из этого сегмента перекочевали в том числе в драгметаллы. Всплеск интереса инвестиций в драгоценные металлы (как в натуральном физическом выражении – слитки, монеты, – так и в открытие обезличенных металлических счетов) очевиден. Для примера: за третий квартал текущего года продажи натурального золота по нашему банку увеличились более чем в 50 раз. И эта цифра наглядно демонстрирует стремление людей сохранить и приумножить свои сбережения с помощью желтого металла.

– Какие именно драгоценные металлы сегодня в ходу?

 В основном это золото. Но также клиенты инвестируют в серебро и палладий.

– Центральный банк в феврале увеличил ключевую ставку до 20%, позже снизив ее до 14%. Сейчас она опустилась до 7,5% годовых. Какие изменения повлекли за собой такие скачки?

– Естественно, всплеск роста ключевой ставки был чувствительным, но из плюсов – он оказался достаточно кратковременным. Поэтому Центральному банку удалось уже через месяц после пика заложить тенденцию к снижению, а к июню 2022 года она и вовсе вернулась на дофевральский уровень. Сейчас она за два месяца остановилась на приемлемом уровне – 7,5% годовых. Это серьезно нивелировало все последствия. Поэтому, можно сказать, что в полугодовом горизонте эта ситуация не повлияла ни на кредитный портфель, ни на состояние наших клиентов в рамках финансирования.

– Как обстоит дело с поддержкой малого и микробизнеса, в частности фермерских хозяйств?

– Это очень мобильный сектор экономики, который всегда чувствителен ко всем льготам и ко всем ужесточениям мер или ставок. На мой взгляд, меры поддержки предпринимателей в сфере АПК, в том числе реализуемые Россельхозбанком, уникальны и носят комплексный характер. Они предполагают большое разнообразие: от эксклюзивных тарифных планов на банковское обслуживание исключительно для фермеров (таких как социальные бизнес-карты фермера, линейка кредитных продуктов, адаптированных под участников грантовой поддержки) до упрощенного процесса кредитования.

Сейчас, на мой взгляд, основные вопросы у аграриев заключаются даже не в финансировании, а скорее в том, как будет складываться рынок, какой будет урожайность и качество этого урожая. Поэтому Россельхозбанк ставит своей задачей формирование сплоченного сообщества фермеров и аграриев.

Проанализировав их потребности, мы выбрали следующие направления. В рамках продвижения продукции и вообще формирования вкуса потребителей к фермерским продуктам нами проводятся «Вкусные пятницы». Это акция, на которой фермеры Воронежской области знакомят жителей столицы Черноземья со своей продукцией и за счет этого увеличивают свои объемы продаж. Мы еженедельно проводим «Вкусные пятницы» на территории различных предприятий и организаций, чтобы люди могли принять в них участие, практически не отходя от рабочего места, просто выйдя на обеденный перерыв. Также упростить взаимодействие фермеров и покупателей помогает наше приложение «Свое», благодаря которому воронежцы могут делать заказы понравившейся фермерской продукции с доставкой на дом.

Россельхозбанком был реализован уникальный проект «Школа фермера» на базе Аграрного университета имени Петра I. Мы с привлечением возможностей, опыта и ресурсов регионального департамента аграрной политики и правительства Воронежской области, а также лидеров аграрного бизнеса обучаем по этой программе людей, решивших связать свою жизнь с фермерством. Разработана уникальная учебная программа, которая является для них серьезным подспорьем, потому что такого института, который мог бы научить «стать фермером» или повысить производительность и качество продукции, в нашей стране пока еще нет.

Кроме того, мы сотрудничаем с фондом «Органика». Воронежская область входит в пилотный проект, который занимается продвижением и популяризацией органической продукции. В рамках взаимодействия с воронежским департаментом аграрной политики мы поддерживаем агростартапы и вышеупомянутая цифровая экосистема для АПК и сельских территорий «Свое». А сейчас еще и реализуем проект «Школа юного фермера» на базе школы «Лидер» в Бобровском районе.

– Школа фермера только для начинающих?

– В нашем наборе есть разные фермеры. Были и небольшие производители молока, которые изучали непосредственно вопросы переработки. А были люди, которые только-только начали этот путь. Но теперь они могут друг с другом общаться, задавать вопросы, обмениваться опытом. Особо стоит отметить, что лучшие выпускники Школы фермера получают гранты, которые они могут потратить на развитие своего дела. В прошлом году их получили три выпускника, чьи работы были признаны наиболее интересными и перспективными.

– А в Школе юного фермера кто будет участниками?

– Те же самые школьники. Пока не могу раскрывать всех особенностей, но банк будет принимать участие в получении первой профессии нашими школьниками. Эта школа поспособствует формированию у подрастающего поколения интереса к важным и дефицитным профессиям в сфере АПК. В результате после получения среднего образования у ребят уже будет и первая профессия. Отмечу, что школа эта разрабатывалась по запросу наших крупнейших сельхозпроизводителей.

– Это школы платные?

– Нет, всё бесплатно.

– Сегодня Россельхозбанк входит в число крупнейших банков страны и лидирует среди кредиторов агропромышленного комплекса России, и Воронежский региональный филиал – яркий тому пример. Благодаря чему вам удается занимать лидирующие позиции на региональном рынке?

– За 22 года в нашем регионе РСХБ действительно заслужил репутацию надежного партнера аграриев. У нас была сформирована команда высококлассных специалистов. Но главное – были выстроены отношения с клиентами в части финансовых инструментов и взаимодействия, которое позволяет оперативно реагировать на запрос. Наши успехи – это успехи наших партнеров. На сегодняшний день мы сотрудничаем с крупнейшими агропредприятиями региона. На долю банка сейчас приходится более 50% всех инвестиционных проектов региона в сфере АПК. Это очень серьезная цифра. И, несмотря на вызовы, о которых мы уже говорили, наш филиал за девять месяцев этого года обеспечил объем выдачи льготных кредитов в размере 27 млрд рублей. Это на 12% выше, чем в прошлом году за аналогичный период. Безусловно, это стало возможным благодаря государственной политике, государственным льготным программам федерального и регионального уровня. И по-прежнему одной из приоритетных задач воронежского филиала остается дальнейшее финансирование значимых для региона проектов. На мой взгляд, ключевая роль банка здесь очевидна.

– В Воронежской области идет активная цифровизация. Какую работу в этом направлении ведет ваш банк?

– Абсолютно согласна, что будущее АПК и всей российской экономики напрямую зависит от внедрения новых технологий. Россельхозбанк сегодня делает ставку на цифровизацию как розничного, так и корпоративного бизнеса. Часть услуг мы также переводим в цифру. При этом наша задача заключается в том, чтобы все эти услуги были понятны и доступны нашим потребителям.

Я уже упоминала, что мы активно развиваем уникальную цифровую экосистему АПК и сельских территорий «Свое», которая включает в себя ряд взаимосязанных маркетплейсов. Площадка делится на В2В и В2С (розница и опт). Также разработан оптовый онлайн-рынок «Свое фермерство», где в удобном интуитивно понятном цифровом формате собраны все товары и услуги для эффективного ведения агробизнеса. Экосистема «Свое» вызывает огромный интерес у воронежских аграриев. Сейчас на площадке представлено более 1,5 тыс. товаров от 140 местных фермерских хозяйств.

На платформе «Свое» сейчас активно развивается площадка «Свое. За городом» – это первый в России агрегатор сельского туризма, где представлены региональные туры, например посещение мараловой фермы и экскурсия в деревню ремесел. Но это только начало процесса. Я думаю, что с наступлением весны, теплой погоды это направление выйдет на новый виток. И однозначно Воронежская область на двух турах не остановится.

Понимаете, Ирина, у нас в регионе производится масса интереснейшей продукции. Поэтому возможность посещения каких-либо сельских предприятий – это и копеечка, которая лишней не бывает для фермерства, и серьезное впечатление для клиентов. Особенно такой туризм важен для нашего подрастающего поколения, ведь многие намного лучше знают историю и достопримечательности Испании или Турции, чем знаковые места Воронежской области. А наш регион очень богат как на уникальные природные, так и на исторические памятники.

Экотуризм и входящие в него гастротуры помогают людям лучше узнать продукцию, которую производят у нас в регионе. К сожалению или к счастью, мы поколение, воспитанное торговыми сетями. Уникальность фермерских товаров – это тот эксклюзив, который Россельхозбанк помогает получить нашим потребителям. Вопрос в том, что у большинства фермеров нет возможности выхода на широкие рынки. Это должен быть совершенно иной товаропроводящий путь, который подходит для наших фермеров. Понятно, что Воронеж в хорошем смысле избалован этим. У нас есть уникальный Центральный рынок, на котором представлено очень много товаров, сделанных с душой из натуральных продуктов, а не по классическим шаблонам торговых сетей. Там представлено много уникальных производителей, включая производство самого рынка, что очень важно для фермеров. Эта сфера должна развиваться именно в части реализации. Соответственно, созданные для аграриев маркетплейсы помогают нашим клиентам найти своего покупателя.

– Галина Борисовна, расскажите, какие события регионального филиала, произошедшие в этом году, вы хотели бы отметить и какие планы строите на ближайшую перспективу для банка.

– Основным событием этого года именно в жизни банка я бы отметила наше новоселье, переезд в новый офис в деловом центре Воронежа. Большое значение мы уделили здесь, прежде всего, эффективному использованию рабочего пространства как для клиентов, так и для сотрудников.

Что касается достижений… Мы удержали кредитный портфель и удовлетворили запросы клиентов на наши услуги. Это важно, особенно в нынешней ситуации.

Что касается развития, то мы планируем создание и открытие в следующем году в Анне офиса нового, уникального формата – Центра деловой активности. Эта концепция впервые будет применяться на территории нашего региона. Она предполагает превращение офиса банка в центр притяжения для населения.

Кроме непосредственно банковских услуг в таком центре разместятся окно МФЦ, комфортабельная зона для коворкинга с бесплатной сетью Wi-Fi и зарядками, постаматы, «уголок здоровья» и даже переговорная для деловых встреч и рабочее место, оборудованное компьютером. Воспользоваться всеми услугами можно будет совершенно бесплатно.

Для удобства посетителей рядом с нашими центрами деловой активности будет оборудована парковка для автомобилей и велосипедов, а также места для отдыха на улице. Сейчас проект в процессе реализации в шести пилотных региональных филиалах. И Воронежская область входит в их число. Это будет синергия финансовых и нефинансовых услуг, что, на мой взгляд, является правильной концепцией развития сельских территорий.

– Не могла не заметить, что вы работаете напротив областной прокуратуры.

– Наш офис находится в деловом сердце города, и нет ничего удивительного, что рядом располагаются достойные соседи, такие как органы государственной власти, офисы наших крупнейших клиентов и других ведущих финансовых организаций. Мне вид из окна очень даже нравится, только работа директора не оставляет времени наслаждаться окрестными пейзажами.

, 09:36
Комментарии 0
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое