WorldClass

20 апреля 2024, 00:58
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Государственные ценные бумаги и рыночная стоимость капитала как факторы инвестиционной политики

11.01.2011 13:57
Автор:

Воронеж. 11.01.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Предлагаем вашему вниманию тезисы доклада, подготовленного Марком Берколайко и Семеном Харитоном для выступления на 6-й международной научно-практической конференции «Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России», которая состоялась в Воронеже (декабрь, 2010 г.).

Основным источником статистической информации для нас является отчет «Стратегия развития финансовой системы России» (http://opec.ru), подготовленный группой ученых Финансовой академии при правительстве РФ (под руководством Я.М. Миркина). Далее – «источник».

Рассмотрим условный пример инвестиционного проекта:

Инвестиции в конце «нулевого» года

200

Положительный поток, очищенный от налогов и инфляции, в течение 5 лет горизонта планирования

50

50

50

50

50

Дисконтированный суммарный положительный поток при

r = 7%

200,9

r = 8%

199,5

r = 9%

194,5

Таким образом, проект, на первый взгляд выглядящий вполне достойно, либо должен рассматриваться не в 5-ти, а в 6-летнем горизонте планирования, либо должен быть отклонен, поскольку NPV = 5 слишком незначителен в сравнении с суммой инвестиций.

И это при стоимости капитала – 7% годовых, что в ближайшем и близком будущем будет явно ниже реальной инфляции!

Получит ли российский инициатор проекта в российском же банке деньги под 7% годовых на 5-6 лет? Ответ очевиден.

При этом слишком высокая стоимость денег (капитала) заставляет стремиться к получению максимальной прибыли в коротком временном горизонте. Это, в свою очередь, заставляет инициаторов проектов закладывать в расчеты высокую цену производимой продукции и занижать «наименее защищенные» статьи расходов: заработную плату производственного персонала, коммерческие расходы и т.д.

Бег (совсем не оздоравливающий!) по порочному кругу. С одной стороны, хозяйствующему субъекту трудно смириться с тем, что стоимость капитала меньше инфляции; с другой – завышенная стоимость денег эту же самую инфляцию разгоняет.

Итак, маниакальная уверенность некоторых высших госчиновников в том, что дешевые инвестиционные деньги – это зло, делает невозможным:

- реальное подавление инфляции;

- ускоренную модернизацию производственных фондов;

- как следствие – рост производительности труда и доходов работников реального сектора экономики.

Цель доклада: указать очевидный источник сравнительно дешевых денег, вовлечение которых в реальную инвестиционную деятельность ни в коем случае не разгонит инфляцию.

«Заграница» нам не поможет.

Таблица 1

Изменение накопленных прямых инвестиций 2008/07

Россия

-56,5%

Бразилия

-7,1%

Индия

+17,0%

Китай

+24,5%

Источник: Стратегия развития финансовой системы России / под рук. Я.М. Миркина / Финансовой академии при правительстве РФ - (http://opec.ru).

Таблица 2

Изменение накопленных портфельных инвестиций 2008/07

Россия

-69,40%

Бразилия

-43,60%

Индия

-25,20%

Китай

+9,95%

Источник: Стратегия развития финансовой системы России / под рук. Я.М. Миркина / Финансовой академии при правительстве РФ - (http://opec.ru).

Бегство в период кризиса портфельных инвестиций понятно – «emergency markets». Но почему именно в России так катастрофически уменьшились прямые инвестиции? Вся наша экономика – «emergency»? В любом случае, проводить последовательную инвестиционную политику с такими пугливыми инвесторами – невозможно. А ведь официозные СМИ свидетельством восстановления доверия иностранных инвесторов к России считают увеличение в 2010 г. по сравнению с 2009 г. зарубежных инвестиций в 10 (!) раз – аж до 30 млрд USD.

Банки нам не помогут. Их ликвидность слишком сильно зависит от краткосрочных депозитов (с дюрацией, как правило, около полутора лет), пусть даже в последнее время и стремительно дешевеющих. В величину ссудного процента неизменно закладываются и риски потери ликвидности в связи с легко возникающими паническими ожиданиями вкладчиков, и риски исполнений банковских обязательств по внешним заимствованиям, и, в конце концов, дополнительные расходы, связанные с технической и технологической неоптимальностью российского банкинга.

Ссудный процент в развитых и в динамично развивающихся странах незначительно отличается от ставки рефинансирования (учетной ставки) и ставки LIBOR (EURIBOR). Что же в России?

Таблица 3

Ставка

рефинансирования

MOSPRIME-3

Средняя ставка по кредитам госбанков

01.01.2007

11,00

5,80

9,90

01.04.2007

10,25

5,63

9,60

01.07.2007

10,00

4,76

9,80

01.10.2007

10,00

7,35

10,70

01.01.2008

10,00

6,71

10,90

01.04.2008

10,25

7,38

11,20

01.07.2008

10,75

5,97

12,00

01.10.2008

11,00

9,10

14,90

01.01.2009

13,00

21,80

16,60

01.04.2009

13,00

16,53

15,80

01.07.2009

11,50

11,81

14,90

01.10.2009

10,00

10,38

13,90

01.01.2010

8,75

7,05

12,80

01.04.2010

8,25

4,42

11,40

01.07.2010

7,75

3,94

10,00

Даже с поправкой на то, что в среднем столбце ставки привязаны к трехмесячному кредитованию, а в правом – к годовому - полуторалетнему, разнобой чудовищный!

Итак, банки смогут стать источником длинных и дешевых инвестиционных денег только в том случае, если сами будут иметь стабильное и еще более дешевое фондирование.

Только у 18% развивающихся стран, включая Россию, налоговая нагрузка превышает 40%ВВП – «роскошь», обычно присущая развитым странам. У более чем половины развивающихся стран этот показатель не превышает 30% ВВП (источник).

Доля в банковских активах России у банков, находящихся в собственности государства или им (в той или иной степени) контролируемых, выросла с 35,9% в 2001 г. до 53,7% в 2009 г. Мы не видим в этом ничего катастрофического: в Германии, например, банковская система еще более «государственная».

Итак, реальность, данность, факт, из которого надо исходить: только государство, как институциональный инвестор, может существенно оживить инвестиционную деятельность в стране. Ожесточенные споры между «либералами» и «государственниками» имеют такое же отношение к реальной российской экономике, как диспуты в тенистых садах платоновской Академии – к развитию античного гончарного производства.

И все же зададимся вопросом: возможна ли в России существенно большая монетизация экономики, не подстегивающая инфляцию?

Вот факт (источник): коэффициент корреляции между изменением мас-сы M2 и индексом потребительских цен с лагом 0, 1, 2, 3 месяца (ав-густ 2002 – август 2008) принимает значения в промежутке [-0,3; 0,36] в зависимости от лага.

Это означает, что инфляция в России имеет немонетарный характер, основные ее причины – рост тарифов естественных монополий, ценовые сговоры, давление разворовываемых, не подкрепленных производством товаров и услуг, денег и (см. п. 5) слишком высокая стоимость капитала.

А вдруг?! А вдруг, неожиданно и непредсказуемо, увеличение массы M2 разгонит инфляцию в России?

Посмотрим, что происходит с нашими «согруппниками» по БРИК.

Таблица 4

Сравнительный анализ монетизации экономики в Бразилии, России, Индии и Китае

Деньги (M2) / ВВП в текущих ценах, %

2000

2002

2004

2007

2009

Россия

21,4

25,9

31,6

44,5

49,5

Бразилия

24,9

28,4

56,9

71,9

96,7

Индия

56,0

63,4

66,3

71,6

81,5

Китай

152,2

147,1

151,6

156,8

180,9

Источник: Стратегия развития финансовой системы России / под рук. Я.М. Миркина / Финансовой академии при правительстве РФ - (http://opec.ru).

Таблица 5

Изменение финансовой глубины (монетизации) экономики во время кризиса

(база – значение дек. 2007 г.), %

03.09

06.09

12.09

Россия

91,3

99,2

118,3

Бразилия

135,5

140,2

149,0

Индия

129,1

134,3

141,9

Китай

131,5

141,0

150,3

Источник: Стратегия развития финансовой системы России / под рук. Я.М. Миркина / Финансовой академии при правительстве РФ - (http://opec.ru).

При этом:

- в Китае инфляция выросла с примерно 4% на конец 2004 г. до примерно 8% в конце 2008 г.; в 2009 г. и части текущего года была дефляция (!); по итогам 2010 г. ожидается 2%; целевое значение на 2011 г. – 4%; ВВП Китая, за редким исключением, растет двузначно;

- в Бразилии инфляция снизилась с 8% в 2005 г. до 3% в 2007 г.; в 2009 г. поднялась до 6,5%; в 2010 г. ожидается на уровне 4,5%. Однако при росте ВВП Бразилии на 5,1% в 2008 г., он упал на 0,2% (всего-то в пределах статистической погрешности!) в 2009 г., а по итогам текущего года ожидается рост на 5%;

- и только в Индии инфляция ежегодно держится на уровне примерно 10%, но даже в 2008, кризисном году, ВВП Индии вырос на 8%.

Тем не менее мы повторяем обещание предложить вариант притока в экономику России дешевых инвестиционных ресурсов, незначительно (чтобы Минфин не волновался!) увеличивающий массу M2.

В 2010 г. Внешэкономбанк привлек на внешнем рынке 8,2 млрд USD, в 2011 г. планирует привлечь еще 8 млрд. Для чего? Нет ответа! Может быть, для развития российского кинематографа? Неудивительно, учитывая, что недавно его эксперты сочли перспективным инвестиционным проектом производство известным российским режиссером 3D-фильма; вложения, по сообщениям СМИ, составили 90 млн USD.

Внешторгбанк, азартно скупающий российские банки, будет занимать за рубежом 5 млрд USD. Одновременно депозиты населения подбираются к 8 трлн рублей (≈ 250 млрд USD), но это – повторимся – ненадежные пассивы. Эти триллионы на банковских счетах возникли из-за сдувания пузыря на рынке недвижимости, из-за вялого бокового «тренда» на фондовом рынке, в общем, от отчаяния. Они имеют короткую дюрацию, не говоря уже о том, что обязательность срока хранения отсутствует.

Подытожим перед тем, как перейти к «выписыванию рецептов»:

- дешевые и длинные инвестиционные деньги необходимы;

- извне их ждать не приходится;

- правительственные банки, чувствуя себя неуверенно, тем не менее опять прибегают к внешним заимствованиям;

- государство, в условиях России единственный институциональный инвестор, избрало неверные формы поощрения инвестиционной активности.

Поясним последний тезис. По сути, этих форм три: субсидии по процентным ставкам (выборочно), налоговые льготы (весьма выборочно), госгарантии (совсем выборочно). Все три инструмента находятся не в руках финансистов, а в руках чиновников. Все три – приводят к повышенной коррупционности. Но даже и не в этом их главный недостаток, а в том, что действуя таким образом, госорганы не способствуют снижению банковских процентных ставок, а напротив, поощряют их непомерность.

Согласно обнародованным планам, в конце 2013 г. совокупный госдолг РФ должен составить 16,3% ВВП, при этом доля внутреннего долга составит в нем примерно 80%, т.е. 13% ВВП.

Для сравнения:

- Германия в 2011 г. будет иметь госдолг 74% ВВП; в 2012-13 гг. – 82% ВВП при разрешенных Маастрихтским пактом стабильности 60% ВВП (придется платить штрафы!);

- в Бразилии госдолг в 2000 г. составлял 72,5% ВВП, в 2007 г. 55% ВВП, затем он оставался на примерно том же уровне, но доля внешнего долга при этом значительно снизилась;

- Индия: 80% ВВП, 90% от него – внутренний долг;

- Китай: примерно 53% ВВП, внешний долг практически отсутствует.

Любопытно вот что:

- в Германии соотношение объема торгов по облигациям и акциям 10 : 1, при этом 40% облигаций – государственные, 60% - это облигации банков, в значительной степени, государственных;

- даже в США это соотношение 4:3, объем торгов по корпоративным облигациям весьма значителен, но госбумаги превалируют.

Из всего предыдущего следует, что основным источником исходящих от государства дешевых инвестиционных ресурсов могут быть лишь средства, полученные от размещения в течение 3-4 лет государственных ценных бумаг – причем, исключительно, рублевых. Речь идет, таким образом, о наращивании внутреннего долга до вполне безопасных 40% ВВП, что даст дополнительно примерно 10 трлн рублей.

Предпочтительны купонные облигации Минфина со сроками погашения 4-5-7 лет, обеспечивающие, не в пример нынешним ОФЗ (2-2,5% годовых), не менее 5-6% годовых.

Может быть, следует минимизировать возможности обращения этих бумаг на вторичных рынках. Параллельно следует ужесточить политику счета капитала, проще говоря, для исключения давления спекулятивных облигационных и валютных операций, затруднить вывоз капитала и обременить валютные депозиты налогами на процентный доход. Все это не будет способствовать интересу к займам нерезидентов, но попробуем, хотя бы на первых порах, обойтись без них. Сомневающимся советуем (см., например, источник) прочитать о политике счета капитала в конце 90-х годов в сверхлиберальном Чили.

Размещение среди физических лиц – резидентов следует проводить осторожно, дабы не вызвать чрезмерный отток средств, хранимых на депозитах.

Можно предложить, например, такую схему движения инвестиционных средств; здесь ГИВ (государственный инвестиционный вексель) – это эмитированная ЦБ ценная бумага, учитываемая им по предъявлению ГКЦ (государственного клирингового центра/ов) за счет средств, размещенных Минфином на специальных инвестиционных счетах ЦБ.

Поясним следующее.

Передача ГИВ в схеме – исключительно депозитарными учетными записями.

Движение денег – только со счетов ГКЦ и только при оплате оборудования и материалов для СМР; финансирование оборотных средств и остальной части СМР самим ИИП или кредитованием упол-номоченных банков.

Разница между стоимостью обслуживания наращенного внутреннего долга и поступающими от инвестиционной деятельности потоками (т.е. дополнительные расходы бюджета) даже без учета экономии средств, выделяемых на субсидирование процентных ставок, в самые тяжелые первые годы составит не более 300-400 млрд. в год (примерно 3,3-4% доходной части только федерального бюджета на 2011 год; ср. с 1 трлн рублей, запланированным на реализацию в 2011 г. федеральных целевых программ, ставшими уже притчей во языцех).

Одно из главных системных преимуществ схемы состоит в том, что на ближайшее десятилетие все права и вся ответственность за реализацию национальной инвестиционной политики переходят от Минфина к ЦБ, т.е. от чиновников – к профессионалам! Еще раз повторим: никаких субсидий по процентным ставкам, никаких госгарантий, минимум налоговых льгот (лучше – максимум таможенных льгот на ввозимое высокотехнологичное оборудование!) - и только в особых экономических зонах. Кстати говоря, не обременяющим бюджет источником средств на специальных инвестиционных счетах, могут стать суммы, вырученные от продажи государством Банку России всех долей в госбанках и кэптивных банках госкомпаний. Это составит не менее 1 трлн рублей, а эффективность «поменявших хозяина» банков существенно повысится, в том числе и в реализации предложенной схемы. Наша уверенность основана на простом сопоставлении результатов деятельности Сбербанка и Внешторгбанка за последние годы.

Разумеется, схема может быть улучшена, снабжена перечнем хеджирующих мероприятий, наконец, просчитана более тщательно – все это выходит за рамки доклада. Разумеется, столь существенный пересмотр принципов инвестиционной политики потребует серьезных изменений многих законодательных актов, прежде всего, относящихся к деятельности Банка России… Но, как говорится, было бы желание!

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0