«Абирег» продолжает серию интервью в рамках проекта «Сумевшие». Наши «сумевшие» – это те, кто переживает два крупнейших экономических кризиса нового времени – пандемию и СВО. Эти люди не только остались на плаву, но и продолжили развиваться, не позволив маховику проблем их перемолоть. Сегодня разговариваем с бизнесменом Сергеем Ряжских – одним из основных игроков рынка такси Воронежа. Ежегодный оборот отрасли в столице Черноземья оценивается в 5 млрд рублей и имеет потенциал к дальнейшему росту.
– Что сейчас представляет собой рынок такси Воронежа?
– Начать стоить с того, что на воронежском рынке исторически сложилась одна из самых высоких цен аренды на машины для водителей по найму. При этом надо помнить, что вторую часть рынка составляют водители на своих машинах. Оценочно арендных авто в Воронеже около 5 тыс. штук, это порядка 2,5 млрд рублей выручки ежегодно. Вместе с заработком фактического монополиста «Яндекс.Такси» это будет уже порядка 5 млрд рублей в год, с учетом, что очень крупных владельцев таксопарков у нас нет. Я, например, занимаю долю в 2-3% примерно с 200 авто, и это вхождение в Топ-5 таксопарков города. А Топ-15 имеют от 80 до 200 машин. Всего в системе по Воронежу 20 тыс. транспортных средств, включая водителей на личных авто. Еженедельно на линию выходят порядка 12 тыс.
– И сегодня зайти на этот рынок нельзя, минуя «Яндекс»?
– В этом обходе уже просто нет смысла: раньше стояло две задачи: где взять водителей и где взять клиентов? «Яндекс.Такси» решил вторую задачу, тем самым убрав издержки таксопарков на содержание кол-центров и их инфраструктуры, а также на продвижение. И главное – «Яндекс» обеспечивает столько заказов, сколько рынок Воронежа пока даже не может переварить. К тому же айти-гигант частично решил и первую задачу: у водителя даже не стоит вопрос, в какой компании ему работать, де-факто он работает с «Яндексом», просто через конкретный таксопарк. А несколько лет назад было около 120 перевозчиков, и водители спорили, где же лучше. И их сомнения только добавляли им стресса.
– Говорят, СВО сформировала собственный рынок перевозок на такси. Что произошло?
– Да, это отдельный рынок, где поездки совершаются на далекие расстояния и стоят значительно дешевле, чем через «Яндекс.Такси». Скажем, из белгородских Валуек до Москвы – 20 тыс. рублей, тогда как через «Яндекс» примерно на 10 тыс. рублей дороже. В этом сегменте в стране сегодня около 30 тыс. машин. Рынок по большому счету существует в телеграм-каналах в «сером» виде: диспетчер за комиссию в 10% принимает заказы через тематические группы и сарафанное радио и подбирает на них водителей, готовых к многочасовым перевозкам. Сотрудникам такого рынка даже кажется, что они зарабатывают больше. Но, во-первых, за рулем приходится находиться значительно дольше, а это влечет за собой ДТП и поломки. А во-вторых, кратно растет амортизация машины: например, мой бывший сотрудник купил новый китайский автомобиль. Кредитный платеж в месяц – 74 тыс. рублей, а за полгода он накатал на ней уже 100 тыс. км. По большому счету потенциал этой машины – еще 150-200 тыс. км пробега, то есть через 8-9 месяцев она превратится в ничто. А кредитные обязательства водителя – еще на 6,5 лет, и под это нужен запас пробега на 1,2 млн км, что само по себе нереально. Будет ли водитель выплачивать кредит дальше? Большой вопрос. Так что здравой альтернативой для тех, кто хочет зарабатывать прилично и вдолгую, являются перевозки внутри города через «Яндекс.Такси» и, соответственно, таксопарк, который сдает машины в аренду.
– Каков рынок зарплат для водителей в Воронеже?
– Зависит от класса перевозок. За вычетом выплаты аренды авто и затрат на бензин в экономклассе это около 100 тыс. в месяц, в комфорте – порядка 135 тыс., в комфорте плюс – 180 тыс. рублей. Затраты на амортизацию берет на себя таксопарк. Трудолюбивые водители могут зарабатывать и больше: так, за три летних месяца в Воронеже один паренек заработал чистыми 700 тыс. рублей и еще выиграл от таксопарка путевку в пятизвездочный отель в Турции на всю семью.
– А кризис кадров на рынке такси Воронежа сегодня есть? С учетом фактора СВО.
– На всероссийских конференциях «Яндекс.Такси» постоянно звучит тема нехватки водителей. Но я с этим не согласен, если говорить о Воронеже: в местных таксопарках практически нет свободных машин. У меня вообще нулевой простой. Моя компания хоть сейчас была бы готова при наличии свободных денег приобрести в лизинг еще 30-40 машин, и рынок их «проглотит», не заметив. Да, проблема кадров есть, но касается она в большей степени Москвы: после теракта в «Крокусе» и соответствующего запрета на работу мигрантов простои авто в столичных парках достигают 40% от их общей численности. Но там и процент водителей-иностранцев изначально был запредельный – около 90%. А вот если добавить воронежскому рынку еще 0,5-1 тыс. машин, ни один инвестор не заметит снижения выручки.
– Неужели так высок спрос?
– Конечно, он сильно зависит от сезонности. Но все же видят постоянные сообщения в СМИ, что вызывать такси в Воронеже стало сложнее: время ожидания как будто бы выросло. В пиковые часы машин на линии особенно не хватает. Что касается платежеспособности воронежцев: появился тариф «Комфорт плюс», а спрос есть – в кафе, куда едут на такси, нет свободных столиков, а цена за поездку выросла, но машину ждать долго (улыбается).
– Какие проблемы для бизнеса сегодня ключевые на рынке такси Воронежа?
– Первое. Если раньше, приобретая в лизинг машины под аренду в такси с нулевым авансом, инвестор получал еще хоть какую-то чистую прибыль. Сейчас ключевая ставка такая, что получается небольшой убыток. Но если взнос будет не нулевым, то уже можно говорить о доходности, а срок окупаемости будет зависеть от размера этого самого взноса.
Второе – действия воронежских чиновников. Региональный минпромтранс почему-то по-своему понимает ФЗ № 580. По замыслу, закон предполагает наличие у таксопарка разрешений на перевозки – для каждого водителя. И вроде как без этого заказы от «Яндекса» недоступны. В итоге игроки рынка по-разному отнеслись к соблюдению закона, кто-то не сделал эти разрешения и всё равно работает на линиях! Да, нельзя ездить по выделенкам без штрафов, есть определенные санкции самого «Яндекса» внутри его системы рейтингования водителей, но, по сути, все продолжают зарабатывать. А мы, добросовестные предприниматели, уперлись в бюрократическую апатию: подаем все документы в минпромтранс, а нам отказывают по формальным причинам или просто ссылаются на высокую загрузку, затягивая время.
Дальше ввели обязательную самозанятость для водителей. Но в реальности она оказалась не такой уж обязательной: снова незначительные санкции от оператора – и каждый занимается извозом, как хочет. Ну а если водитель стал самозанятым, он может сам быть де-юре перевозчиком. Впрочем, через «Госуслуги» водители получают отказы. А если сами таксопарки делают от своих юрлиц разрешения водителям, то ФНС считает это трудовыми отношениями и выставляет налоги бизнесу – 43%, – которые таксопарк и не зарабатывает в действительности. Замкнутый круг.
– Почему тогда всё-таки сегодня есть смысл инвестировать в такси в Воронеже?
– Сдача квартиры в аренду приносит 3% годовых, а при правильном подходе вложения в такси – 50-60%. Как получается эта цифра? Во-первых, покупка новой машины через «Яндекс.Такси» – это скидка около 20% от цены в салоне. Во-вторых, машина не дешевеет с годами, а в отдельных случаях и дорожает, в зависимости от спроса на марку и модель. То есть получается высокая остаточная стоимость. Возьмем «Ладу Гранту»: даже с нулевым авансом при ставке лизинга в 30% она окупится за 3 года. Вычитаем из доходности лизинг и получаем рентабельность бизнеса около 20%. Конечно, если вложить 100 тыс. и заработать через 3 года 1 млн рублей, это одна история. А вот уже более-менее ощутимо будет, если зайти на рынок примерно с 10 млн рублей.