Воронеж. 25.04.2024. ABIREG.RU – Интервью – Вице-мэр Воронежа Людмила Бородина по своему профилю должна быть близка бизнесу больше других замов градоначальника Вадима Кстенина. Но есть ли у нее реальные инструменты, чтобы быть полезной предпринимателям? «Абирег» спросил об этом ее саму.
«Пролоббировали на поддержку бизнеса порядка 50 млн рублей»
– У мэрии традиционно напряженный бюджет, и прямая финансовая поддержка бизнеса, скажем так, скромная. А еще городская власть не может напрямую менять федеральное законодательство о предпринимательстве. Чем тогда администрация Воронежа и лично вы можете быть полезны бизнесменам?
– Да, у бюджета есть обязательства и возможности. Поэтому сначала деньги идут на то, чтобы закрыть обязательства. А уже потом – на возможности развития. И в таких условиях вижу два основных направления: лоббизм и консалтинг.
– Тот лоббизм, который про решение задач бизнеса, а не про коррупцию?
– Именно. Когда пришла в мэрию, объем финансовой поддержки предпринимательства был не очень высоким. Но президент за нас, [власть на местах], подумал, поддержал идею федерального правительства и разрешил регионам направлять часть налога по УСН в том числе и на поддержку бизнеса. Таким образом, часть налоговых поступлений от упрощенной системы налогообложения возвращается обратно в городской бюджет в виде финансовой поддержки малого бизнеса. На сегодняшний день это порядка 50 млн рублей. Теперь планируем доказать коллегам из облправительства через реальные кейсы, что такую поддержку надо наращивать, в том числе по приоритетному направлению – туризму.
– Про консалтинг: о чем чаще всего спрашивают Людмилу Бородину как вице-мэра по предпринимательству? И чем она лично помогает?
– Чаще всего – про разрешительную документацию. И, знаете, до сих пор 90-е у некоторых в голове. Буквально недавно с моими коллегами приключилась история: один местный бизнесмен прямо угрожал им и их семьям, пришлось даже обратиться к мэру. Через полтора месяца этот человек всё-таки сел за стол переговоров с вопросом, а как правильно оформлять документацию.
Другое: как правильно использовать средства господдержки. Предприниматели зачастую, узнав, что им выделят деньги, забывают, что проверка придет быстрее, чем эти деньги. Нужно отрезвлять людей, подробно рассказывая, как грамотно всё оформить.
А еще есть Координационный совет по предпринимательству при мэре. Вадим Юрьевич филигранно ведет диалог с любой аудиторией. На таком совете каждый может поднять волнующую его тему, и если она адекватна интересам поддержки бизнеса, то шеф берет ее на личный контроль. И далее требует с нас доклад, как вопрос продвигается.
– Есть расхожее выражение, что лучшая поддержка бизнеса от власти – не мешать. С другой стороны, вседозволенность для предпринимателей может создать риски и для населения, и для государства. Где вы видите границу разумного?
– Был случай, когда на одной из ярмарок Воронежа отравились сразу 19 человек, в том числе один ребенок: поели в местном общепите. Это я к тому, что предприниматели нередко не только не готовы к серьезным последствиям своей работы, [но и] повлиять-то не всегда могут на происходящее. Вот совершил ошибку повар... А владельцу торговой точки, что, сутками теперь над ним стоять и всё контролировать? Так это не работает. И только кажется, что проверок бизнеса больше, чем нужно. Надо готовиться к проверке тщательно, будучи ее участником.
Еще один случай: пожар на «Эникмаше», люди погибли. Следствие покажет, в чем там была реальная причина, но вряд ли руководитель <...> причастен к трагедии. Скорее, недосмотрел исполнитель. А как это можно было предупредить? Проверкой. И донести, что наказание за нарушение неотвратимо. Самоконтроль невозможен, ну не будет от этого счастья никому.
«В интернет-магазинах могут меня с цветами встречать – столько я там трачу»
– Как вице-мэр и как житель Воронежа что можете сказать о личном благосостоянии горожан? Об их потребительском поведении? И, главное, что с деньгами воронежцев будет через год? На больший срок сейчас уже как-то неприлично планировать.
– Глядя на количество покупателей в торговых центрах, на число занятых столиков в кафе и ресторанах, на машины на дорогах города, могу выразить личное мнение: с благосостоянием у воронежцев всё неплохо. Да, время непростое, да, есть незащищенные слои населения, и государство просто обязано им помогать, но в целом наших людей всегда отличала самостоятельность. В моем окружении есть немало знакомых, которые в последнее время открыли для себя помимо основного еще 2-3 дополнительных источника заработка, и сделали это абсолютно законно.
Что будет через год? Пугают всякими дефолтами. Но, во-первых, государство страхует население от потери накоплений на банковских счетах. Во-вторых, возможности найти источник дохода есть всегда, главное – верить в себя. Неважно, сколько раз ты упал, важно – сколько раз поднялся.
– Можно ли констатировать «смерть» наличных в обороте бизнеса? Ведь Воронеж – до сих пор город сферы товаров и услуг.
– Однозначно, да. И бизнесу надо просто смириться с этим, пришла эпоха тотального «обеления». Тут предпринимателям надо о другом беспокоиться: сколько клиентов уходит в интернет-магазины. Вот я, например, раньше принципиально ничего не покупала в интернете. [Теперь] интернет-магазины могут с цветами меня встречать – столько я там трачу (смеется). Ведь я кошатница (Бородина курирует в Воронеже и надзор за бездомными животными – прим. ред.), поэтому очень много покупаю всего для кошек.
«Воронеж проигрывает остальным в туризме только в продвижении»
– У Воронежа есть чем привлечь туристов. Почему это делается настолько несистемно и, мягко говоря, непрофессионально?
– Могу согласиться с тем, что целостной стратегии продвижения Воронежа как города для туристов нет. Пока нет. Но мы пошагово двигаемся вперед: точка Туристско-информационного центра уже есть на вокзале «Воронеж-1», планируется на проспекте Революции. Во время реконструкции Карла Маркса [нужно] сделать подобную точку и там. Нужна еще навигация для туристов и по городу, в том числе и на обновляемой Петровской набережной. Там же необходим современный магазин сувениров.
Конечно, с ограниченным бюджетом сложно двигаться быстрее. Например, договорились бесплатно разместить точку Туристско-информационного центра в «Амитале» на Пушкинской. Теоретически место, куда могут прийти туристы. Но по факту его оформили фактически под лестницей, где никто не ходит.
Нужен и мощный событийный календарь. У нас есть результаты и в этом направлении (демонстрирует буклеты). И с каждым годом поступательно мы будет наращивать потенциал.
– В чем Воронеж проигрывает другим городам России в развитии туризма и почему?
– Ни в чем, кроме продвижения. Вот сейчас столько шума вокруг Нижнего. Я лично с удовольствием приезжаю туда получить опыт. Воронеж ничем не хуже, но нижегородцы классно «упаковывают» свой продукт. Да, есть проблемы: я этой зимой была в Нижнем, там снега было – не пройти по улице, но люди к этому относятся чуть спокойнее. И местный таксист сказал, что это еще ничего! Из поездки в Нижний еще раз сделала вывод, что свой город нужно любить – и тогда его полюбят другие!