Воронеж. 22.12.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Ирина Мануковская на прошлой неделе официально встала у руля Государственной инспекции труда в Воронежской области. До этого она почти год возглавляла ведомство в статусе врио руководителя после ухода на повышение в Роструд Ивана Яцких. Журналист «Абирега» встретился с госпожой Мануковской, чтобы обсудить, как воронежские работодатели справились с частичной мобилизацией и удавалось ли сотрудникам отстаивать свои права во время действия моратория на проверки бизнеса. Также госпожа Мануковская поведала об изменениях в работе инспекции, поделилась статистикой по штрафам и нарушениям в период моратория и рассказала, чего ждать, в случае его отмены.
– Расскажите, какие функции выполняло ваше ведомство в рамках частичной мобилизации. Были ли жалобы, какого они характера?
– Жалоб от самих работников не поступало, но, конечно, когда началась мобилизация, у работодателей появились вопросы: каким же образом оформлять отсутствие сотрудника на работе, расторгать ли трудовой договор? Как быть с заработной платой, сохранять ли ее на период отсутствия? То есть Гострудинспекция приняла на себя все вопросы работодателей, проводила с ними консультации, объясняла, каким образом правильно поступить, чтобы не нарушить закон.
– И как правильно поступить? Уже не актуально, конечно, но на уровне слухов обсуждается вторая волна.
– Частичную мобилизацию объявили с 21 сентября, при этом на тот период в Трудовом кодексе РФ отсутствовали гарантии прав попавших под мобилизацию работников. По поручению президента у нас достаточно оперативно (уже 22 сентября) вышло постановление Правительства РФ, которое гарантирует за всеми, кто был мобилизован с 21 сентября, сохранение рабочих мест. Расторжение с мобилизованными договоров недопустимо, их можно только приостановить. Грубо говоря, мобилизация была объявлена 21 сентября, а постановление вышло на следующий день. Чуть позже начали вноситься изменения в отдельные нормы Трудового кодекса РФ.
– Получается, приостанавливают трудовой договор, а работник продолжает числиться? А что с заработной платой?
– С момента приостановления договора прекращается исполнение прав и обязанностей сторон, то есть работодатель тоже прекращает исполнение своих обязанностей, в том числе и по выплате заработной платы. Но та зарплата и иные выплаты, которые пришлись на период до приостановления трудового договора, работодатель обязан выплатить.
– Вы всех консультировали, но были ли всё-таки работодатели, которые не выполнили требования законодательства?
– Прислушивались, боялись нарушить, лишний раз всё-таки лучше проконсультироваться, подстраховаться, чем рубануть с плеча и уволить.
– Трудовой договор приостанавливается, соответственно трудовая единица уходит. Ее функции и обязанности кто-то должен выполнять, работодатель временно может взять другого сотрудника?
– Да, с одной стороны, единица заполнена, но рабочих рук у компании нет. В этом случае работодатель может заключить с другим работником срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. При этом за работником, который мобилизован, сохраняется рабочее место. Мобилизация рано или поздно заканчивается, и человек имеет право вернуться на свое рабочее место. В этом случае опять же закрепили гарантию. Предупредив работодателя за три рабочих дня до выхода на работу, сотрудник имеет право вернуться на свое место. Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. Соответственно, временного работника успеют уволить в связи с истечением срока действия договора.
– Человек на замене, получается, находится в шаткой ситуации?
– В подвешенном состоянии. С другой стороны, он идет на работу, зная, что у него срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
– Есть у вас статистика по компаниям, которые больше всего лишились сотрудников в связи с мобилизацией?
– Скорее всего, не отвечу на этот вопрос, потому что приостановление трудового договора оформляется работодателем в виде приказа, а этот приказ оформляет кадровое мероприятие, о нем нужно отчитаться в пенсионный фонд. Поэтому статистика может быть у них. Наше ведомство не отслеживает эту информацию.
– Еще в марте сказали о необходимости снижения давления на бизнес, проверки были заморожены. В связи с мобилизацией были ли отдельные послабления введены?
– Мораторий на проверки и так существенно ограничил контрольно-надзорные мероприятия – плановые проверки Гострудинспекции были отменены, внеплановые проводились только по очень узкому кругу оснований. В связи с мобилизацией дополнительных ограничений не вводилось, но вместе с тем введенные в марте ограничения действуют до конца этого года.
– Если коротко подвести итог, в целом воронежские работодатели справились с мобилизацией?
– Мы можем свидетельствовать, что к нам не поступало жалоб от работников или их родственников о том, что их незаконно уволили или не выплатили заработную плату.
– Как раз хотела уточнить: если человек уже мобилизован, родственники могут подать за него жалобу в случае нарушения его прав?
– Могут, но только при наличии надлежаще оформленной доверенности. Поскольку жалоб не поступало, можно сделать вывод, что работодатели поступили вполне грамотно, сохранили рабочие места и ждут сотрудников обратно. За мобилизованным работником сохраняются место работы и должность, период приостановления действия трудового договора засчитывается в трудовой стаж, после возобновления работы человек имеет право на предоставление ему ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время независимо от стажа работы.
Из нововведений еще: поправками в Трудовой кодекс планируют уточнить права мобилизованных. Тем, кто служил, могут дать преимущественное право приема на прежнюю должность. Речь о случаях, когда срок трудового договора истек во время его приостановки. То есть вернувшийся мобилизованный имеет право занять прежнюю должность, если она свободна. Преимущественное право при приеме на работу предлагают предоставлять в течение трех месяцев после окончания военной службы.
– Сейчас до сих пор происходит обновление законодательства по вопросам мобилизации?
– Да, учитывая, что предстоит период возвращения людей на рабочие места. Более того, точечные проблемы продолжают возникать. Бывают ситуации, когда работника мобилизовали и он не успел представить работодателю повестку и заявление о приостановлении трудового договора. А работодатель издает приказ о приостановлении на основании этих документов. Минтруд разъяснил, что, если работник уже призван, работодателю можно представить копию повестки. В таком случае рекомендуем работодателю получить копию повестки у родственников или направить запрос в военкомат.
– Мобилизацию мы с вами обсудили, предлагаю подвести промежуточные итоги работы за год.
– В связи с ограничениями на проведение контрольно-надзорных мероприятий, введенных в марте, к концу этого года существенно снижено количество проведенных Гострудинспекцией проверок, инспекционных визитов и рейдовых осмотров. Если в марте, по итогам трех месяцев, проверок было 756, то по итогам 11 месяцев их число выросло всего на 24, что свидетельствует о существенном снижении административной нагрузки на бизнес.
Рострудом разработан новый алгоритм работы с обращениями, который предусматривает максимальное взаимодействие как с заявителем, так и с работодателем для добровольного урегулирования вопросов по восстановлению нарушенных трудовых прав. Ранее при поступлении жалобы мы сразу выходили с проверкой. И, минуя санкции, работодатель не мог устранить нарушение.
Учитывая тенденцию на снижение давления на бизнес, мы сделали акцент именно на превентивные мероприятия. Проверки бизнеса сменились профилактическими мероприятиями, в ходе которых инспекторы помогают предпринимателям выявлять риски и не допускать их. В этом году наши инспекторы сделали свыше 4,5 тыс. профвизитов, в ходе которых вникали в ситуацию на предприятиях, помогали выявить риски, о которых даже зачастую работодатели и сами не подозревали, разрабатывали планы мероприятий по их недопущению. Плюсом, кстати, является то, что можно проводить профвизиты по видеосвязи, что особенно актуально для районов области.
В настоящее время в подавляющем большинстве случаев мы видим перестроение понимания бизнеса о цели визита инспектора труда от модели «выявил нарушения – выдал предписание и оштрафовал» к модели консультанта-помощника. Работодатели стали понимать, что мы приходим не чтобы наказать, а именно чтобы помочь не допустить нарушения.
– Сумма штрафов за нарушения, соответственно, тоже снизилась?
– Да, существенно. Если сравнивать итоги 11 месяцев, данный показатель снижен практически в два раза. Так, за январь-ноябрь 2021 года сумма наложенных штрафов составляла 57,5 млн, а за этот же период 2022 года сумма составила 26,6 млн рублей. На этот показатель повлияло в том числе внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Если раньше для возбуждения дела было достаточно факта выявления правонарушения, то теперь дело можно возбудить только по итогам проверки. Кроме того, штрафы сейчас назначаются «единым пакетом» за несколько нарушений, объединенных в одно производство. Более того, в случае отсутствия вреда жизни и здоровью людей, штраф автоматически подлежит замене предупреждением. Раньше КОАП закреплял это право за инспектором. Всё это существенные послабления для работодателя.
– А штрафы платят исправно?
– Процент уплаченных штрафов к наложенным составляет более 90%. Конечно, есть штрафы, которые не взысканы и направлены на принудительное взыскание в службу судебных приставов. При этом работодатели, которые не уплачивают штрафы и уклоняются от исполнения административного наказания, несут административную ответственность в виде дополнительного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ в двукратном размере от суммы неуплаченного.
– Ранее в Гострудинспекции говорили, что лидером по жалобам всегда была оплата труда. Изменилась эта тенденция?
– В структуре поступающих обращений по-прежнему большая часть вопросов касается невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы, выплаты расчета при увольнении. Однако проверки по оплате труда в связи с ограничениями на их проведение с марта текущего года были точечными, в том числе по обращениям работников о длительной невыплате заработной платы, и при условии согласовании их проведения прокуратурой.
– Отсюда выходит, как мне видится, что государство помогает бизнесу, снизив давление. Но права работников ущемляются, так как даже специальное ведомство не может сегодня по каждому обращению о нарушении трудовых прав провести проверку.
– Да, основания для проведения Гострудинспекцией проверок с введением моратория в значительной степени сократились. При этом осталась защита в лице прокуратуры или суда. Но опять же законодательство трансформируется: с 19 ноября из-под запрета выведены проверки, которые могут быть организованы в случае поступления от работников обращений, содержащих сведения о массовых (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца.
– С 19 ноября месяц прошел. Никто пока не обращался?
– Есть обращения, проверки по которым в настоящее время находятся в стадии согласования с прокуратурой.
– От работников каких компаний?
– Организация, расположенная в Борисоглебском районе, – ООО «Главмяспром».
– В прошлый раз во время интервью мы с вами обсуждали проблемы простаивающего аэропорта. С тех пор жалоб не поступало?
– Были жалобы по вопросам режима рабочего времени и оплаты труда, также на рассмотрение поступали постановления Воронежской транспортной прокуратуры о возбуждении дел об административных правонарушениях, инспектор Гострудинспекции в качестве специалиста выезжал на проверку с Воронежской транспортной прокуратурой. Из нарушений были проблемы с неоформлением совмещения и отсутствием его оплаты, несвоевременного ознакомления работника с графиками сменности, в ряде случаев был нарушен порядок объявления простоя и оплаты работы, фактически выполненной работниками. Выявленные нарушения устранены.
– А какие самые злостные нарушители в этом году были?
– В этом году «отличилось» ООО УК «Рудгормаш». У них очень долгое время фиксировалась задолженность по заработной плате, поступали многочисленные обращения работников, мы неоднократно проводили проверки. Выданное по итогам проверки в феврале этого года предписание о погашении задолженности 438 работникам на 31,35 млн рублей было исполнено частично, большая часть задолженности не была погашена (21,4 млн рублей). Судебные приставы помогли нам взыскать долг.
– Переломный год...
– Да, в последнее время мы постоянно находимся в условиях изменений. В 2020-м из-за ситуации с пандемией с целью поддержки предпринимателей вводился мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, а также были существенно ограничены возможности трудинспекции по проведению внеплановых проверок. В прошлом году в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности вступил в силу новый закон 248-ФЗ, который установил приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Этот год также внес изменения в работу инспекции. Мы попробовали на себе форму профилактических визитов. Раньше мы не знали, что это за зверь такой и зачем это нужно. <...> Сейчас бизнес не должен бояться контрольно-надзорных органов, лучше рассказать о проблемах, которые есть, и получить помощь в решении этих проблем.
– Если мораторий не продлят и свалится куча проверок, будет ли у вас хватать временных ресурсов и трудовых единиц, чтобы проводить профилактические мероприятия?
– Да, с введением моратория мы скорректировали нашу работу, при этом главной задачей инспекции труда по-прежнему остается предотвращение как массовых, так и единичных случаев нарушения трудовых прав работников. Будет ли продлеваться мораторий, покажет время. В любом случае гострудинспекция продолжит решать поставленные задачи по защите и восстановлению трудовых прав граждан, профилактике нарушений в сфере труда, обеспечению стабильности на рынке труда. Уверена, что мы справимся.