Производители молока обеспокоены дисбалансом в распределении доходов за конечную продукцию
Молоко в нашей стране всегда относилось к категории доступных для всех слоёв населения продуктов питания. Однако с каждым годом эта доступность отодвигается всё дальше. Ладно бы, речь шла о городах, но ведь дорогостоящее молоко добралось и до деревни.
Будучи в очередной командировке, журналисты «Коммуны» зашли в несколько сельских магазинов в Орлово, Бабяково, Новой Усмани, Верхней Хаве. И везде картина одна - на прилавках красуется молоко известного воронежского производителя по цене 38 рублей, с жирностью 3,2 процента, и 41 рубль – с жирностью 3,8 процента за 930 граммов.
А литр, если подсчитать, получается 40,95 и 44,18 рубля, соответственно. Согласитесь, многовато…
Порадовались, было, за сельхозпроизводителей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что радовались рано.
Молоко в западне
В сфере производства молока задействованы четыре основных участника: производитель, переработчик, торговец и потребитель. В нынешней ситуации крайними оказались как раз крайние и, как выяснилось, наименее защищенные: производитель и потребитель.
Производитель – поскольку на его плечи ложится весь процесс производства, непрерывно дорожающий из-за роста цен на ресурсы. А потребителю уровень жизни не позволяет ежедневно приобретать молочные продукты по заявленной цене в нужном количестве.
А ведь еще не так давно первый заместитель премьер-министра Владимира Путина Виктор Зубков призывал участников этой цепочки соблюдать баланс интересов. Но его слова так и остались на уровне призывов.
Говорят, рано или поздно рынок расставит все на свои места. А лучший способ влиять на непомерно высокие цены – «голосовать рублем». Покупатели с каждым годом потребляют все меньше молока и молочных продуктов, а ситуация все равно не меняется. Прямо по закону Мерфи: «Предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему».
Какой уж тут честный рынок?! Нынешняя ситуация хорошо проглядывалась и просчитывалась уже в девяностых годах, когда директора перерабатывающих предприятий по праву сильного назначали унизительно низкие цены на сырье. Это право сильного сохраняется и поныне. А куда производителю податься со своей скоропортящейся продукцией? Ну выльет он молоко в канаву один раз, ну выльет второй раз… Но ведь объем молочной продукции на прилавках не уменьшится! И все потому, что производится она, в большинстве своем ,из суррогатов, растительных ингредиентов и сухого молока.
Тогда как есть реальная возможность напоить россиян натуральным полезным напитком.
Кто рассудит?
Сложилась парадоксальная ситуация: как бы ни менялись ценовые взаимоотношения производителя молока и переработчика – покупатель наблюдает лишь рост цен. Так получилось и в нынешнем году, когда в январе, феврале, марте закупочные цены на сырое молоко вдруг ни с того ни с сего снизились на два рубля. И что? Кто-то заметил в магазине ценник, уменьшенный на два рубля?
Переработчики доходчиво объясняют, что эти повышения связаны с ростом аппетитов нефтяников, энергетиков и пр.
Торговля вообще ничего не объясняет, отстегивая себе от общего ценового пирога не менее четверти.
Кстати, когда осенью 2010 года повысились закупочные цены на молоко, переработчики быстро вникли в тему и… уменьшили литраж продукции. Всем известный «кувшинчик» объемом в литр сразу стал меньше аж на 70 граммов. Вглядитесь в упаковку, там мелким шрифтом написано – 930 граммов.
Понятно, что за чересчур мелкий шрифт или снижение тары никого в тюрьму не посадят. Это ведь не преступление, а очередной хитрый маркетинговый ход, облапошивающий покупателя!
Годы реформ принесли переработчикам и торговле сверхдоходы. Крестьяне же, помыкавшись с никому не нужным продуктом, пошли по самому лёгкому пути: коров тысячами стали отправлять на скотобойню.
- Цена реализации молока от производителя переработчику в прошлом году составила 12,54 рубля. Откуда взялась цена в 40 рублей за литр? – справедливо вопрошает Юрий Мысков, председатель Ассоциации производителей молока Воронежской области. – Что за спекуляции на социально значимом продукте? Обычно аппетиты переработчиков были гораздо скромнее, да и торговля довольствовалась 20 процентами. По нынешним ценам, литр молока в магазине должен стоить не больше 25 рублей.
В соседней Беларуси закупочная цена молока - 11 рублей. Вроде немного, но в магазине литр молока продается за 18-20 рублей, в зависимости от жирности. То есть, доля производителей превышает 50 процентов!
Кстати, схожая картина и во многих европейских странах. Доходы распределяются примерно так: 50 процентов – производителю, 35 процентов – переработчику, 15 процентов – торговле. Интерес же российских производителей редко когда дотягивает до 30 процентов.
Когда изменится эта ситуация, и кто станет справедливым арбитром?
Вместо того, чтобы развивать отрасль и обеспечивать население полноценными молочными продуктами, предприниматели закупают сухое молоко и пальмовое масло, из которых потом делают молокосодержащие продукты. О каком здоровье нации можно в таком случае говорить?
Мы понимаем, что у всех свои проблемы и свои издержки, и для нас тоже никто не отменял уже привычного увеличения цен на электроэнергию, медикаменты для животных, комбикорма, ремонт ферм, ГСМ и т.д. Но почему за все должен платить производитель?
Переработчик, к примеру, мог бы договориться с поставщиками тары о более низкой цене, или с энергетиками о каких-либо льготах, или попробовать оптимизировать свои расходы. Да мало ли можно найти способов при желании! Но ведь проще просто снизить закупочную цену и ни о чем не переживать!
- К механизму определения цен на молоко крестьяне доступа никогда не имели, - говорит заместитель председателя Ассоциации производителей молока Воронежской области Игорь Джавадов. – Но ведь обидно! Наши работники трудятся не покладая рук в любую погоду и в не самых лучших условиях. А я как руководитель не могу платить им адекватную зарплату. Просто не имею такой возможности! Тем более сейчас, когда засушливое лето прошлого года чуть было не нанесло смертельный урон отрасли. Спасибо областным властям, которые выделили субсидии и поддержали производителей.
Но тот рубль дотации, который нам выплатили, тут же «съели» переработчики, снизив закупочную цену аж на два рубля. Кому государство оказало помощь? И как нам было справиться с этим снижением цен, если ни корма, ни коммунальные услуги не подешевели?
- Производители хотят лишь одного – привязать закупочную цену к стоимости продукта, - говорит Александр Евстратов, директор ООО «Нижнекисляйские семена» Бутурлиновского района. - Продается литр молока за 45 рублей – отдайте половину производителю.
Так должно быть в идеале. Но как добиться этого в реальной ситуации? Пока непонятно. Госрегулирование, жесткие распоряжения властей, мирный договор между сторонами – все способы хороши. А пока страдают производители и потребитель.
Чем больше надои, тем меньше… прибыль
Прошедшая зима надолго останется в памяти животноводов – не из-за суровых морозов, а из-за невероятно высоких цен на корма. Даже солома, которую раньше использовали разве что на подстилку животным, и та идет по цене двух с половиной тысяч рублей за тонну.
Если подсчитать, то один кормодень обходится хозяйству в среднем в 250-270 рублей, среднестатистическая буренка дает около 15 литров молока в день (по нынешним ценам, это 225 рублей). Можно ли работать при таких затратах с прибылью?
А ведь еще надо изыскивать средства на содержание молодняка. Не единой же коровой жив животновод! Чтобы буренка стала давать молоко, за ней три года надо ухаживать, вкладывать средства, кормить-поить. А это – одни убытки! Кстати, если просто продать корма, а не «пропускать» их через корову, выгоду получишь гарантированно. А пока чем больше произведешь – тем беднее станешь.
В Воронежской области применили еще одно «ноу-хау». По существующим правилам, закупочная цена на молоко варьируется в зависимости от его качества. Коэффициент цены молока высшего сорта еще не так давно составлял 1,1, первого сорта – 1, второго сорта – 0,9. Но с начала года переработчики, по непонятным причинам, этот коэффициент понизили (коэффициент высшего сорта стал равен 1, первого – 0, 98, второго – 0,9), чем добавили себе нешуточной прибыли.
При такой разнице у хозяйств нет никакого стимула добиваться высшего сорта – приобретать дорогостоящее оборудование, внедрять современные технологии. Ведь разница катастрофически минимальна!
Почему бы не вернуть прежние принципы ценообразования? Кто противится этому?
По статистике, в России производят около 34 миллионов тонн молока и молочных продуктов в год. Но в переработку поступает не больше 14 миллионов тонн молока. Разницу якобы дают личные подсобные хозяйства. Но так ли это на самом деле? Ведь в личных подворьях кормилиц с каждым годом становится все меньше.
Проглядывается ли здесь корень зла? Почему производители игнорируют отрасль молочного животноводства? Ответ один – невыгодно. По данным статистики, в Воронежской области осталось около 73 тысяч дойных коров. Для сравнения, еще лет двадцать назад этот показатель превышал миллион триста тысяч.
На особом положении – руководители, которые поверили в нацпроекты и включились в работу – взяли кредиты, построили современные фермы, завезли элитное поголовье.
- Когда мы решались вступать в нацпроект по молочному животноводству, мы, конечно же, прикидывали сроки окупаемости затрат, - говорит Николай Голиков, генеральный директор ООО «Бородино». – По нашим расчетам, укладывались в восемь лет. Но при нынешних закупочных ценах этот срок отдаляется на неопределенное время. Заниматься производством молока сегодня невыгодно. Будь иначе – желающих было бы предостаточно.
Если бы часть руководителей демонстрировала успехи в работе, а другая часть – едва сводила концы с концами, ответственность можно было возложить на руководство.< Недоглядели, недоработали. Но ведь сегодня даже самые опытные и грамотные руководители хозяйств настроены пессимистически.
- Мы, селяне, готовы работать в сложных условиях, готовы терпеть любые трудности, лишь бы сохранить отрасль, - продолжает Игорь Джавадов. – Ведь село без животноводства обречено. Баланс интересов, о которых говорил Виктор Зубков, – это не когда всем поровну, а когда по справедливости, в прямой зависимости от затрат, которые несет участник процесса.
Беда производителей молока в том, что они разобщены, все надеются на правду, которую им «спустят» сверху. Но наши проблемы за нас никто решать не будет. Мы должны объединяться и требовать повышения закупочной цены до 15-16 рублей за литр как минимум. Причем независимо от времени года. Если у переработчика финансовые трудности, пусть их обосновывает и просит из бюджета дотации. А сваливать все на производителей – это, по меньшей мере, несправедливо.
И производители, и переработчики, и торговля существуют лишь потому, что есть потребитель. Не станет он покупать молоко – отпадет необходимость и в содержании коров, и в молокозаводах, и в молочных отделах магазинов.
Казалось бы, надо объединиться и вместе, сообща удовлетворять вкусы покупателя, баловать его богатым ассортиментом, предлагая здоровую и экологически чистую продукцию. Но не тут-то было. Словно крыловские лебедь, рак и щука, все они пытаются из молочной отрасли выжать денег по максимуму, не особо заботясь о последствиях. А последствия очевидны – полный крах!
Но сохранение дойного стада – это не только экономическая категория, это еще и огромная социальная задача на селе. Наличие пяти коров в общественном производстве уже позволяет трудиться одному сельскому жителю. В противном случае, сельские жители и дальше будут уезжать в поисках работы из родных сел.
В 2010году Президент Дмитрий Медведев поставил задачу в течение десяти лет увеличить долю молочных продуктов отечественного производителя до 90 процентов.
Как выполнить этот наказ при нынешних условиях? При этом производители молока вовсе не выступают за увеличение стоимости готового продукта в магазине, он и– за справедливое распределение доли итоговой цены на молоко между производителями, переработчиками и торговыми организациями.
Разрешить ситуацию можно только сообща! Пишите, высказывайте свое мнение. Истина, как известно, рождается в дискуссии.
И напоследок еще парочка законов Мерфи: «Когда дела идут хуже некуда, в самом ближайшем будущем они пойдут еще хуже», «Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит, вы чего-то не заметили».
Марина Калинина
Коммуна, № 69, 12.05.11 г.