Воронеж. 15.06.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – По последним данным Минфина России, самый большой объем госдолга в Черноземье имеет Белгородская область: 15,863 млрд рублей (273 млн – долг муниципалитетов региона). Далее регионы Черноземья выстраиваются по убыванию как уровня социально-экономического развития, так и объема госдолга соответственно: Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская и Орловская области. При этом аналитики сомневаются, что региональные администрации Черноземья смогут отказаться от увеличения госдолга, поскольку бюджетные инвестиции на данный момент являются фактически основным «локомотивом» восстановления экономики.
Если анализировать объем существующего госдолга и планируемые показатели расходной части бюджета областей Черноземья, то, по словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, на обслуживание госдолга регионы должны тратить от 6% (Белгородская область) до 2% (Курская область) расходной части казны. При докризисных темпах роста экономики, составлявших в среднем в 2000 - 2008 годах от 8,6% (Белгородская область) до 6,4% (Липецкая область), такие расходы бюджета практически перекрывались ростом налоговых поступлений за счет роста экономики. Даже в условиях низкого развития российского долгового рынка это позволяло регионам успешно рефинансировать задолженность.
В то же время в ближайшие годы на фоне реструктуризации российской и мировой экономики, с учетом проблем «закредитованности» частного и госсектора, по мнению Александра Осина, ожидается снижение темпов прироста ВРП субъектов Федерации по сравнению с докризисным периодом. При таком раскладе темпы прироста госдолга областей ЦФО должны снизиться в 2 - 4 раза по сравнению с докризисным периодом. «В противном случае исходя из мировой практики позитивное влияние госрасходов на региональный ВРП будет в течение двух - трех лет нивелировано ростом ставок по займам корпоративного, потребительского и государственного сектора региона в связи с переоценкой рынком инвестиционных рисков по данному сектору заимствований», - считает Александр Осин.
Что касается все-таки возможности снижения госдолга, то в нынешней ситуации они кажутся аналитикам «крайне сложной задачей».
«Регионам предстоит выстроить программу увеличения ВРП и повышения уровня доходов казны, прежде всего - неналоговыми методами, поскольку уровень налоговых сборов в России, составляющий по разным оценкам от 30% до 40%, вряд ли может быть повышен», - пояснил Александр Осин. Он также добавил, что «проблема не только в уровне налогов, который становится сейчас «неподъемным» в связи со спадом в кредитовании, частном потреблении и спросе, но и в том, что усиление государственного контроля, в том числе в налоговой сфере в России в целом и в ЦФО в частности, ведется исключительно административными мерами».
«При этом уровень государственных инвестиций недостаточен для формирования устойчивого и крупного частного сектора долгосрочных и «прозрачных» по этой причине реальных вложений в экономику», - заключил аналитик.