С каждым днём поход в магазин становится более дорогим удовольствием
Гречка-рекордсменка
Лето– на исходе. Жара потихоньку отступает. Вместо спасающих прежде окрошки и лёгких салатиков хочется чего-то посущественней. Например, гречки с мясом или жаркого. Да и провести час у плиты теперь не так страшно, как несколько дней назад. Запасы крупы в доме подошли к концу, а потому иду в магазин .
Смотрю на ценник – и не верю своим глазам. Килограммовая упаковка пропаренного риса – 45, сахара – 37, 900-граммовый пакет гречки – 59 рублей!.
Но ведь гречка всегда чуть не наполовину дешевле риса была! Два килограмма муки высшего сорта стоят от 45 до 60 рублей. Литровую бутылку подсолнечного масла меньше, чем за 50 рублей, не найти. Понимаю, что отстала от жизни, и, тем не менее, спрашиваю продавца: может, это опечатка? Нет, говорит та, ценники приходится менять с каждой новой партией. Понятно, что не в меньшую сторону .
Иду дальше и теперь уже прицельно смотрю на стоимость привычных товаров .
Несколько дней назад я проверяла только дату изготовления и сроки хранения. Итак, молоко детское – 23 рубля за 800 миллилитров (было – 21), литровый пакет однопроцентного кефира – 29 (вместо 27 рублей несколько дней назад) .
Морковка – 30 (две цены от прошлого года!), свёкла – 16, картошка – 21, кабачки – 29…
Позвольте, что происходит? На дворе – конец лета, на прилавках – свежий урожай, а цены – заоблачные.
- Овощей собрали мало, из-за засухи погорело всё, – объясняет словоохотливая продавщица. – А крупы… Люди сами виноваты, скупают всё на корню, килограммами. Вспомните, что было с солью несколько лет назад. Тогда из-за ажиотажа её цена подскочила в десять раз! Поставщики ведь как рассуждают: если продукты «метут» с прилавков, значит, есть спрос, можно поднимать цены, всё равно разберут .
Её коллеги на ближайшем к моему дому рынке, глядя на возмущенных ростом цен покупателей, лишь пожимают плечами. Всё равно возьмут, кушать-то что-то надо. К осени ещё на два-три рубля подорожает, «успокаивают» они.
Бабульки с пучками морковки и зелени на перевёрнутых ящиках, вёдрами свежей картошки тоже за словом в карман не лезут .
- Попробовала бы ты всё это вырастить по нынешней жаре, поливать по ночам, окучивать, удобрять, тогда бы не придиралась и не таращила глаза, - заводятся с пол-оборота, стоит только переспросить цену. - Вы - на маникюр, а мы – в поле! То клубника по 120 дорогая, то вишня за 60 рублей – обдираловка! Теперь и к картошке привязались. Берите сейчас, потом никакой не будет!
Да уж, мало того, что летом вдоволь ягоды не наелись из-за её дороговизны, так теперь и на овощах экономить придётся.. .
Хорошо, что хлеб и мясо стоят пока по-прежнему. Популярный «Дарницкий» - от 9,30 до 16 рублей, в зависимости от хлебозавода, его испёкшего .
(Если верить Интернету, такая благодать, как у нас, наблюдается не везде. В ряде областей хлеб подорожал на 15-20 процентов). Свинина и говядина – от 150 до 300 рублей за кило . Килограмм куриного мяса – от 75 до 109. Всё, как было несколько месяцев назад .
В принципе, с мясом всё понятно. Летом оно в меньшем почёте, чем зимой. А потому повышать на него цены бессмысленно. Скорей всего, к осени скачка в цене тоже не произойдёт. Трава на лугах высохла, комбикорм дорог. Селянам ничего другого не остаётся, как забивать скот в массовом порядке.
Что касается курятины, так она с начала года и так немного подорожала. К тому же можно надеяться, что снятый на этой неделе Роспотребнадзором запрет на ввоз в страну американских окорочков поубавит прыти владельцам птицефабрик .
Кто виноват: спекулянты или засуха?
Постойте, возмутится читатель, но ведь есть Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности. Он позволяет государству вмешиваться в процесс ценообразования в случае, если цены на товар за месяц вырастают на 30 процентов и выше. Гречка уже подорожала в два, а то и три раза!
Согласно извещениям поставщиков в областной Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка мука и макаронные изделия подорожали на 20%, молочные продукты – на 12%. Пока не известно, как долго продержится на прежнем уровне цена на хлеб. Крупные торговые сети области стараются не поднимать выше 10 процентов наценку на социально значимые продукты: молоко 2,5% жирности, кефир 1%, растительное масло, ржано-пшеничный хлеб .
Но нас уверяют, что на то есть объективные причины.
Гречиха не уродилась второй год подряд. И тогда, и сейчас сгорели посевы в Поволжье.
В этом году такая же участь постигла поля Центральной России. Если в 2008 году в стране собрали один миллион тонн гречихи, то в прошлом – 600 тонн. В этом, по прогнозам, выше 500 тонн не ожидается.
Вопросы с подорожанием сахара отпадают сами собой, стоит только добраться до ближайшего свекловичного поля или посмотреть выпуск новостей. Свёкла высохла настолько, что кое-где её собирать нет смысла. Такая же картина – и с подсолнечником.
- Охотно верим, всё видим и прекрасно понимаем, - звонят в редакцию «Коммуны» воронежцы. – Но сейчас-то продают прошлогодние запасы. Тогда такой страшной засухи не было. Цены не летели как птицы, всё выше и выше. Они повышались постепенно, что не так отражалось на семейном кошельке. Почему государство смотрит сквозь пальцы на действия спекулянтов? Неужели нельзя «заморозить» цены на ряд продуктов?
Можно. Примером тому, как мы уже говорили, – стабильная стоимость хлеба в Воронежской области. Но в целом, это занятие безнадёжное, если вспомнить 2007 год. Тогда Правительство «заморозило» цены на хлеб, яйца, молоко и масло. Что с ними произошло после официального «потепления»? Они взлетели в два раза быстрей остальных.
Недостатка зерна в стране нет, убеждены в Российской гильдии пекарей и кондитеров. Его уже собрали больше, чем надо для производства хлеба и кондитерских изделий. К тому же остались запасы с прошлого года. Если не вывозить зерно за границу, на еду россиянам должно хватить. И, тем не менее, повышение оптовых цен на муку заставляет пекарей пересматривать стоимость своей продукции. Не стоит удивляться, если в ближайшем будущем подорожают и макаронные изделия.
Что касается роста цен на молоко, то в Институте конъюнктуры аграрного рынка уверены, что засуха здесь ни при чём. Да, есть проблема с кормами. Но себестоимость сырого молока не превышает 10-12 рублей за литр. После переработки она повышается до 18-20 рублей. Плюс торговые сети накидывают еще рублей десять.
По предварительной экспертной оценке, которую озвучил в «Российской газете» первый заместитель Председателя Правительства России Виктор Зубков, причина подорожания кроется в спекулятивных настроениях некоторых участников рынка из-за засухи в ряде регионов страны. Он уверен, что экономических оснований для таких настроений нет.
Правительство страны приняло ряд мер, чтобы свести к минимуму последствия засухи.
«Сейчас у производителей, переработчиков и торговли нет оснований для заметного повышения себестоимости своей продукции, - подчеркнул Зубков. – Себестоимости, а не конечной цены, в формировании которой доля зерна занимает лишь незначительную часть».
К слову, за динамикой цен на продукты питания следят Росстат, Федеральная антимонопольная служба, специально созданная Межведомственная рабочая группа во главе с заместителем министра промышленности и торговли.
По поручению Президента страны к антимонопольщикам присоединится и Генеральная прокуратура.
Пусто на огороде и в кошельке
Простой народ сейчас меньше всего волнует: найдут ли виновных в бешеном росте цен или спустят всё на тормозах. Вернувшись из отпуска на работу, он выскребает из заначек последние рубли, чтобы заплатить за «коммуналку», собрать ребёнка в школу, сходить на рынок.
Надежды сэкономить благодаря урожаю с дачных участков – почти нет. Картошка высохла еще в земле, яблоки – скукожились на ветках. Фасоль не уродилась, морковка своими размерами напоминает карандаш.
Месяц назад, когда цены были пониже, Институт общественного мнения «Квалитас» попросил воронежцев оценить их нынешнее материальное положение: стало ли оно лучше, хуже или осталось примерно таким же, как год назад.
Тогда 32 процента посчитали, что в сравнении с 2009 годом материальное положение их семьи ухудшилось. Чаще всего (87%) об этом говорили те, кому в июле не хватало средств на самое необходимое. Более половины жителей Воронежа не заметили каких-либо изменений.
Относительно прогноза на будущий год каждый второй воронежец с бедственным материальным положением был уверен, что его состояние, определен,о ухудшится. 43 процента считали, что их состояние останется таким же.
Такого же мнения придерживались 58% горожан с плохим, 68% с удовлетворительным и 57% с хорошим материальным положением. Незначительного ухудшения ожидали почти 44% воронежцев.
Интересно, что бы они ответили сегодня? Вчера на рубль подорожал проезд в общественном транспорте. Но это уже другой разговор.
Тамара Гашимова
Коммуна, № 122, 21.08.10 г.