WorldClass

21 сентября 2024, 17:23
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Кто с мечом к нам пришел...

12.08.2010 15:46
Под Воронежем освятили мемориал немецким солдатам и офицерам НА ОКРАИНЕ дачного поселка Еманча в Хохольском районе прошли ритуальные торжества на кладбище военнослужащих немецкой армии, погибших здесь в 19.42-1943 годах. Кроме священнослужителей — пастора евангелистской церкви России Дитриха Штернберга и православного священника отца Петра — сюда в этот день прибыли и многочисленные гости.

Под Воронежем освятили мемориал немецким солдатам и офицерам

НА ОКРАИНЕ дачного поселка Еманча в Хохольском районе прошли ритуальные торжества на кладбище военнослужащих немецкой армии, погибших здесь в 19.42-1943 годах. Кроме священнослужителей — пастора евангелистской церкви России Дитриха Штернберга и православного священника отца Петра — сюда в этот день прибыли и многочисленные гости.

Среди них — военный атташе посольства ФРГ в России, бригадный генерал сухопутных войск ФРГ Йосеф Неб-бекер, руководитель управления по взаимодействию с административными и военными органами правительства области Борис Зинченко, первый секретарь, заместитель руководителя воронежского представительства МИД РФ Юрий Орехов, руководитель Народного союза Германии в Восточной Европе Вольфган Штроек и другие. Но, пожалуй, главными участниками проходивших мероприятий стали не столько официальные лица и даже не руководители общественных объединений и организаций, сколько родные и близкие тех, кто сложил здесь свои головы в годы Великой Отечественной войны.

Путь к могилам отцов

Среди них особое место занимает доктор Ваймер Хаблит-цель, чей отец погиб под Воронежем в 1942 году. Ведь это именно Ваймер «открыл» для немцев захоронение солдат вермахта под Еманчей.

— Я с детства знал, что мой отец погиб в России, — рассказал свою историю доктор Хаблитцель. — И ваша страна манила меня той печалью, которая после его смерти связала нас. Так, наверное, бывает, когда твой баизкий человек погибает в чужой стране. С этого момента ты невольно начинаешь интересоваться ею...

Но путь к могиле отца был очень непростым. Свое первое путешествие по ее поиску Ваймер предпринял в 1998 году. Еще незнакомый с архивными документами, он прилетел на Украину, в Харьков — ведь именно Во-ронежско-Харьковская наступательная операция привела к разгрому находившейся здесь группировки немецких войск. Пообщавшись с местными историками, он понял, что ему надо ехать сюда, в Воронеж.

— Был октябрь, уже ложился снег. Я очень волновался и спешил. Тогда, в Харькове, я снял такси и на нем приехал сюда. Я встречался с учеными, изучал архивные документы, рассматривал карты времен войны. Когда я понял, что мне нужно искать могилу отца в Еманче, то уже не смог туда проехать — все было засыпано снегом. И улетел в Германию, чтобы в скором времени вернуться и найти это место... Когда я пришел на этот склон, то первое, что сделал — установил своими руками ограждение. Скосил траву, убрал, какие смог, деревья. Уже потом — обратился за помощью в Народный союз Германии, который занимается содержанием военных могил, а также в российскую ассоциацию «Военные мемориалы», имеющую схожие задачи.

Благодарность стране и области

Как отметил заместитель гендиректора ассоциации «Военные мемориалы» Василий Толочко, побывавший в Воронеже на открытии комплекса в Еманче, работа по поиску, эксгумации, захоронению и перезахоронению иностранных военнослужащих в Воронежской области ведется более 15 лет:

— За эти годы отправились на родину останки более 5 тыс. итальянцев. 15 тыс. венгров были захоронены на кладбище — тоже в Хохольском районе, рядом с селом Гремячье. Более 10 лет велась подготовка к открытию этого мемориала. Срок был таким долгим потому, что война принесла неисчислимые жертвы и страдания воронежской земле. Но в итоге и правительство области, и ее жители отнеслись с пониманием к этой идее: в нашей совместной истории было темное время, но теперь пришло время примириться.

Руководитель управления по взаимодействию с административными и военными органами Борис Зинченко рассказал, что в Германии всегда очень бережно и тщательно занимались сохранением и содержанием могил погибших советских солдат. Таких захоронений там 3310, в которых лежат останки 760 тыс. солдат и офицеров. И могилы — в чистом, ухоженном состоянии не только к праздникам, но и во все дни. Работа по их благоустройству проводится Народным союзом Германии — неправительственной организацией, существующей на пожертвования:

— В философии ихдеятельно-сти есть такой термин — «Примирение над могилами». Речь идет о том, что, да, мы все понимаем: была война, и мы были в ней противниками. Но мы должны жить не только прошлым, но и будущим. И наша цель — чтобы подобное больше не повторилось, — говорит Борис Юрьевич.

А глава Хохольского муниципального района Павел Пономарев особо подчеркнул, что решение об открытии немецкого кладбища было принято только после консультаций с местными ветеранами Великой Отечественной войны:

— Жители района посещали Германию, были на могилах наших солдат в Германии. Когда люди увидели, в каком состоянии содержат их немцы, то согласились с созданием мемориала рядом с Еманчей.

Не случайно военный атташе посольства Германии Йосеф Неббекер выразил от лица посла ФРГ в России благодарность всей Воронежской области:

— С учетом того горя, которое Германия причинила России, нельзя воспринимать как само собой разумеющееся, что теперь мы можем вместе стоять над могилами и чтить память павших. Это жест, который мы очень высоко ценим.

И другие представители немецкой стороны в каждом своем выступлении подчеркивали: они искренне признательны правительству области, руководству района, всем местным жителям за то, что идея открытия кладбища была воплощена в жизнь.

— Мы не должны забывать того, как войска фашистской Германии, вероломно напав на СССР, шли в глубину страны, сея на своем пути смерть и разрушения, — рассказал профессор Дитор Лантграф Диц, член правления немецкого Народного союза. — Поэтому мы — немцы — должны с большой
благодарностью относиться к россиянам за то, что теперь наши соотечественники могут найти здесь место для индивидуального траура и воспоминаний о своих близких.

Не случайно, прежде чем приехать в Еманчу, все участники торжественного открытия немецкого кладбища побывали в центре села Гремячье - у мемориала советским воинам, павшим в этих местах за свободу и независимость нашей Родины. Вначале жители, как Германии, так и нашей области, возложили к монументам венки. А затем у креста, установленного в память о неизвестных солдатах, прошла православная панихида.

Не забывая уроков прошлого

Немецкое кладбище расположено уже за дачными участками, на склоне холма. Аккуратно скошенная трава, неброская ограда по периметру, строгая красота крестов и гранитных плит, на которых высечены имена 1143 опознанных солдат и офицеров, и единственное дерево, склоняющее свои ветви к могилам павших — так выглядит мемориал. После его освящения были возложены венки от официальных лиц и цветы — от имени всех прибывших сюда из различных концов Германии и России.

Среди тех, кто возложил цветы к подножию мемориала в Еманче, был и Георг Хартен-штейн. В 1942-м он служил под Воронежем в немецкой артиллерии. Даже сейчас он не может без слез вспоминать ужас тех сражений, в которых погибли сотни его друзей и однополчан:

— Мне было 19 лет. Я играл в юношеской футбольной команде... Меня призвали на фронт. Передо мной ставили задачи, и я их выполнял. Но моей главной личной задачей было выжить. Я старался брать пример с уже понюхавших пороху солдат, и, возможно, это спасло мне жизнь. Однако разорвавшийся рядом
снаряд оторвал мне пальцы на ноге. После ранения меня вывезли в Белгород, а когда началось наступление советских войск, я едва не попал в плен. Но один из генералов сжалился надо мной и увез на своем самолете в Берлин.

При этом важно, что человек, сам сражавшийся в рядах вермахта, крайне негативно воспринимает идеи некоторых политиков Украины и Прибалтики по героизации фашизма и его приспешников из числа местных жителей.

— Я никогда не был фашистом, — подчеркивает Георг Хартенштейн. — И мне все это неприятно. Подобные люди меня просто не интересуют. И я бы никогда не хотел принимать участие в их мероприятиях.

Впрочем, негативное отношение к подобным процессам присутствует не только у тех немцев, кто сам стал в той или иной мере жертвой развязанной Гитлером войны. Скажем, военный атташе посольства ФРГ в России, бригадный генерал сухопутных воск Германии Йосеф Неббекер родился уже после 1945 года. Но он убежден: «Тот, кто пытается героизировать нацизм и фашизм, не выучил по-настоящему уроков истории». Кстати, в ходе беседы бригадный генерал коснулся темы и современных агрессоров, в частности, конфликта в Южной Осетии, развязанного Грузией:

— Мне искренне жаль, что между народами, которые еще недавно жили под одной крышей в СССР, произошли такие события. Я надеюсь, что переговорный процесс удастся завершить заключением соглашения. По крайней мере, меня обнадеживает то, что со стороны грузинских политиков если и звучат негативные высказывания в адрес России, то они не направлены против ее народа в целом...

Александр Пылев
Берег, №87, 12 августа 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0