Тамбов 14.06.2024. ABIREG.RU – Аналитика – В Национальном экологическом рейтинге регионов России по итогам весны Тамбовская область оказалась на третьей строчке, пропустив вперед Москву и Алтай. И это очередной шаг назад, ведь еще зимой Тамбовщина была второй, а в предыдущие 12 лет – бессменным лидером.
В декабре 2022 года губернатор Максим Егоров получил сертификат о лидерстве Тамбовской области в экологическом рейтинге. После смены руководства в профильном министерстве и столь заметного падения эта награда выглядит как медаль за заслуги, которую вручают перед торжественной отправкой чиновника на пенсию. Что помешало региону удержать высокую планку и какие проблемы тянут Тамбовщину вниз?
Якорные проблемы
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» формирует рейтинг с 2007 года исходя из показателей по 21 критерию.
«Автоматическая система рассчитывает суммарный индекс региона. Результат этого расчета внимательно анализируется нашим экспертным советом. Я хочу специально отметить, что такого большого количества регионов нашей страны со сводным индексом 75 (из 100) и выше не было никогда за прошедшие 17 лет. Оценку «хорошо» (75 и выше) по итогам весны 2024 года заработали 40 регионов России! Еще 10 лет назад таких регионов было два – Тамбовская и Белгородская области, сельскохозяйственные регионы с небольшой промышленной нагрузкой», – рассказал председатель правления «Зеленого патруля» Андрей Нагибин.
Главными «якорями» могли стать «мусорные проблемы» и больной для тамбовчан вопрос о состоянии водных ресурсов, в первую очередь реки Цны.
«Абирег» уже писал, как реку от обмеления в 2022 году пытался спасти местный предприниматель Александр Романов. Он потратил 5 млн рублей на строительство плотины, но вместо благодарности от профильного министерства за спасение реки получил... уголовное дело. «Народную» плотину разрушили, чтобы через год на ее месте построить новую перемычку за 300 млн рублей. Пока министерство экологии во главе уже с Аллой Албеговой мерилось плотинами с неравнодушным предпринимателем, река продолжала терять бесценную влагу.
Ситуация штатная
Видимо, составителям рейтинга стала известна и ситуация в Никифоровском районе, который стремительно движется в сторону экологической катастрофы из-за нарастающего объема отходов. А ведь мусорная реформа затевалась как раз для того, чтобы подобные проблемы решать, а не множить. Однако жители в соцсетях и местные СМИ откровенно признаются, что до реформы было чище, чем сейчас.
Вероятная причина, как и во многих других регионах, – конфликт регоператора АО «Тамбовская сетевая компания» с переработчиком ООО «КомЭк». От борьбы не выиграл никто, а проиграли, прежде всего, жители области. Почти все легальные полигоны ТКО закрыли, мусор перенаправили на полигоны в Кирсанов и Моршанск. По мнению местных жителей, полигоны оказались совершенно не готовы к таким объемам, а города стали превращаться в помойки. Всё это закономерно вызвало острое недовольство граждан. Но министр экологии с такой точкой зрения не согласилась. Сетевое издание «Нос» пишет, что Алла Албегова отчиталась: «Ситуация штатная, в Кирсанове и Моршанске объекты по захоронению отходов функционируют нормально и в рабочем порядке».
Если бы в свое время ввели в эксплуатацию экотехнопарк «Центральный», то, возможно, ситуация с мусором не была бы столь критичной, однако и здесь возникли сложности из-за расположения вблизи населенного пункта. Местные жители собрали группу активистов, и тема переработки мусора быстро перешла в экологическую войну. Сроки строительства затянулись. Теперь экотехнопарк планируют запустить в июле 2025 года. Поможет ли он вернуть региону «зеленое» лидерство – вопрос без ответа. Ведь, как утверждают противники технопарка, полигон строят, несмотря на опасную близость грунтовых вод, а это уже прямая угроза всей экосистеме.
Общее дело или конфликт интересов?
«Что повлияло на изменение позиции региона в экологическом рейтинге? Ну уж точно не проблемы из области экологии. В этой сфере не изменилось ровным счетом ничего. А вот в политических отношениях изменилось очень многое. Если коротко – всему виной обострение конфликтов интересов», – говорит доктор политических наук, профессор, директор Центра исследования политических трансформаций Дмитрий Сельцер.
Пять лет назад он отмечал, что экологическая тема привлекла внимание людей и приобрела заметное политическое звучание.
Разбирая природу самых обсуждаемых экологических тем, господин Сельцер делает вывод, что у каждой проблемы есть своя – и немалая – история. Так, за проблемой ненадлежащего вывоза отходов стоит конфликт – борьба за этот рынок, длящаяся не меньше пяти лет. За темой неблагоприятного воздействия на экологию крупных животноводческих предприятий тоже конфликт – откровенная борьба интересов. И длится она еще со времен губернатора Олега Бетина. Плачевное положение Цны в районе Тамбова в текущем дискурсе носит сакральный смысл: красавица Цна – символ Тамбова – гибнет при «варяге» Максиме Егорове. Тема педалируется из-за разрастающегося внутреннего политического конфликта. Из того же ряда – публичная борьба госпожи Албеговой с несанкционированными свалками и застройки береговой линии Цны: эти проблемы возникли не вчера, им уже почти четверть века.
Смена лиц, но не приоритетов
Говоря об экодостижениях в прошлом году, губернатор Максим Егоров сделал акцент на том, что Тамбовщина дорожит репутацией «экорегиона», а сохранение природных богатств является общим делом бизнеса, власти и жителей. Однако господин Егоров признал, что вредить природе стали больше. Возможно, этим фактором и было обусловлено приглашение на должность главного эколога Аллы Албеговой из Кировской области с расчетом на ее взгляд извне и беспристрастность к местным компаниям, что могло бы помочь сдвинуть с мертвой точки застарелые проблемы.
Алла Албегова активно взялась за наведение порядка в береговых зонах и на землях государственного лесного фонда, где в последние лет 20 «растут» частные дома. Но то ли министр охладела к теме, то ли фамилии оказались слишком значимыми – существенных подвижек в данном направлении пока не отмечается. А заметное падение в «зеленом» рейтинге и вовсе ставит под сомнение правильность кадрового решения с приглашением чиновника извне.
«Убежден, что вместе с бизнесом мы должны приложить все усилия для сохранения природы Тамбовщины и оставить детям и внукам чистый регион», – пишет господин Егоров. Но, похоже, его слова о совместной работе с бизнесом госпожа Албегова трактует по-своему.
Несколько собеседников издания из Тамбова на условиях анонимности поделились, что сталкивались со случаями, когда на предприятиях находят якобы нарушение экологических норм, а после громкой пиар-кампании в пользу чиновников начинают переговоры с удобным для всех результатом. Вероятно, те, кто с таким подходом не согласен, и становятся объектами постоянной критики со стороны министерства экологии и лично его главы.
Так или иначе, в медийном пространстве часто мелькают в качестве нарушителей одни и те же компании: СТИНЭК, Биохимзавод, ООО «Тамбовтехмонтаж», «Авилон-Сервис» и еще несколько. При этом в открытых источниках официальных подтверждений найденным нарушениям нет, как и жалоб от населения.
Зато есть обращения на состояние плотины в Мордовском районе, которую размывает, на частные сельхозугодия в Воронинском заповеднике и платные зоны отдыха в Инжавинском заповеднике. Однако, кроме дежурной отписки в соцсетях, никакой другой реакции министерства найти не удалось. С таким подходом Тамбовщине недолго и вовсе покинуть «зеленый» рейтинг, распрощавшись с репутацией «экорегиона», заслуженной предшественниками Аллы Албеговой.