Воронеж. 04.09.2023. ABIREG.RU – В последнее время в Черноземье начали массово продавать турбазы. По мнению заместителя руководителя Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области – начальника отдела развития туризма Александра Кукина, это вызвано нерациональным подходом к бизнесу и отсутствием интереса развивать и вкладывать в него деньги.
Во время прямого эфира «Абирега» с Александром Кукиным поднимался вопрос участившихся продаж турбаз и глэмпингов в Воронежской области. Господин Кукин выделил несколько основных факторов, стимулирующих собственников к продаже своего бизнеса.
Так, первым фактором стал переход бизнеса по наследству. «Многие турбазы на самом деле устарели инфраструктурно. Часто бывает так, что вложить деньги в перестройку очень сложно. Надо понимать преемственность такой истории. Старенькую турбазу, к примеру, купил твой предок – папа или дядя. Он ее развивал, она ему нравилась. Скорее всего, он купил и отремонтировал ее под пенсию. Потом дяди не стало, и турбаза досталась кому-то по наследству, а ему не хочется этим заниматься. Туда еще и денег надо вложить. Это потеря интереса», – объяснил Александр Кукин.
Еще одним обстоятельством, которое существенно играет роль, является нерациональный подход к бизнесу. «История с кадровым потенциалом. Его надо нарабатывать постоянно – хорошие кадры надо держать рядом с собой. Сейчас, конечно, интересно внедрять энергоэффективные системы и в гностичный бизнес, базы отдыха. Это радикально повышает окупаемость, прибыльность проектов. На всех старых базах отдыха такого не было. Они привыкли «топиться» за очень бешеные деньги – тарифы подросли. И это стало менее эффективным. Сейчас технологии позволяют обходиться минимумом персонала, когда буквально для своей базы у тебя есть нанятая клининговая компания, а всё остальное делается электронно. Субподрядчики – очень удобно, потому что, <...> когда не сезон и домики простаивают, ты не платишь зарплату сотрудникам, а платишь только по факту какого-то обслуживания», – считает господин Кукин.
При этом начальник отдела развития туризма считает, что массовые продажи бизнеса также являются естественным процессом: «Точно такая же история происходит с магазинами, заправками и другим бизнесом. Это естественный оборот бизнеса. Закрывается один, открывается другой на новых технологиях».
Напомним, ранее «Абирег» общался с экспертами, чтобы узнать, почему продажи такого рода бизнеса резко участились. Тогда воронежский бизнесмен Сергей Слабунов объяснял, что многие не берут во внимание операционные сложности, а владелица турбазы «Серебряный ключ» Наталья Паринова придерживается мнения, что некоторые не умеют вести бизнес. В свою очередь, владелец базы отдыха «Сосновый бор» Александр Фролов объяснял продажу своего бизнеса тем, что потерял интерес.
Фотография с сайта foto-ram.ru