Воронеж. 30.06.2023. ABIREG.RU – Аналитика – Госдума приняла в первом чтении закон, который предполагает разовое изъятие в бюджет минимум 300 млрд рублей у крупных российских компаний, начиная с 2024 года. Речь идет о 2,5 тыс. организаций. Деньги будут изъяты в виде налога на ранее полученную ими сверхприбыль. Платить налог будут компании, у которых средняя прибыль за 2021 и 2022 годы превысила 1 млрд рублей. Закон обойдет стороной малый и средний бизнес, нефтегазовый сектор, угольщиков и плательщиков единого сельхозналога. «Абирег» вместе с экономистами разобрался, как этот законопроект скажется на компаниях из Черноземья, а также выяснил, кто же из местных производителей попадает под этот налог.
Эксперт Леонид Хазанов рассказал «Абирегу», что взимание налога на сверхприбыль направлено на поддержку федерального бюджета на фоне санкций. По его мнению, этот закон «вполне оправдан с политических и экономических точек зрения» на фоне того, какие «скромные» доходы ранее получили крупнейшие металлургические компании России, включая имеющие активы в Черноземье, – «Северсталь», группа НЛМК, «Металлоинвест», Объединенная металлургическая компания.
«Замечу, что владельцы металлургических предприятий Украины не скрывают, какую поддержку они оказывают армии своей страны. В то же время я не припоминаю за минувшие месяцы ни одного пресс-релиза, в котором кто-нибудь из отечественных металлургических производителей сообщал бы о выделении финансовой или иной помощи Вооруженным Силам России. Поэтому налог на сверхприбыль имеет и социальный характер, так как часть собранных средств может пойти на заказы для нужд специальной военной операции», – рассказал господин Хазанов.
Также эксперт пояснил, почему исключением стали нефтяные и сельскохозяйственные компании. «Это сделано в связи с тем, что у первых и без того высокая налоговая нагрузка и они обложены крайне жесткими санкциями, вторые – в связи с уплатой ими единого сельскохозяйственного налога», – рассказал собеседник издания.
Будут ли какие-либо экономические последствия для российских компаний? Леонид Хазанов считает, что говорить о крайне негативных последствиях для крупного бизнеса не стоит. «Поскольку дорогостоящие инвестиционные проекты заморожены или сдвинуты во времени, и к тому же некоторые организации решили не платить дивиденды по итогам 2022 года. Значит, средства на уплату налога на сверхприбыль у них есть», – уверяет эксперт.
Но откуда же взялась такая большая сумма налогов – не менее 300 млрд рублей? Как пояснил эксперт, она была рассчитана из прибыли попадающих под действие налога на сверхприбыль плательщиков и ставки 10%. «Речь идет, в общем-то, о щадящей сумме, и не думаю, что крупные компании России в целом и Черноземья в частности развалятся от уплаты налога на сверхприбыль», – считает Леонид Хазанов.
Таким образом, тяжелые последствия компаниям не угрожают в связи с выплатой налога. Но кто же всё-таки из черноземных компаний попал под действие законопроекта. Из компаний, работающих в Черноземье, новый налог в первую очередь ударит по металлургам – ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ПАО «Северсталь» (активы в Белгородской и Орловской областях) и компании «Металлоинвест» (Белгородская и Курская области).
В НЛМК «Абирегу» сообщили, что в компании «этот вопрос не комментируют». В «Северстали» оперативно получить комментарий также не удалось.
Что касается сельхозпроизводителей, то «Абирег» решил узнать у двух крупнейших предприятий – ГК «Эфко» и ГК «Агроэко», – попадают ли они под действие налога и как оценивают эту ситуацию. В «Эфко» сообщили, что компания попадает под налог, однако комментировать законопроект не стали.
Директор УК «Агроэко» и член совета директоров ГК Антон Косыгин также рассказал «Абирегу», что компания попадает под налог. При этом позицию компании касаемо законопроекта он пояснил коротко: «Закон вступил в силу – нужно выполнять, тут нет смысла что-то комментировать».