Судебные вердикты станут доступнее
1 июля вступил в силу закон, повышающий прозрачность судебной системы. Отныне суды должны размещать в Интернете решения и приговоры, вынесенные по гражданским и уголовным делам и вступившие в законную силу. Любой желающий сможет зайти на сайт областного или районного суда и почитать документы.
И здесь сразу возникает вопрос — а как же тайна частной жизни? Вряд ли человеку понравится, когда широкая общественность узнает, что его, к примеру, ограбили или судят за долги по кредитам.
Впрочем, участникам процессов не стоит сильно волноваться. Законодатели предусмотрели этот аспект и установили специальное ограничение: личную информацию при публикации актов необходимо скрывать.
Без имен и фамилий
В конце 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, открывающий широкий доступ к деятельности судов. В соответствии с ним год назад в Интернете заработала программа ГАС «Правосудие», объединившая сайты всех судов страны. В каждом регионе у крупных судов появился собственный ресурс, на котором регулярно публикуются новости, нормативные акты, информация о рассмотрении уголовных и гражданских дел. Посетители, зайдя на страничку, видят, когда и во сколько пройдет слушание, кто в нем участвует, в чем причина спора и по какой статье обвиняется человек. Все это, по замыслу авторов закона, повышает открытость судебной системы. И вот с 1 июля наступил самый важный период реализации закона: суды обязаны размещать на сайтах и принятые акты. Что это значит и к чему приведет?
Теоретически публикация решений должна выглядеть следующим образом. На ресурсе суда создается специальный раздел, в нем посетители найдут тексты решений и приговоров. Чтобы у участников процессов не возникло проблем, в актах не будут указываться инициалы человека. Останутся фамилии судей, адвокатов, прокуроров. Кроме того, можно изменять место действия, сокращая до первой буквы названия — допустим, названия остановки или магазина. Остальное — фабулу, сюжет — скрывать нельзя.
Понятно, что открыть двери нараспашку суд не может. В законе утвержден перечень дел, недопустимых к публикации. Есть процессы, связанные с гостайной, и они, естественно, будут закрыты. Неэтично разглашать и подробности дел об изнасиловании, педофилии, тайне усыновления, оспаривании отцовства, признании гражданина недееспособным или направлении на лечение в психиатрическую лечебницу.
Для кого — не ясно
Все это в теории, а вот как будет на практике, сейчас трудно сказать. Первое, с чем столкнулись суды — это объем информации, необходимый для обнародования на сайтах.
— В производстве нашего суда находится 2,5 тысячи гражданских и 300 уголовных дел, — говорят в Коминтерновском суде. — Насколько реально поместить все решения и приговоры на сайт, мы пока не знаем.
Действительно, если учесть, что документ может состоять из десятка, а то и сотни страниц, в которых нужно изменить фамилии и названия, дело окажется достаточно хлопотным.
И второй нюанс, волнующий служителей Фемиды — какие документы обнародовать, а какие хранить в тайне. Несмотря на то, что закон вроде бы четко разграничил дела, каждое из них индивидуально.
— Нередко в уголовных делах (например, о кражах или разбоях) в качестве свидетелей, не говоря о потерпевших, фигурируют несовершеннолетние, — размышляют в Железнодорожном суде. — Вывешивать эту информацию на сайт или нет, нам непонятно.
Кроме того, если в судебных актах можно менять фамилии, названия опознавательных мест, для кого будет полезна такая информация? Непрофессионалы, обычные граждане, ничего в обезличенных документах не поймут, а профессионалам и без них все ясно.
Хранят молчание
В Воронеже пока пассивно отнеслись к исполнению нового закона. Районные суды в городе и некоторые — в области на своих сайтах либо ничего не опубликовали, либо разместили решения и приговоры, вынесенные в феврале — июне. Пожалуй, самая большая нагрузка ляжет на областной суд, в котором не только рассматриваются уголовные и гражданские дела в первой инстанции, но и обжалуются решения в кассации. Для сравнения: отдел по обеспечению кассационного рассмотрения уголовных дел за день разбирает от 30 до 50 жалоб. Впрочем, сейчас на сайте областного суда — также без изменений.
Алла Серебрякова
Берег, №72, 8 июля 2010 г.