Воронежский механический завод как зеркало российской экономики
Мехзавод — одно из самых информационно закрытых предприятий Воронежа. Не потому, что тут факты скрывают, а потому, что факты эти — будь и рассказаны во всех подробностях — ничего среднестатистическому обитателю города не дадут. Ибо сложны и требуют особой подготовки. Тем не менее, как из реки Воронеж посредством Петра I когда-то проистек Российский флот, так из цехов ВМЗ проистекает Российский космический флот — кто бы что под этим ни понимал. И кризиса — в том апокалиптическом смысле, который стало модно придавать этому слову, — здесь не случилось. За подробностями мы обратились к генеральному директору ВМЗ — филиала ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» Александру Викторовичу Бондарю.
Натуральное хозяйство
— ВМЗ формировался, как и многие предприятия, по принципу натурального хозяйства или, если точнее, по предметно-технологическому замкнутому принципу, под которым подразумевается, что завод постоянно дееспособен во всех процессах — от получения шихты под литье до сборки высокотехнологичных серийных изделий. Включая испытания, упаковку и отправку в эксплуатацию.
Без ложной скромности можно сказать, что наш завод уникален. Ни на одном заводе в СССР, в России или СНГ никогда не изготавливалось такое многообразие ракетных двигателей одновременно. Все наши «родственники» (я имею в виду предприятия подобного плана) делают, как правило, один двигатель и его модификации. А ВМЗ со времен Советского Союза — единственный в стране завод, на котором с нуля изготовляется сразу несколько моделей жидкостных ракетных двигателей как для нужд космоса, так и для нужд «оборонки». За то время, которое завод занимается ракетной тематикой, запущено в серийное производство и изготовлено более 40 наименований двигателей, и все они нашли свое применение.
Четыре столпа
— Любые форс-мажоры (а их в российской экономике достаточно) оказывают негативное воздействие на производственные процессы и на финансово-экономическое состояние. Но у нас всегда есть возможность компенсировать негативные воздействия в одной сфере за счет другой.
Основное направление нашей деятельности — это производство ракетных двигателей. Объемы производства доходят до 75%, из года в год эта цифра меняется. Последний год у нас был стабильный, и дальше мы рассчитываем только на рост.
Второе направление — оборудование для газо- и нефтедобывающей промышленности. До 1990 года в России был единственный завод, производящий нефтегазовое оборудование — Бакинский завод. Деятельность ВМЗ была направлена на то, чтобы по импортозамещению удовлетворить потребности отечественной нефтегазовой промышленности. Была поставлена задача: уйти от импортного оборудования. И нам удалось эту задачу решить.
С 1989 года мы сотрудничаем с Газпромом, с частными газовыми компаниями и ведущими нефтяными компаниями. Мы делаем оборудование для добычи, бурения, разведки и немного — для транспортировки. Нами освоена номенклатура, которая позволяет закрывать практически любые условия эксплуатации этого оборудования не только в российских условиях, но и вообще в мире. Это оборудование, способное работать в очень сложных, агрессивных средах. География поставок — от самых южных окраин бывшего Советского Союза до стран Ближнего Востока, Вьетнама, Сингапура, США (с поставками в последнюю, правда, пока заминка в связи с кризисом).
Третье направление — это производство оборудования для РЖД. С 2004 года мы начали производить функциональные узлы и агрегаты для Коломенского тепловозостроительного завода. Коломенский завод еще не до конца оправился от кризиса, но, тем не менее, процесс уже пошел. С 2004 года мы выросли в объемах по этому направлению до 300 миллионов рублей в год.
И четвертое — это товары производственно-технического назначения.
Сложно — это интересно
— Что касается перспектив: при нормальном стечении обстоятельств мы рассчитываем в этом году получить дополнительно порядка 200-300 миллионов от ОАО «Газпром». Но в первую очередь мы, безусловно, свое будущее связываем с возрождением авиационной темы. Это производство поршневых авиационных двигателей для учебной и спортивной авиации. В 2007 году мы освоили редукторы для новых вертолетов КА-226, которые созданы для удовлетворения потребностей ФСБ, пограничной службы, санитарной авиации и т.д. Сегодня явно намечается рост объемов производства вертолетов и редукторов к ним.
Редуктор — довольно сложное изделие, и мы с удовольствием занимаемся этим. В прошлом году мы получили право называть себя держателями подлинников документации на двигатели серии М-14. Мы разработали собственный двигатель М9Ф, его вертолетный вариант. Сейчас ведем работы по сертификации в составе вертолета Ми-34 двигателей М9ФВ. Это современный двигатель со всей атрибутикой, которая присуща новым разработкам. Он найдет применение не только на Ми-34, но и на многих других машинах.
Двигатель М9Ф — это тот двигатель, который уже в течение нескольких лет выводит нашу сборную по спортивному пилотажу на первое место в мировых первенствах. Когда в Москве проходил МАКС-2008, на спортивном самолете, который взял первое место, на фюзеляже рядом с эмблемой фирмы «Сухого» стояла эмблема Воронежского механического завода. Это потому, что этот самолет оборудован двигателем нашей разработки. Он по отношению к М-14 на 15-20% выше по мощности, а по эксплуатационным свойствам и надежности превышает его
характеристики.
Рожденный ползать — летать не может?
— Эти двигатели, к сожалению, не находят более широкого применения по той причине, что у нас в стране отсутствует программа развития малой авиации. Государственная политика по этой части не работает. В США, к примеру, летают все, кто того желает. Пришло тебе в голову полететь — ты покупаешь самолет, и все. Есть воздушный коридор, в котором может находиться этот самолет в воздухе, есть диспетчерская служба, есть сеть обслуживания. У нас, к сожалению, это пока невозможно. Вы знаете, что «кукурузники» Ан-2 приказали долго жить? А ведь двигатели к ним делал Воронежский механический завод. Вся документация и лицензия на производство — у нас.
Сейчас существует много проектов по реанимации авиастроительного производства, ориентированного на потребности пограничных войск и учебных заведений военной авиации. Но они до сих пор не получили ни государственной поддержки, ни финансирования. Подобным проектом мы с ВАСО занимались когда-то. Но, к сожалению, по определенным причинам процесс консолидации не пошел.
Альтернатива Байконуру
— Сегодня вполне определенно рисуется перспектива создания космодрома Восточный — в качестве альтернативы казахстанскому Байконуру. Необходимость в этом назрела, поскольку по существующим нормам международного права нельзя иметь космодром на территории иного государства.
Сегодня ведущими институтами Роскосмоса определяется облик перспективных носителей, которые будут стартовать с Восточного. Естественно, будут определены и типы двигателей, их разработчики и изготовители. Уже ясно, что это коснется загрузки Воронежского механического завода: сегодня мы осваиваем камеру двигателя для перспективного ракетоносителя «Ангара». Это альтернатива нынешним «Протонам», но с более высокой энергетикой, работающая на экологически чистых компонентах топлива. (Именно этот фактор периодически осложняет наши отношения с Казахстаном: выбросы от несгоревшего топлива негативно сказываются на экологии Казахстана.)
Кроме того, перспективным является носитель «Союз-2-1Б», на котором будут использоваться двигатели производства ВМЗ, разработанные в КБ Химавтоматики.
А еще мы активно наращиваем объемы производства по двигателям 14Д23 и его модификаций для запуска с нового космодрома во Франции, откуда будут стартовать по международной программе четыре «Союза» в год.
Фантастика и реальность
— В недрах Роскосмоса зреет много планов по созданию новых тепловых двигателей — даже на фоне того, что сейчас развивается концепция использования ядерной и электрической энергии. Так что к вопросу о создании двигателя на альтернативном виде топлива: знаете, как у Некрасова? «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Реальный двигатель с использованием другого вида топлива с той же производительностью и с теми же затратами появится не раньше 2025-2030 годов. А до этого будут продолжать эксплуатироваться тепловые двигатели — может, на других элементах.
У нас реальной работы достаточно. Объем товарного выпуска в этом году должен превысить 3,5 миллиарда, ну а дальше рассчитываем на наращивание объемов выпускаемой продукции. Ведем поиск разных видов перспективной продукции, которые бы подходили по технологии ВМЗ.
Справка
Воронежский механический завод — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» — уникальный производственный комплекс с полным технологическим циклом создания и серийного производства жидкостных ракетных двигателей и оборудования для авиационной и нефтегазовой отраслей промышленности.
Основан в 1928 г. С 1957 г. производит жидкостные ракетные двигатели. Также ВМЗ выпускает поршневые авиационные двигатели для самолетов Як-18, Як-52, Як-54, Як-55, СМ-92, Су-26, Су-29, Су-31 и для вертолетов Ка-26, Ми-34.
Основные направления деятельности:
- производство жидкостных ракетных двигателей;
- производство оборудования и комплексов для нефтегазодобычи;
- производство поршневых авиационных двигателей.
Участие в космических программах и проектах
Национальные программы: «Восток», «Космос», «Салют», «Мир», «Энергия-Буран».
Международные программы: «Союз-Аполлон», «Вега», «Фобос», «Гермес», «Колумбус», «Темпо», «Иридиум»,
«Астра», «Панам-сат», «Инмарсат», «Экостар», «Хьюз», «Морской старт», МКС.
Численность сотрудников — 6 900 человек.