WorldClass

21 сентября 2024, 13:40
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // «Русь» не дает ответа

19.08.2010 10:41
Будущее ВМЗ полностью зависит от разработки новой ракеты Воронежский мехзавод и его партнер-конкурент, Конструкторское бюро химавтоматики, приступили к разработке двигателей для новой космической ракеты «Русь», предназначенной для космодрома Восточный в Амурской области. Предполагается, что через несколько лет они станут основной продукцией ВМЗ вместо агрегатов для «Протона», которые вообще снимут с производства.

Будущее ВМЗ полностью зависит от разработки новой ракеты

Воронежский мехзавод и его партнер-конкурент, Конструкторское бюро химавтоматики, приступили к разработке двигателей для новой космической ракеты «Русь», предназначенной для космодрома Восточный в Амурской области. Предполагается, что через несколько лет они станут основной продукцией ВМЗ вместо агрегатов для «Протона», которые вообще снимут с производства. В настоящее время ВМЗ борется за выполнение производственного плана по «Протонам», оказавшегося на грани срыва.

Примерно две недели назад «ВК» сообщил о смене гендиректора ВМЗ. Официально было заявлено, что Александр Бондарь оставил свой пост по состоянию здоровья. Однако в минувший вторник выяснилось, что на ВМЗ дела обстоят не так блестяще, как рассказывал Бондарь в недавнем интервью «ВК». В 2010 году мехзавод должен был изготовить 12 двигателей для грузовой ракеты «Протон» и четыре «связки» двигателей для пилотируемого «Союза». Но за первое полугодие построено всего пять двигателей по программе «Протон».

Как заявил журналистам новый руководитель ВМЗ Иван Коптев, ранее занимавший должность заместителя по экономике и финансам, в 2009-м предприятие потеряло значительную часть гражданских заказов и к концу года испытывало проблемы с оборотными средствами. Не были вовремя закуплены необходимые материалы. И только недавно проблему удалось решить. Головная организация, космический центр имени Хруничева, перечислила ВМЗ 100 млн рублей.

В результате предприятию нужно за оставшиеся месяцы построить семь двигателей для «Протона». Как нетрудно предположить, от выполнения производственной программы зависит вся производственная цепочка концерна имени Хруничева — например, самарский завод, куда оправляют ракетные двигатели, сделанные в Воронеже. А сроки изготовления космических аппаратов, надо думать, непосредственно связаны с программой их запуска. Перенос запуска космического грузовика, выводящего на орбиту в том числе коммерческие спутники, — большая головная боль уже для Роскосмоса.

Коптев своего предшественника (и бывшего начальника) не критиковал, связывая возникшие проблемы исключительно с финансовым кризисом. Однако пообещал «приложить еще больше усилий» и провести некоторую реорганизацию в управлении заводом. В частности, ввести должность зама по коммерции, который бы курировал отношения с гражданскими заказчиками. Ведь деньги от них — единственные, которыми ВМЗ может распоряжаться самостоятельно. «Специфика нашего производства в том, что деньги приходят неритмично, а расходы мы несем каждый день, — пояснил Коптев.

Деньги от «Газпрома», для которого ВМЗ производит запорную арматуру, и ОАО «Российские железные дороги» (части локомотивных двигателей для Коломенского завода) помогают преодолевать «неритмичность». Однако их за последние полтора года стало значительно меньше. Если по итогам 2009-го завод произвел гражданской продукции на 320 млн, то в текущем году она при
несет предприятию, как ожидают, на 100 млн рублей меньше: контрактов на запорную арматуру от «Газпрома» вообще не было, а по железнодорожной продукции объемы сократились. Сейчас, по словам Ивана Тихоновича, в гражданском секторе наметилось оживление: новый контракт с «Газпромом» может быть заключен уже в сентябре, увеличен объем заказа РЖД.

Зато по основной теме — ракетным двигателям — работы все прибавляется. В 2011 — 2013 годах ВМЗ должен будет произвести уже по 13 двигателей для «Протонов». Интересно, что спрос на ракеты с нашими моторами спровоцировали в США, где закрыли программу «Шаттл», не создав новый космический аппарат. Поэтому в ближайшие годы добраться до Международной космической станции можно будет только на отечественном «Союзе».

Вместе с тем известно, что через несколько лет «Протон» будет снят с производства: его заменит новая модель — «Ангара», разрабатываемая в центре имени Хруничева. Для Воронежа такая новость хорошей не является: изделия для «Ангары» будут строить на другом предприятии концерна. А ВМЗ станет делать для двигателя новой ракеты лишь камеру сгорания. «Она составляет примерно треть двигателя, — доходчиво объяснил Иван Коптев, — чего для загрузки существующих мощностей ВМЗ явно недостаточно».

Загрузить завод поможет более тесная кооперация с КБХА в разработке и изготовлении двигателей для другой новой ракеты, которая, предположительно, будет называться «Русь». Как сказал Коптев, уже подписан договор между ВМЗ, КБХА и самарским «ЦСКБ-Прогресс» по проведению опытно-конструкторских работ для проекта. Он уточнил, что новый двигатель будет создан на базе двигателя для «Союза». «Ракета разрабатывается для нового космодрома Восточный», — добавил гендиректор ВМЗ.

Его строительство должно начаться в 2011 году в Амурской области. Ожидается, что первые запуски с него произойдут уже в 2015-м. Около месяца назад премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по развитию космической отрасли заявил, что Восточный станет первым национальным космодромом гражданского назначения, гарантирует России полную независимость космической деятельности. «Важно, что новый космодром обеспечит обслуживание фактически всех перспективных космических проектов. В том числе пилотируемой транспортной системы, средств выведения нового поколения и будущих межпланетных комплексов», — заявил премьер-министр. Если его планы будут реализованы, воронежские ракетчики без работы не останутся.

Леонид Диденко
Воронежский курьер, №91, 19 августа 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0