Речь здесь идет про Федеральный закон 254-Фз от 23.07.2025.
Автор давно уже слышал про его принятие и ничего принципиально нового и крамольного не усмотрел, но глядя на организованную панику источников, в том числе именующих себя профи в праве, решил еще раз разобраться, откуда пошли байки про автоматические доначисления и загон всех в цифровое рабство.
Начать надо с того, что налогоплательщики уже давно все в рабстве, ФНС знает про них все и вся, у каждой компании есть досье, где все плюсы, минусы, риски и просто общие характеристики, поэтому этот закон ничего нового точно не внес.
Все то, что ФНС получила право анализировать, она анализировала и раньше, только сейчас решили это воплотить в некую оценку, которая должна иметь определённую форму и по определенной методике (которую должна сама ФНС и утвердить, что всех очень возмутило).
На самом дел, и сама оценка давно уже ведется и наблюдать ее можно в личном кабинете налогоплательщика, в разделе «Как меня видит ФНС».
Если обратиться к пояснительной записке к законопроекту, в этом и был смысл закона - придать законную форму этой оценке и начать официально представлять эти сведения по запросам третьих лиц.
Для налогоплательщиков это конечно грозит дополнительной проблемой - в споре об осмотрительности теперь обязательно начнут интересоваться оценкой контрагента, и при отсутствии запроса в ФНС о контрагенте, начнут этим тыкать в лицо, это факт.
Но вот положений о том, что ФНС получила новые полномочия на проведение мероприятий налогового контроля, на доначисление и взыскание без проверок, в новом законе обнаружить никак не удалось, из чего следует вывод, что форсящие этот бред СМИ и телеграм-каналы то ли решили привлечь к себе внимание, то ли не читали этот закон, то ли выполняют некий информационный заказ, логика которого лежит вне пределов разумных рассуждений и чтения закона.
Объективно говоря, эта оценка, равно как и сведения из Прозрачного Бизнеса, для добросовестных налогоплательщиков лишний повод перестраховаться и убедиться в добросовестности контрагента, а для недобросовестных лишняя препона на пути доказывания, что вот тот самый технический контрагент вполне себе ничего и мол поставить абсолютно все, от канцелярских товаров до запчастей от ракеты.
Больше ничего интересного в этом законе автору обнаружить не удалось, а расширительное паническое толкование анонса закона иначе как бездумной истерией и назвать нельзя.
Да, сам по себе лишний цифровой ошейник на бизнесе никого не вдохновляет, но и на ситуацию он никак не влияет.
Само по себе наличие этой оценки от ФНС, в том числе негативной, не является свидетельством или доказательством налогового правонарушения, как в свое время неверно трактовали налоговые разрывы в АСК НДС-2, которые также основанием для доначисления не являлись.
Сформированная в последние 3 года практика оспаривания решений налоговых органов давно уже говорит, что невозможно проявить осмотрительность, если за тебя взялись, хоть как проверяй контрагентов - через интернет, сервисы ФНС, прочие коммерческие сервисы, да как угодно.
Если к тебе привязались с осмотрительностью, невозможно доказать что ты ее проявил, хоть какие аргументы ты представь налоговикам и суду, ты все равно априори виноват.
При таких обстоятельствах, лишняя строчка в акте о том, что налогоплательщик не запросил оценку по спецкритериям у ФНС никак не ухудшит ситуацию, равно как ее и не улучшит тот факт, что налогоплательщик заблаговременно эту оценку запросит, с этим просто нужно смириться.
Поэтому с точки зрения автора, вокруг этого закона разведен странный ажиотаж и непонятно для чего, в системе работы ФНС ничего не меняется, как и в подходах к проведению проверок.