Адвокаты Микаилова рассказали, что пришлось испытать их подзащитному
Вчера перед журналистами выступил адвокат Сергей Бородин, защищающий интересы Зафеддина Микаилова, экс-руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом, обвиняемого в получении взятки и мошенничестве. Бородин отреагировал на позицию облпрокуратуры и заподозрил правоохранителей в том числе и в использовании психотропных средств.
По версии следствия, с ноября 2004 года по июль 2009 года учредитель и глава ООО «Юго-востокгазпроект» Афанасий Хам передал Микаилову 4 млн рублей. Средства поступали чиновнику в виде взятки за решение вопроса о заключении между управлением ФАУГИ и «Юго-востокгазпроектом» договора аренды помещений, находящихся в здании бывшей гостиницы «Бристоль». В сентябре 2009 года, когда, по материалам следователей, аппетиты Микаилова резко выросли, чекисты и милиционеры задержали его с мечеными купюрами в японском ресторане. Решением суда чиновник был взят под стражу, а впоследствии освобожден от должности главы ведомства. Одновременно суд изменил Микаилову меру пресечения, освободив его под залог в размере 1,5 млн рублей.
Открывая пресс-конференцию, Сергей Бородин предупредил, что опыт изложения позиции стороны защиты по резонансному делу до рассмотрения в суде прежде не практиковался его адвокатской конторой. Но тут случай особенный: необходим откровенно состязательный диалог с обвинением. «Брифинг созван в качестве ответной меры в связи с распространением в СМИ правоохранительными органами обстоятельств дела в отношении Микаилова, — заявил Бородин. — Брифинг не является способом доведения до властных органов ни фактических, ни процессуальных аспектов».
О чем же умалчивает обвинение? Как объяснил Бородин, Хам — не просто торговец джинсовой одеждой, который арендовал помещения в зданиях, находящихся в госсобственности. Он и Микаилов состояли в приятельских отношениях и дружили семьями. Более того, в 2008 году их жены намеревались открыть магазин в торговом центре «Московский проспект». Однако, по словам адвоката, следствие не хочет допрашивать свидетелей, которые готовы подтвердить, что взаимоотношения бизнесмена и экс-чиновника не строились как чисто деловые.
Как отметил Бородин, неожиданно для следствия Хам признался, что брал взаймы у Микаилова 1 млн рублей. Защита утверждает, что денежные средства, которые брал ЗафеддинСаранмедович, в том числе и при задержании, нельзя рассматривать как взятку. Также адвокат обратил внимание на то, что никто, кроме самого бизнесмена, не подтверждает, что в 2004 — 2009 годах Хам лично передавал Микаилову деньги.
Кому интересно уголовное дело против Микаилова? По мнению защиты, в течение 2007 — 2009 годов в его преследовании были заинтересованы и областные, и федеральные чиновники, которые не смогли заставить Зафеддина Саранмедовича незаконно передать ряд федеральных земель и объектов в новые руки. Ну и, конечно, Бородин учитывает «человеческий интерес избавиться от назойливого кредитора». «Мы не удивимся, если входе процесса появятся сведения о том, что, торгуя джинсами, Хам мог некоторую часть продукции получать контрабандой. И что некоторые лица, которые попали в поле зрения правоохранителей, могли оказаться перед выбором: либо отвечать за незаконную торговлю, либо сдать чиновника», — рассказал адвокат.
Почему защита считает дело инспирированным? Бородин объяснил, что после задержания Микаилов находился в СИЗО не двое суток, как положено по закону, а целых пять (то есть он указывает на процессуальные моменты). В результате самочувствие обвиняемого значительно ухудшилось. Сам Микаилов пришел к выводу, что на него воздействовали психотропными веществами, у него произошли «физиологические и психические нарушения вплоть до помутнения сознания».
«Поскольку при обыске в жилище Микаилова не было изъято никаких предметов роскоши, не обнаружено ни зарубежных счетов, ни недвижимости, кроме подержанного автомобиля и двухкомнатной квартиры на улице Ломоносова, нам не стыдно, а достойно его защищать», — резюмировал Сергей Владимирович, а чуть позже добавил: «Наличие информации, что человек плохой, не означает, что он преступник».
Корреспондент «ВК» поинтересовался у Бородина, часто ли ему приходится защищать интересы людей, у которых в собственности, кроме двухкомнатной квартиры, ничего нет? «Чаще всего мне удается их и оправдывать, — не смутился адвокат. — За последние пять лет по экономическим или резонансным делам с моим участием были оправданы бывшие руководители концерна «Энергия», механического и экскаваторного заводов... Удивительно, но факт: когда человека влекут в тюрьму, он изыскивает все возможности».
Послушав Бородина, я понял, как многое в наше время зависит от грамотных юристов. Свой дорогой хлеб они едят явно не зазря. Жаль только, что Сергей Владимирович не высказался о результатах деятельности территориального управления ФАУГИ в период руководства им Микаиловым. Старший помощник облпрокурора Михаил Усов вчера напомнил «ВК», что в деятельности регионального Росимущества неоднократно выявлялись нарушения закона. Связаны они были, например, с неприятием всего комплекса мер по защите земель, находящихся в федеральной собственности (взять те же земли ВГУ на улице Хользунова), с необеспечением эффективного использования земли сельхозназначения (вспомнить историю с ОАО «Декоративные культуры») и так далее. В настоящее время, по данным Усова, в десятки раз увеличилось количество нарушений, выявляемых управлением ФАУГИ. В суды направляются сотни исковых заявлений. На вынесенные ранее решения, нарушающие интересы РФ, поданы кассационные жалобы.
Конечно, комментарии прокуратуры могут показаться стороне защиты давлением на суд. Но и выступление Бородина сложно воспринять только как информирование аудитории. В любом случае помутнение сознания у Микаилова — дело нешуточное.
Андрей Цветков
Воронежский курьер, №86, 7 августа 2010 г.