Под Воронежем 17 гастарбайтеров сбежали от «хозяина», который относился к ним, как к рабам
На днях в семилукский отдел миграционной службы пришла молодая пара. Елена Чернышова и ее муж Александр приехали из Молдавии в Россию, чтобы подзаработать. Через своих знакомых супруги вместе с тремя своими земляками устроились в семилукское хозяйство по выращиванию овощей и фруктов, что неподалеку от села Нижняя Ведуга. Владел фермой их же соотечественник, некий Петр Лупан (имя изменено). И ни у кого из прибывших поначалу даже мысли не было, что здесь, у «своих», могут «кинуть», да еще так! Но потом...
Начальнику отдела УФМС Семилукского района Любови Чугуновой Чернышовы рассказали, что вместе с 15 земляками они только что сбежали из самого настоящего рабства, где их почти два месяца заставляли батрачить на хозяина без паспортов, денег и возможности выйти за забор. У 12 их товарищей по несчастью, рассказывают супруги, были хоть какие-то документы на руках, поэтому, сбежав, они напрямик отправились на родину. А вот у Елены и Александра и еще троих их земляков на руках остались только ксерокопии паспортов да какие-то копейки. С таким багажом далеко не уйдешь!
- По данному факту мы тут же организовали проверку совместно с милицией, - рассказывает Александр Гришаев, ведущий специалист-эксперт отдела иммиграционного контроля УФМС по Воронежской области. - На территории указанного хозяйства мы обнаружили еще пятерых граждан Молдовы, которые трудились здесь незаконно. У троих не было разрешения на работу. У двоих такое разрешение имелось, но работодатель не уведомил службу занятости о том, что он нанял этих людей. Пока только по этим пяти случаям мы направили дело в гражданский суд. Теперь предпринимателю грозит штраф от 250 рублей за каждого человека по первым трем случаям и от 400 - по остальным или приостановка деятельности предприятия до 90 суток.
Сам же владелец хозяйства все отрицает, говорит, что ни при чем. Мол, понадеялся на земляков, которые обещали ему сами все оформить, а в итоге ничего не сделали.
«Чтобы попить воды, приходилось топать два километра»
- В июне нам позвонил человек по имени Олег, рассказал, что в Воронеже есть хорошая работа, - вспоминает Елена Чернышева. - Нормальный заработок - от десяти тысяч рублей и выше. Он также сказал, что нам оплатят дорогу в один конец - туда или обратно - на наш выбор. У нас будет бесплатное питание и проживание. Нам также оформят разрешение на работу в России и регистрацию. Все должно быть официально, без проблем. Поверили, приехали... Нас собралось пять человек. Я со своим мужем и моя знакомая с двумя взрослыми детьми. В Семилуках нас встретили. И на первых порах казалось, что все нормально. Жилье, конечно, плохое было. А что жаловаться, если очень нужны деньги?! У меня в Молдавии больная бабушка, у нее плохо с сердцем. Она меня воспитала. И мне так хотелось заработать ей на лечение, чтобы она подольше пожила. Да еще дома остался мой четырнадцатилетний сын, которого тоже надо на ноги поставить.
Как только «новички» приехали в Нижнюю Ведугу, сопровождающий Олег забрал у них паспорта - якобы для того, рассказывают Чернышовы, чтобы оформить регистрацию и остальные необходимые для легального проживания и работы документы. Людям отдали только ксерокопии удостоверения личности. Но шло время, а подлинники им все не возвращали.
- Все, что нам наобещали, оказалось неправдой. Условия труда были на самом деле нечеловеческие! - плачет Елена. - Взять хоть питание. Кормили какой-то баландой - такое у нас даже свиньям не дают! Утром стакан чая и кусок хлеба. В обед суп на воде и перловка. На ужин чай и перловка... если осталась с обеда. Начались скандалы. Мы не могли больше терпеть скотского отношения! Однажды нам, как собакам, кинули на 12 человек ломоть старого желтого сала: «Жрите - и в поле!» А на улице жара за сорок, пекло страшное. Мы говорим, давайте начнем хотя бы с трех и до десяти вечера поработаем. Но за любое возражение получали затрещину! Женщина, ребенок - неважно... Хозяевам было все равно. Они били всех без разбору за малейшую провинность. Бывало, что нам забывали во время прополки воду привезти. А если и привозили, то ставили один бидончик, как будто издеваясь, в противоположном конце поля. И приходилось топать в самый зной два-три километра, чтобы сделать глоток воды. Некоторые теряли сознание...
По рассказам молдаван, они работали с семи утра до девяти часов вечера. Сначала пололи гектары кабачковых полей, затем ремонтировали помещения на территории хозяйства и чинили прохудившуюся тару для сбора овощей и фруктов. За качеством исполнения, рассказывают Елена и Александр, следил сын владельца хозяйства. Если ему что-то не нравилось, он принимался орать и колотить провинившегося дубинкой. Передвигаться разрешалось только по территории фермы, за забор - ни-ни. Поэтому даже своим родственникам «пленники» позвонить не могли.
- Денег у нас не было, документов тоже. Терпели и ждали, все надеялись - вот-вот приедет Олег, привезет нам паспорта и разрешительные бумаги на работу, - говорит Александр. - Мы все еще надеялись заработать. Однако как только речь заходила о зарплате, нас тут же обрывали. Если сначала обещали один рубль с каждого собранного килограмма кабачков, то потом оказалось, что нам заплатят только по десять копеек! А потом в один прекрасный день вообще заявили, что денег дадут только после сбора яблок. Это не раньше чем в ноябре! Мы взбунтовались. Спрашиваем, где Олег, где наши документы? А Лупан отвечает: уехал ваш Олег домой, на родину. Я заплатил ему 120 тысяч. С него теперь и спрашивайте! Мы поняли, что Олег оказался просто посредником, который поставлял в хозяйство людей и как бы продавал нас этому Лупану. Через месяц после нашего приезда из Молдавии прибили еще несколько человек. Мы говорили им: бегите, пока не поздно. Но они нам не верили!
И вот 17 работников фермы вместе решили устроить побег. Собрали вечером свои нехитрые пожитки и вышли на дорогу. Вдогонку до них долетали угрозы и оскорбления хозяина и его сыновей.
- Он сказал, что достанет нас из-под земли, так как мы ему должны 80 тысяч! - говорит Елена. - Это якобы за оформление документов, которых мы так и не увидели, а еще за проживание и еду... Но никто его уже не слушал!
Большинство из этой компании добрались до Воронежа на попутках и электричке, Лене же с мужам идти было некуда, да и не на что. Их подобрал один человек и приютил на время у себя в доме. Супругам ничего не оставалось, как обратиться за помощью в миграционную службу.
Владельцу фермы грозит уголовное разбирательство
- В среду над Петром Лупаном состоялся суд по административному делу, - рассказывает Александр Гришаев. - На заседании было решено приостановить деятельность хозяйства сроком на неделю. Приставы уже опечатали имущество.
Но на этом наказания для Лупана не заканчиваются. Поначалу против него хотели возбудить дело по статье «использование рабского труда». Но по формальным признакам этот случай не подошел под закон. Дело в том, что если у человека есть возможность бежать и сообщить обо всем в правоохранительные органы, то это уже выбивается из рамок данной статьи.
- Тем не менее уголовное дело по материалам, которые собрали сотрудники УФСБ и УФМС на Лупана по статье «организация незаконной миграции», уже возбудили, - за-являет ведущий специалист-эксперт. - Теперь этого человека ждет новое разбирательство. По этой статье он может получить штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишиться свободы на срок до двух лет.
Кстати, в УФМС с похожей историей, в которой были замешаны Лупан и Олег, уже сталкивались. В 2005 году на этих людей пожаловалась сбежавшая с фермы молдавская девушка. Но тогда все закончилось штрафами для владельца хозяйства.
Сотрудники УФМС уже напали на след пропавших паспортов Елены и Александра Чернышовых и трех их соотечественников. А также пообещали молдавским гражданам помочь вернуться домой...
Карина Выставкина
Комсомольская правда - Воронеж, №110 - 111, 30 июля 2010 года.