Липецк. 29.11.2023. ABIREG.RU – Интервью – В Липецкой области с середины осени активно обсуждаются проблемы канализации частного сектора. В частности, речь идет о том, какую роль в этом процессе играет бизнес, а именно застройщики и предприятия. «Абирег» поговорил на эту тему с заместителем руководителя Донского бассейнового водного управления Андреем Устиновым.
– В октябре первый вице-спикер липецкого горсовета Борис Понаморев заявил, что отсутствие централизованной канализации в частном секторе может привести к тому, что уже в следующем десятилетии воду в Липецкой области нельзя будет пить. Действительно ли проблема стоит настолько остро?
– В Липецкой области для питьевых и хозбытовых целей используются только подземные водоносные горизонты. И именно подземные воды в первую очередь находятся под угрозой – из-за отсутствия централизованной системы водоотведения и повсеместного использования негерметичных накопителей бытовых стоков в районах частной застройки.
Неканализованный частный сектор в пределах водоохранных зон действительно оказывает влияние на качество вод водных объектов. Поэтому Водным кодексом РФ не предусмотрены столь популярные негерметичные накопители бытовых стоков. Сплошная малоэтажная застройка берегов реки Воронеж в черте города Липецка и выше по течению – это серьезная антропогенная нагрузка на водоем. В первую очередь из-за отсутствия фильтрации неочищенных бытовых и ливневых стоков.
– Равномерно ли загрязнена река Воронеж в Липецкой области?
– 64% всего объема сточных вод в Липецкой области фактически сбрасывается в одну точку. Речь о водовыпуске Липецкой станции аэрации и рядом расположенном водовыпуске ПАО «НЛМК». Выше по течению от города Липецка вода слабозагрязненная, в черте города – загрязненная, а в районе сброса очистных сооружений – грязная. Ниже по течению у нас нет промышленных предприятий вплоть до границ с Воронежской областью. Вода там проходит самоочищение водными биоценозами.
– Чем для водоемов опасны кустарные выгребные ямы, которые десятилетиями используются в частных домовладениях?
– Фильтрующие выгребные ямы задерживают часть взвешенных веществ из состава бытовых стоков, но растворенные загрязняющие вещества в полном объеме уходят в грунт. При этом под землей в отсутствие кислорода и природных биокомплексов естественная биологическая очистка не идет. Собственно, этим кустарные выгребные ямы и опасны.
– Как бороться с этой проблемой?
– Вопрос очистки воды и вопрос водоотведения – это разные вещи. Да, есть очень компактные локальные очистные сооружения. Они очищают воду. Но куда ее потом деть? Раньше допускался сброс на рельеф, но в последние годы нормативно-правовыми актами это не предусмотрено. Допускается только сброс в водные объекты.
– А как быть, если большой водный объект – та же река Воронеж – находится далеко от места сброса?
– Рассмотрим ситуацию, когда на территории предприятия есть естественная система, пригодная для водоотведения. Речь о малых реках, которые зачастую большую часть года стоят без воды. Озвучу крамольную мысль: лучше уж сточные воды будут поступать туда. Всё равно из этих малых рек никогда не будут пить, как и купаться в них. Конечно, сбрасывать туда неочищенные стоки – преступление перед природой. Но очищенные стоки после локальных сооружений – допустимо. Это повысит водность малых рек.
– Способен ли приход застройщиков, возводящих коттеджные поселки с центральной канализацией, помочь остановить наносимый водным ресурсам вред?
– В целом я противник застройки водоохранных зон, но законодательство, а именно ст. 65 Водного кодекса, разрешает строительство и эксплуатацию в пределах водоохранной зоны при ряде условий. Одно из них – строительство локальных очистных сооружений либо систем канализации и отведения на городские очистные сооружения. Наверное, индивидуальному застройщику нереально выполнить все требования, которые предъявляются к предприятиям и организациям, сбрасывающим очищенную воду в водные объекты. Что касается коттеджных поселков: почему бы и нет, если застройщики используют наилучшую доступную технологию очистки воды и им по силам выполнить требования, предъявляемые к водоотведению в водные объекты. Я думаю, это один из вариантов решения.
– Недавно на заседании природоохранного комитета Липецкого облсовета депутаты по обращению жителей села подняли тему строительства нового коттеджного поселка «Олимп» на территории селе Ситовка Липецкого района. Местные жители выразили тревогу, что обустройство центральной канализации нового поселка с локальным очистным оборудованием и отведением стоков в реку Воронеж ухудшит состояние водного объекта. Поясните, пожалуйста, какова ситуация с чистотой реки Воронеж в районе этого села?
– Я говорил о том, что дальнейшая эксплуатация коттеджей в водоохранной зоне возможна при выполнении ряда условий, одним из которых является водоотведение с очисткой локальными очистными сооружениями. Застройщик планирует их использовать. Что касается всей Ситовки, то я предлагал канализовать село в целом. Там есть еще две улицы, которые также находятся в водоохранной зоне, при этом централизованная канализация отсутствует. В этом населенном пункте плотная застройка. Если, как того и требует закон, все местные жители сделают себе герметичные накопители сточных вод, то ассенизаторские машины должны будут вывозить оттуда отходы чаще одного раза в месяц от каждого жителя. Я с трудом представляю себе вереницу техники, которая постоянно ездит по улицам Ситовки. Это создаст транспортный коллапс. Поэтому я считаю, что нам нужен пилотный проект строительства очистных сооружений и водоотведения в этом селе.
– Как представители управления ЖКХ отнеслись к вашей идее?
– Насколько мне известно, положительно. В настоящее время идет проработка новых программ, которые призваны восстанавливать водные объекты. В том числе проводится сбор информации о необходимости новых очистных сооружений. Также важно помнить, что помимо вопроса бытовых стоков есть вопрос очистки ливневых вод.
– Ранее представители «РВК-Липецк» публично говорили о том, что загрязнение почвы в районе артезианских скважин началось еще с середины 70-х годов XX века. Водоносный горизонт в том числе загрязняют промышленные предприятия и животноводческие фермы. Как именно указанные объекты наносят вред водным ресурсам?
– Есть известная в Липецкой области проблема нитратного загрязнения некоторых артезианских скважин, которую, как правило, связывают с деятельностью бывших животноводческих ферм и навозохранилищ советских времен. Часть скважин со сверхнормативными нитратами законсервирована, но проблема загрязнения подземных вод в целом пока нерешаема на современном технологическом уровне. Загрязнить мы умеем, а вот очистить – пока нет. Поэтому актуальность задачи предотвращения загрязнения подземных водоносных горизонтов как никогда высока. У нас решена проблема водоснабжения, но в вопросах водоотведения непочатый край работы. И базовые варианты решения – применение локальных очистных сооружений – как на предприятиях, так и в частном секторе. Если человек построил коттедж стоимостью несколько миллионов, потратить 50-100 тыс. на локальные очистные сооружения, наверное, не сильно большое обременение.
– Актуальна ли сейчас для реки Дон проблема большого количества фосфора, что связано с тем, что иногда рыболовы для размножения карасей используют навоз и другие биологические добавки, в которых есть фосфор? Превышен ли по данному элементу норматив допустимых сбросов в реку?
– В рекомендациях по прудовому рыбоводству советских времен предусматривалось применение минеральных и органических удобрений – для стимулирования развития естественной кормовой базы карповых рыб. Это осуществлялось в основном в начале летнего сезона, а к началу спуска рыбоводных прудов в сентябре-октябре биогенные элементы этих удобрений, в том числе фосфор и азот, в большей степени трансформировались в массу тела рыб. Поэтому, мне кажется, что актуальность поступления этого источника фосфора несколько преувеличена. Однако проблема всё же существует.
– И в чем ее причина?
– Мы видим ее в недостаточно очищенных сточных водах. Основной источник фосфора – это резко увеличившееся за последние 30 лет применение населением бытовой химии, в том числе средств для мытья посуды и стиральных порошков. А ведь фосфор – особый элемент. Именно он определяет, насколько разрастаются растения и зацветает вода.
– Что можно с этим сделать?
– Есть обнадеживающие эксперименты с микроводорослью хлореллой в качестве средства доочистки сточных вод. При этом интересно, что в любом водоеме общая масса микроводорослей превышает массу видимых водорослей на порядок и больше. Мы просто не видим их. Есть даже такое мнение, что мы дышим не тем кислородом, который вырабатывают леса, а тем, который вырабатывают микроводоросли.
– В каких реках в Липецкой области на сегодняшний день вода наиболее чистая?
– Нами не ведется мониторинг чистых рек. По понятным причинам нас больше интересуют загрязняемые. Но могу предположить, что чемпионами по чистоте являются Плющанка и Каменка – правые притоки Дона. Просто потому, что у них больше доля родникового питания. Что касается самых грязных, то я могу говорить только об участках рек. И это участок реки Воронеж в районе сброса Липецкой станции аэрации.
– Как вы контролируете загрязнение рек?
– Мы следим за сбросами. Анализируем отчетность предприятий и ежеквартально направляем информацию по всем случаям превышения в надзорные органы – Росприроднадзор, управление экологии и природоохранную прокуратуру. За последние годы всё больше и больше предприятий, которые сбрасывают стоки в пределах нормативов. За превышение показателей предусмотрены серьезные штрафы, поэтому прогресс есть. Мы понимаем, что муниципальные очистные сооружения кроме вопросов очищения воды решают и другие. Большинство очистных сооружений построены достаточно давно и не соответствуют современным требованиям энергоэффективности. Зачастую им приходится заниматься вопросом утилизации осадков, которые имеют неприятный запах. Поэтому не все те вложения, которые осуществляются в очистные сооружения, направлены на решение вопроса очистки. Есть и другие важные направления.
– Помогает ли бизнес в очистке водоемов и участвуют ли крупные компании в строительстве очистных сооружений?
– В Липецкой области все предприятия, осуществляющие сброс сточных вод, имеют очистные сооружения. Есть вопросы к качеству очистки, следует проводить капитальные ремонты и реконструкцию этих сооружений. Как правило, проблемные очистные сооружения принадлежат муниципальным предприятиям.
Вы задали хороший вопрос: почему бы бизнесу не подключиться к решению проблемы надлежащего состояния водных объектов, вопросов строительства очистных сооружений и их реконструкции? Донское бассейновое водное управление открыто для обсуждения таких инициатив и готово проконсультировать всех желающих в рамках действующего водного законодательства. Это же серьезная проблема. От этого зависит, что будут пить наши дети и внуки. Сейчас мы пьем воду хорошего качества, но что будет, если она ухудшится? Поэтому альтруизм представителей бизнеса востребован, а мы открыты для общения.