Строительный рынок региона полнится инновационными технологиями, которые почти не находят применения в массовых застройках и медленно внедряются в ИЖС.
В октябре минувшего года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что России нужны новые строительные технологии, поскольку «в планах — к 2016 году увеличить объемы жилищного строительства с нынешних 55-60 млн квадратных метров до 100 млн квадратных метров жилья в год». Но, как ни парадоксально, именно опережающий предложение спрос во многом объясняет, почему, при большом объеме новых предложений на рынке технологий, строители продолжают эксплуатировать идеи прошлых десятилетий. Причины строительства по «проверенным временем» технологиям, кажется, понятны — это более быстрый и экономичный вариант. Однако есть и менее очевидные факторы.
Медленно и неуверенно
Так, появившиеся на региональном рынке строительные материалы с использованием хвойной щепы, клееного бруса и прочие новшества, обещающие экологичность и комфортность жилья, пока не успели прижиться.
— Новые технологии у нас используются в том масштабе, в котором их продвигают. Но, к сожалению, возможности бизнеса в этом плане ограничены, — объясняет директор ООО «Свежий ветер» Валерий Воронин. — Это связано, в том числе, и с отсутствием поддержки со стороны государства. Хотя власть, казалось бы, должна способствовать снижению
стоимости домов, ведь потребность России в жилье колоссальная. И даже если мы построим в два раза больше железобетонных заводов, мы не справимся с тем объемом, которого требует потребительский рынок.
Но главные причины инертности строителей по отношению к технологическим новшествам, по мнению Воронина, — в потребительском недоверии и ангажированности строительных фирм.
— Строители связаны по рукам и ногам, — считает эксперт. — Крупные застройщики привлекают аффилированные предприятия по производству стройматериалов. Распространен вариант «семейного бизнеса», когда владелец завода и владелец строительной компании сотрудничают лишь друг с другом. Остальным участникам рынка тяжело конкурировать и продвигать новую продукцию. Второй барьер — настрой покупателей, которые ко всему новому относятся скептически. Поэтому на строительном рынке используется классическое сочетание — бетон, кирпич и газосиликат.
Впрочем, не все разделяют эту позицию. «Технологий, которые радикально изменили бы строительный комплекс, сегодня нет, — констатирует академик РААСН, профессор ВГАСУ Евгений Черны-шов. — Но за последние 15-20 лет в строительстве произошел значительный положительный сдвиг. Нет ни одной отрасли народного хозяйства, в которой модернизация проходила бы так активно. Появились такие понятия, как евроремонт, «сухие технологии» — использование сухих процессов отделки, «отвер-точные технологии», принципиально новые конструктивные системы зданий и технологии производства строительных материалов. И все это находит применение».
Эмпирический метод
По словам Евгения Чернышева, за последние двадцать лет в строительной отрасли сменилось множество подходов.
Так, к примеру, в советский период предпочтение отдавалось крупнопанельному домостроению. Однако вскоре оно перестало удовлетворять потребителей, захотевших квартир другого метража и вида, и систему КПД сменили здания свободной планировки с другими конструктивными системами и другими строительными технологиями и материалами.
Как отмечают в департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области, несмотря на многообразие архитектурно-строительных систем, вплоть до конца 90-х годов в практике жилищного строительства региона использовались преимущественно бескаркасные крупнопанельные и «мелкоштучные» конструктивные системы зданий с продольными несущими стенами. Их доля к 2000 году составляла около 70% городской застройки. И эти системы, несмотря на наличие в них ряда недостатков, и легли в основу типовых серий.
На современном этапе развития строительства бескаркасная продольно-стеновая конструктивная система перестала отвечать требованиям по теплозащите зданий, препятствуя внедрению новых перспективных теплоизоляционных материалов и изделий. Конструктивные системы с несущими стенами оказались неконкурентоспособными, поскольку необходимая по параметрам теплозащиты толщина и вытекающая из этого материалоемкость наружных стен вызывают резкое удорожание архитектурно-строительной системы здания в целом, увеличение массы здания и повышение трудоемкости его возведения.
Новое — по старинке
Изменились и инженерные технологии. Для возведения отопительных систем, водоснабжения, канализации стали применяться новые материалы и технологии: локальное теплоснабжение, локальные системы очистки воды.
Сегодня панельное домостроение отошло на второй план, уступив место строительству домов по индивидуальным проектам — преимущественно из монолитных и комбинированных конструкций (монолитный каркас и ограждающие конструкции из кирпича, газобетона, навесных сэндвич-панелей). Однако, по мнению технического директора ООО «Эверест-строй» Алексея Смирнова, предпочтение морально устаревших строительных материалов обусловлено тем, что именно они легко укладываются в стандартные, зачастую тоже устаревшие, технологические схемы, альтернативы которым пока нет.
— Например, активно используется газосиликат, потому что он по своим характеристикам значительно лучше соответствует современным представлениям об энергоэффективности, но укладывается в старые техсхемы кирпичной и крупноблочной кладки, — говорит он. — Хотя сегодня принцип «все так делают» перестал быть основным аргументом при выборе материалов. Теряет свои позиции пено-полистирол. Наиболее популярные материалы — газосиликат и минеральные плиты, активно отвоевывает свой сегмент рынка эковата.
За почти два десятка лет на строительном рынке появилось множество новых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также импортной техники. Но могло ли быть иначе? И справедливо ли называть инновационным прорывом процесс, столь продолжительный во времени?
Климатические реалии
Появление новых решений на строительном рынке профессор Чернышов объясняет сугубо коммерческими интересами. К примеру, в других регионах, по его словам, существуют технологии, которые вполне могли бы прижиться и на воронежской земле.
Специалисты приводят в качестве примера таких технологий деревянное домостроение. Но его распространение тормозят проблемы малоэтажного строительства. Ведь в Воронеже только наметилась тенденция к ИЖС, тогда как, к примеру, более 80% населения Америки живет в малоэтажных домах. Но это — вопросы не строительной, а социальной сферы.
В то же время, как отмечает профессор Чернышов, при выборе технологий необходимо учитывать климатические условия того или иного региона. По данным департамента архитектуры и строительной политики, с учетом природно-климатической, производственно-технической и сырьевой специфики Воронежской области в качестве перспективных и удешевляющих строительство архитектурно-строительных систем многоэтажных жилых зданий рассматриваются архитектурно-строительные системы, в которых целесообразно использовать в основном газосиликатные блоки.
По мнению экспертов департамента, в архитектурно-строительных системах малоэтажных жилых зданий, ориентированных на малообеспеченное население, должны применяться традиционные местные строительные материалы, а также простые и экономичные конструктивные решения, не требующие при проведении строительно-монтажных работ привлечения специалистов высокой квалификации, использования сложных строительных машин и подъемного оборудования.
— Для Воронежской области эффективными архитектурно-строительных системами малоэтажных жилых зданий являются системы на базе бескаркасной поперечно-стеновой конструктивной системы, в которых в качестве стеновых материалов используются кирпич, мелкие газосиликатные блоки, поризованный мелкозернистый монолитный бетон. Для ограждающих конструкций кирпич может применяться только в двух- или трехслойном исполнении наружных стен, — отмечают в департаменте. — Их широкое применение позволит снизить материалоемкость строительства жилья в среднем на 20-30%.
По оценке Алексея Смирнова, сегодня сложились все предпосылки для уверенного и массового развития каркасного строительства.
— В первую очередь изменилось само отношение к каркасным технологиям, — отмечает эксперт. — Прошел этап накопления опыта методом проб и ошибок. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения эффективность данных технологий — как в плане скорости и стоимости строительства, так и в плане энергоэффективности. Для ИЖС на данный момент наиболее интересной и заслуживающей внимания является ЛСТК-технология (легкие стальные тонкостенные конструкции).
Цена ожиданий
— Пока старый подход к строительству не изживет себя целиком, новый не займет его место, — убежден Валерий Воронин.
Профессор ВГАСУ считает иначе: строитель сможет предлагать товар до тех пор, пока он будет востребован на рынке.
— Если нововведение руководителю строительной компании ничего не дает, он не станет им заниматься. Любая разработка должна принести прибыль, — говорит Евгений Чернышов. — Ведь бизнесмены благотворительностью не занимаются. Есть еще и такой нюанс, как консерватизм потребителей. Им хочется жить в доме, который и выглядит респектабельно, и выстроен по технологии, проверенной десятилетиями. Мало кто хочет жить в домах из сэндвич-панелей и пенопо-листирола, потому что нет уверенности в их экологической безопасности. Так что проблема не только в прибыльности и скорости строительства, но и в предпочтениях потребителя.
— Существует и психологический барьер: все-таки, по теории маркетологов, новаторов — около 10% от общего числа покупателей, — говорит технический директор ООО «Эверест-строй». — Но наиболее значимым из сдерживающих факторов на сегодня является отсутствие нормативной и технологической базы: нет сметных расценок, нормативов, стандартов, не регламентированы технологические процессы, без которых массовое строительство невозможно. А массовое строительство — это тот же конвейер, который не может функционировать без четких инструкций.
Виной тому — как сами компании, которые не уделяют этому вопросу должного внимания, так и весьма сложные и дорогостоящие процедуры утверждения необходимых инструкций, которые не под силу малым компаниям — тем самым, что восприимчивы к инновациям и готовы внедрять новые технологии.
Рыночный метр
С новыми технологиями появляются и новые трудности — например, с оценкой качества возводимого жилья.
— Проблемными являются вопросы, относящиеся к независимой экспертной оценке качества строительства. Система, ранее существовавшая в строительном производстве, — ОТК, лаборатории, центры лицензирования, — разрушилась, — констатирует Евгений Чернышев. — Пришедшие ей на смену СРОС, на мой взгляд, плохо работают с точки зрения управления качеством. Хотя в целом качество строительства за последние 20 лет изменилось в лучшую сторону. Сегодня строители демонстрируют принципиально иной уровень работы. Но главное, что надо понимать — вопрос качества строительных работ не имеет отношения к проблеме модернизации и инноваций. Он имеет отношение к ментальное™ строительных фирм и вынужденной «сговорчивости» потребителей.
А между тем «качество» сегодняшних новостроек уже оценили по достоинству потребители, которые жалуются на холодные стены и плохую звукоизоляцию.
— Бетонные плиты действительно имеют не очень высокую звукоизоляцию. Но ведь мы не можем строить кирпичные стены толщиной в метр. А на современном этапе применяется кирпич, бетон и утеплитель. И это рациональное решение вопроса, — поясняет инженер ООО «Стройэлит» Георгий Половинко.
Стоимость же квадратного метра, в отличие от его качества, держится на высоком уровне.
— Цена квадратного метра устанавливается с учетом спроса, — говорит Евгений Чернышов. — И надо помнить, что, помимо вопросов о себестоимости и цене реализации, есть дефицит жилья. Так что сегодня необходимо решать другой вопрос — каким образом выйти к 2020 году на удвоенный объем строительства жилья?
Но если именно это главное, то можно предположить, что инновации — вопрос второстепенный. Поскольку строить нужно быстро и много. А на эксперименты времени пока нет.
Людмила Стряпцева
Воронежский Бизнес-журнал, №4, 2011.