12 января 2025, 00:54
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Операция «Кооперация», или Пайщики последнего дня

22.07.2010 15:51
ПЕЧАЛЬНО известный кооператив «Финансист» в Воронеже, что «МММ» — в России. Его банкротство было предрешено, а спасение утопающих (обманутых пайщиков) растянется на долгие годы. Однако активное подключение к решению вопроса главного федерального инспектора по Воронежской области Сергея Чабана позволяет надеяться, что данный процесс может ускориться.

ПЕЧАЛЬНО известный кооператив «Финансист» в Воронеже, что «МММ» — в России. Его банкротство было предрешено, а спасение утопающих (обманутых пайщиков) растянется на долгие годы.

Однако активное подключение к решению вопроса главного федерального инспектора по Воронежской области Сергея Чабана позволяет надеяться, что данный процесс может ускориться. Перспективам погашения задолженности «Финансиста» перед вкладчиками была посвящена совместная пресс-конференция Сергея Чабана и конкурсного управляющего организации Игоря Вышегородцева.

По признакам мошенничества

Напомним, что НО КПКГ (некоммерческая организация кредитный потребительский кооператив граждан) «Финансист» работала на воронежском рынке около 5 лет. Согласно федеральному закону «О кредитных потребительских кооперативах граждан», КПКГ создается гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. «Финансист» привлек около тысячи пайщиков. В марте 2009 года в организации была введена процедура наблюдения, в сентябре — конкурсное производство. С июля 2009 года продолжается уголовное дело по признакам мошенничества в деятельности организации. На настоящее время исполнены требования кредиторов на сумму около 9,4 млн. рублей (или 3,9 % реестровой задолженности).

«МММ» по-воронежски

«Банкротство подобных организаций всегда сопровождается скандалами», — заметил на пресс-конференции конкурсный управляющий Игорь Вышегородцев. Уточним, банкротство вообще вещь скандальная. Это в наш переходный период от капитализма озверелого к неизвестно чему «неспособность должника платить по своим обязательствам» воспринимается как нормальное явление.

А в принципе, тут что ни возьми — все за гранью добра и зла. Начнем с того, что замышлялся «Финансист» как откровенно ростовщическая организация: даешь в долг рубль, берешь обратно — рубль-двадцать. Один древний пророк (живший до эпохи развитого материализма) предупреждал соплеменников от увлечения давать в долг в рост. Грозил, что для души это чревато погибелью. Но кто в веке сем слушает пророков?

Впрочем, если даже вопросы о душе вынести за скобки, есть в истории свежие примеры, предостерегающие от разных «финансистов». Тот же «МММ» ославился на всю страну. Его вкладчики 15 лет преследуют зиц-председателя Мавроди. Казалось бы, их пример — другим наука. Ан нет.

В интересах следствия

Отчего же проблемами любителей процентной иглы озаботился сам главный федеральный инспектор?

— В принципе, все подобные кооперативы по закону работают, то есть — в правовом поле, — заявил Сергей Чабан. — Но вот сейчас мы разбираемся в этом деле и видим, что вернуть средства кредиторам будет проблематично. А это в основном пенсионеры, пожилые люди, которым надо помочь.

По словам Сергея Чабана, он получил огромное количество обращений пайщиков кооператива, которые содержали противоречивую информацию.

«Не все люди понимают роль конкурсного управляющего и мою роль. Были призывы понуждения управляющего на возврат средств. Однако я уверен, что деятельность конкурсного управляющего прозрачна, а процедура банкротства проходит в соответствии с требованиями законодательства. Я полностью в курсе хода расследования правоохранительными органами обстоятельств банкротства кредитного потребительского кооператива «Финансист». Интересы следствия не позволяют в настоящее время обнародовать подробности. Однако его результаты, уверен, удовлетворят общественность», — отметил главный федеральный инспектор.

Ушли в подполье

Далее слово логичным образом взял Игорь Вышегородцев. Для справки — он был назначен конкурсным управляющим осенью прошлого года, когда Воронежский арбитражный суд принял решение о признании некоммерческой организации банкротом и введении там конкурсного производства.

Он напомнил участникам конференции краткую историю «Финансиста», которую мы предлагаем читателям в вольном пересказе.

Итак, «Финансист» работал на территории области в течение пяти лет, что для некоторых вкладчиков уже являлось гарантией его надежности. Вкладчикам обещалось до 20% годовых. Основными пайщиками «Финансиста» стали люди пожилого возраста, которые принесли в «Финансист» почти все свои сбережения — всего на сумму более 360 млн. рублей. Основные суммы через лиц, приближенных к руководству кооператива, направлялись в долевое строительство и скупку недвижимости.

В начале весны 2009 года рядовые члены кооператива вдруг обнаружили, что «Финансист» ушел в подполье. Обычно приветливые председатель и секретарь пропали, офис не открывался, телефоны не отвечали. «Финансистом» заинтересовались правоохранительные органы. Летом прошлого года в отношении руководства предприятия было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».

Игорь Вышегородцев подчеркнул, что установить активы доставшейся ему организации долгое время было почти невозможно. «Только благодаря вмешательству главного федерального инспектора мне удалось получить у правоохранительных органов документацию кооператива, необходимую для установления и возвращения активов «Финансиста». Отсутствие этих документов затянуло процедуру и вызвало беспокойство пайщиков», — сообщил он.

«Опытная рука извне»

«На сегодня установлено 787 пайщиков, перед которыми есть задолженность. Общая реестровая задолженность кооператива составляет 234,5 млн. рублей, а установленные активы — более чем 250 миллионов. Таким образом, есть все основания для уверенности, что конкурсное производство завершится удовлетворением требований всех кредиторов», — оптимистично завершил свою речь конкурсный управляющий, но затруднился назвать срок завершения банкротства.

Ранее Игорь Вышегородцев намекал на «опытную руку извне, которая пытается дестабилизировать ситуацию по процедуре банкротства». Журналист «Берега» попросил прямо назвать злых гениев «Финансиста».

— У меня нет никаких прямых доказательств, не могу назвать пароли, явки — ответил Игорь Вышегородцев, — но есть косвенные вещи, которые я вижу. Лично у меня как у человека, занимающегося юриспруденцией, вызывают вопросы профессионально составленные жалобы в суд от людей, которые не то что писать — говорить связно не в состоянии. Или — некоторые пайщики предлагали перевести все активы кооператива в другой, занимающийся также выдачей денег под проценты. Откуда тогда возьмутся средства для расчета с кредиторами, если все имущество выведут?

Вообще, на неадекватность поведения «некоторых пайщиков» Вышегородцев указывает на протяжении всей истории своего конкурсного управления. То один кредитор был прямо в здании суда избит деревянной тростью другого кредитора. То кто-нибудь устроит иной публичный скандал. Часто звучат из уст «некоторых пайщиков» обвинения во всех тяжких в адрес конкурсного управляющего.

При этом Игорь Вышегородцев обиделся за пострадавших пайщиков, когда ваш журналист назвал их «ростовщиками с сомнительными желаниями» и предложил пообщаться с «конкретными несчастными людьми» после пресс-конференции.

По именам и фамилиям

Грустный мужчина 60 лет, назвавшийся Валерием Петровичем, поведал такую историю. В офис «Финансиста» его привела реклама. Было у него 120 тысяч, отложенные для операции на сердце; решил увеличить сумму. Отнес деньги в кооператив. Не повезло Валерию Петровичу, оказался он пайщиком последнего дня. Вскоре кооператив пошел на дно.

Валерий Петрович рассказал, что одну женщину, товарища по несчастью, он «практически спас от смерти»: «Она уже хотела выбрасываться с балкона, потому что отдала «Финансисту» все, что скопила для обучения дочери в вузе на платном отделении. Но я уговорил в критический момент, удержал от шага в бездну».

Было видно, что Валерий Петрович рассчитывает на эффективность деятельности конкурсного управляющего и главного федерального инспектора по Воронежской области.

Но слушаешь такие истории и невольно думаешь, как мало человек учится на чужих ошибках. И сколь мизерный срок нужен нам, чтобы забыть чужой кошмарный опыт. И еще — хочется, чтобы по завершении следствия нам больше не рассказывали про «опытную руку извне», чуть не сказал — «невидимую руку рынка». Нет уж, давайте — всех, кто нажился на стремлении воронежцев к халяве — по именам и фамилиям. Или опять во всем будет виноват кто-то вроде Мавроди?

Виктор Лиходзиевский
Берег, №78, 22 июля 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0