WorldClass

20 сентября 2024, 03:05
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Михаил Бычков - об экономике и менеджменте Платоновского фестиваля

10.08.2011 10:59
Для художественного руководителя Камерного театра и директора Платоновского фестиваля Михаила Бычкова главное культурное событие года в регионе пока не завершено: нужно решить еще массу организационных вопросов. Вместе с ним De Facto попытался проанализировать, можно ли вообще зарабатывать на крупных культурных проектах и как правильно ими управлять.

Для художественного руководителя Камерного театра и директора Платоновского фестиваля Михаила Бычкова главное культурное событие года в регионе пока не завершено: нужно решить еще массу организационных вопросов. Вместе с ним De Facto попытался проанализировать, можно ли вообще зарабатывать на крупных культурных проектах и как правильно ими управлять.

«Реальные цены билетов гораздо выше»

— В Воронеже достаточно много культурных мероприятий, приносящих прибыль их организаторам: город заклеен афишами концертов, антрепризных спектаклей. Не альтруисты это устраивают — люди зарабатывают деньги. Рецепт элементарный: либо жесткая экономия, либо высокие цены на билеты. Можно построить на сцене декорацию, для перевозки которой понадобится 11-метровый грузовик. А это уже соответствующие расходы. Второй вариант — поставить на сцене два стула и три стола и ощутимо сэкономить. Или, например, есть традиционный ТЮЗовский фестиваль «Театр детства и юношества 21-го века». Там труппы приезжают за свой счет, их располагают в недорогой гостинице под Воронежем и иногда кормят на деньги спонсоров. Расходы этого фестиваля — примерно полмиллиона рублей.

А вот если мы хотим открыть людям доступ к значительным мировым художественным ценностям, то должны учесть, что обойдутся они дорого. Реальная стоимость билетов, при которой можно выйти на точку безубыточности фестиваля, — 5-6, а то и 10 тысяч рублей. Таковы, к примеру, цены в Москве на спектакль театра Жанти.

«Говорить о доходности Платоновского фестиваля неуместно»

— Но если мы знаем, что в нашем городе немного людей, которые смогут заплатить такие деньги, то стараемся, чтобы Жанти можно было увидеть и за 500 рублей. А недостающие деньги восполняются средствами благотворительных фондов, спонсоров, бюджетными деньгами. В случае с Платоновским фестивалем так все и было.

Вообще, говорить о доходности фестиваля, когда речь идет о социальной политике, бюджетной программе, на мой взгляд, неуместно. Для чего фестиваль учрежден областными структурами и мэрией? Они обеспечивают возможность учителю или врачу послушать лучшего скрипача в мире или посмотреть один из лучших балетов современности. Если не будет этой государственной поддержки, учитель или врач не смогут этого сделать. Для этого и тратятся бюджетные деньги. Это, условно говоря, социальный бонус людям.

«Бизнес надо окультуривать»

— Я неоднократно обращался за деньгами к инвесторам, когда реализовывал различные проекты. И это всегда был сложный процесс. Но вот в Платоновский фестиваль бизнес инвестировал весьма охотно. Может быть, потому что фестиваль объявлен главным культурным проектом региона. Может быть, потому что он проходит под личным патронажем губернатора Алексея Гордеева. Попечительский совет сложился достаточно легко, подавляющее большинство его членов помогало фестивалю финансово и организационно, другими ресурсами. Например, один из наших спонсоров, занимающийся уличным декорированием, полностью обеспечил фестиваль флагами на всех площадках, мостах, путепроводах, стендами в Кольцовском сквере, около музеев, театров и главных выставок. Это во многом помогло созданию фестивального имиджа Воронежа в июне.

Вообще, не ставилась задача найти где-то недостающие деньги. Давая старт фестивалю, Алексей Гордеев говорил, что желательно, чтобы доля спонсорских средств не уступала доле бюджетных. Так у нас и получилось. Мы вышли на паритет: треть — бюджетные деньги, треть — частные, треть — доходы фестиваля от продажи билетов. Не буду скрывать, 2-3 члена попечительского совета все же старались минимизировать свое участие в фестивале. Возможно, они попали в совет ошибочно или не точно сориентировались. Ведь люди, финансирующие такой фестиваль, — передовые, успешные представители бизнес-сообщества. Но все равно надо повышать общую культуру бизнесменов, их отношение к вложениям в искусство. Я думаю, бизнес проанализирует результаты фестиваля, тот резонанс, который он получил в Воронеже, и уже в следующем году предприниматели станут охотнее и активнее нам помогать. Финансирование подобных проектов должно стать трендом, хорошим тоном. Ведь это престижно! Надеюсь, за право войти в попечительский совет Платоновского фестиваля со временем будет здоровая конкуренция.

«При продаже билетов использовали административный ресурс»

— Мы испробовали разные маркетинговые ходы при продаже билетов. Изначально предоставили широкий ценовой спектр: от 250-300 рублей за билет до нескольких тысяч. Была достаточно разнообразная система продаж: 8 касс, возможность покупки через Интернет, заказ билетов с доставкой или их бронирование. Некоторые билеты даже приобретались в райцентрах области, соседних регионах, в Москве.

Я придумывал все скидки, акции без опоры на какие-то правила. Это же простая вещь: смотрел на ежедневную динамику продажи билетов. В марте и первой половине апреля, когда мы только начали продажи, билеты покупали очень здорово. Первым делом раскупили более дешевые, особенно на филармонические концерты. Потом мы ввели систему скидок. Например, была скидка для студентов, пенсионеров, членов творческих союзов. Пару раз мы применили общую скидку в день спектакля. Таких мероприятий было немного, не больше двух. Я смотрел, где билеты раскупаются, где остаются, вносил коррективы. Ко мне обращались сотрудники со своими предложениями. Например, говорили, что вот студентам мы даем скидку, а аспирантам — нет. Я согласился — в льготную категорию добавили и аспирантов.

В начале мая все заговорили, что наступил конец сезона, что город выдохся, что билеты не берут. Мы начали думать о подстраховке и стали использовать административный ресурс. У областного правительства был призыв к районным отделам культуры: чтобы из каждого района на фестивальных мероприятиях побывало по 40-50 человек. Условно говоря, один автобус из района на один концерт или спектакль. Люди сами выбирали, куда пойти и что посмотреть. Всего таких зрителей из районов было около тысячи. Уверен, никто из них не пожалел. Мы бы продали все и без этой меры, но, повторюсь, подстраховались, и я нисколько об этом не жалею.

«Были трудности с размещением наружной рекламы»

— Для меня трудность заключалась в другом: мы относились к нашему проекту как к социальному и не закладывали в бюджет расходов на размещение наружной рекламы. Предполагали, что у нас и реклама будет социальной, которую наш соучредитель — мэрия — разместит, как заинтересованная сторона. Правда, выяснилось, что все эти билборды и «ситики» — частная собственность и стоит денег. Но я видел, что до 10 июня две трети проспекта Революции было заклеено социальной рекламой по случаю 9 Мая! И только потом, по ходу фестиваля, наши рекламные материалы все же появились на улицах города. Вообще, я понял, что сфера уличной рекламы в Воронеже не прозрачная и организована явно не в интересах горожан.

«Нужно увеличивать штат готовящих фестиваль и искать сильных маркетологов»

— Конечно, говорить о том, что будет на втором Платоновском фестивале, рановато. Но несколько важных моментов я могу отметить. Когда я принимался за фестиваль, то предполагал, что проект можно выполнить силами 12-15 человек. Практика показала, что это невозможно. Сейчас понимаю: нужно увеличивать штат в зависимости от этапов проекта. И уже сегодня мы подбираем людей для следующего фестиваля. В начале подготовки мероприятия достаточно 10 человек, в середине — около 20, а ближе к самому началу фестиваля — все 40. Возможно, нужна и команда сильных маркетологов. Правда, мы ограничены рамками бюджета, который нам выделяет власть. Будем что-то придумывать.

Справка

Первый Международный Платоновский фестиваль прошел в Воронеже с 4 по 17 июня. На мероприятия фестиваля было продано 14950 билетов из запланированных 15500 (спектакль Театра Наций «Калигула» 16 июня был отменен из-за травмы одного из актеров). Бюджет проекта составил около 33 млн рублей, выручка от продажи билетов - 11,3 млн. Заработанные средства пойдут на покрытие расходов и на оснащение парка светового и радиооборудования, которое приходилось брать в аренду. Например, за свет для выступлений Театра Станиславского было заплачено около 800 тыс. рублей.

De Facto, июль-август, 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0