Иван Куликов, директор ИП «Кит»
О гарантиях
Строительство — самый трудный бизнес и самый ответственный. Строить в Воронеже умеют от силы 10 организаций. Вот я своим зданиям даю 200 лет. Фундаментам — еще больше. Когда придут новые технологии, можно заменить сегодняшний кирпич, газосиликат на другие материалы. Но сам дом 200 лет будет стоять. Никто, кроме меня, больше не даст такой гарантии. И надо, чтобы строитель сам эксплуатировал свое здание, и тогда качество повысится в разы.
Об ответственности
Сегодня я строю две школы за свои деньги. Почему? — Во-первых, чтобы строить, надо призвание иметь, родиться надо строителем. И тогда строить будешь для людей — потому что иначе нельзя. Во-вторых, нужно уметь грамотно выстроить бизнес — тогда строительство социальных объектов коммерческими компаниями будет возможно.
О темпе жизни
Со мной даже бросили ездить отдыхать, потому что я всегда очень требовательно отношусь к себе. У меня природой заложено: если я не работаю, у меня давление падает до минимума — 80 на 50. Если я работаю, у меня 110 на 70, бегу — тоже 110 на 70, в футбол играю — 110 на 70. Остановился — все, падает. В отпуск еду — я бегу, плаваю, ныряю, в волейбол играю, чтобы себя поддержать. Спорт весь люблю: теннис, тренажеры, футбол… Меня Бог завел.
О «мелочах»
23 года я рабочим проработал, меня никто не готовил к управлению, я таким родился. Почему я профессионал в работе — потому что я все мелочи знаю. Знаю потому, что освоил все рабочие профессии — и по строительству, и по холодной обработке металла.
О том, каким должен быть директор
У строителей испокон веку никогда не было директоров. Все наши прежние руководители — это люди, которые никогда не сидели в кабинетах. Они были на стройплощадках, на заводах, разговаривали с бригадиром, что-то делали, ходили. Нельзя с авторучкой построить дом. А сегодня у нас из руководства редко кто знает технологию производства. А ее надо знать, до мелочей. Не будет мелочей — не будет стратегии.
О настоящих мужиках
Воспитать мужика нельзя. Им родиться нужно. У меня три сына — вот средний и младший пойдут в строители. Младший фору даст любому: в 2,5 года он машину водит.
Об обмане
Все обманутые дольщики были жертвами временщиков, в том числе и тех, кто пришел из других регионов с авторучками. Администрация помогла получить им дешевые земельные участки за взятки. Продавали все по дешевке — заранее зная, что они не достроят квартиры. Однако они сейчас в лучшем положении находятся, чем те, кто продолжает строить. Брошенный объект никто не будет достраивать: я никогда не возьмусь за строительство, не зная, какой фундамент заложен. Я должен изучить объект, либо развалить и строить заново на этом месте.
Об административных ошибках
Сейчас может сделать ошибку администрация, которая хочет продавать земли СХИ сроком на три года. Нельзя строить быстро и чтобы строение получилось хорошим. Предыдущая администрация халатно относилась к проблемам строительства — вот мы результат и получили. Только один «СтройАрт» обманул 5 500 дольщиков. Я вот этого не могу понять! Это же все шло от администрации — иначе откуда у «Строй-Арта» дешевые земли? У меня земля в такую копеечку выливается!
О свободе бизнеса
В России нельзя честно работать. Моя фирма такая крепкая из-за того, что я много энергии трачу. Я бы увеличил объемы строительства в 4-5 раз, если бы мне никто не мешал. Но любое развитие останавливают чиновники. Перспективы нет. Когда я начинал в 90-м году, я просчитывал бизнес до 10 лет вперед. Я знал, что будет. Сейчас я просчитаю максимум на два года. А экономику просчитать — будущее Воронежской области или страны в целом — не могу. Ничего не состыковывается. Все против меня. Вот простой пример. Я дома сдал, все техусловия выполнил, сам все сделал, подстанцию сам построил, передал городу, город отдал Воронежэнерго. А теперь с меня еще и дерут деньги за подсоединение!
Сегодня строителям обидно. Мы, строители, в Воронеже построили все подстанции электросвязи, сети тепла, водоканалы… А с нас снова деньги требуют. Не будет никакого ноу-хау. Инновации, модернизации возможны тогда, когда бизнес свободен.
О человеке
Никто не хочет работать, пока не стукнешь кулаком или кнутом. Мужик выродился. Россия без тримиллионамать не сдвинется. Никуда. Будут такие, как я, — будет двигаться с места. Что бы ни делали, какие бы кнопки ни придумывали самовключающиеся — придут новые чиновники, поставят вилы и отключат. Все замкнет и все сгорит. Не надейтесь на хорошее, если не будете много работать.
О брехне
Практически 99,9% лукавят, не говорят правду в глаза. Брехня — она надоела уже всем. Я никогда в жизни не сказал никому за глаза — всегда говорю правду.