25 ноября 2024, 23:06
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Незапретный плод: пять вопросов Александру Соловьеву о протекционизме

23.09.2011 15:02
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Заместитель председателя правления Сбербанка, председатель центральночерноземного банка Сбербанка России Александр Соловьев уверен в том, что воронежскому рынку пищевой продукции протекционизм противопоказан. Об этом он рассказал, отвечая на вопросы о поддержке местных производителей. ■ Вопрос 1. Когда мы заходим в сетевой магазин в Воронеже, мы часто видим, что, например, большая часть хлеба на полках произведена в других регионах.

Воронеж. 23.09.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Заместитель председателя правления Сбербанка, председатель центральночерноземного банка Сбербанка России Александр Соловьев уверен в том, что воронежскому рынку пищевой продукции протекционизм противопоказан. Об этом он рассказал, отвечая на вопросы о поддержке местных производителей.

Вопрос 1. Когда мы заходим в сетевой магазин в Воронеже, мы часто видим, что, например, большая часть хлеба на полках произведена в других регионах. Это нормально? Как вы оцениваете такую ситуацию, и нужно ли вводить в Воронежской области политику протекционизма для защиты местных производителей пищевки?

— Я думаю, что это нормально. Конкуренция — самая сильная движущая сила, способствующая снижению стоимости продукта и повышению его качества. Если мы административным регулированием заставим продавца положить на полку воронежский хлеб, который по качеству и по вкусовым параметрам уступает продукции из другой области, мы нанесем ущерб интересам воронежцев. А интересы человека превыше всего.

На свободном рынке интересы продавца и покупателя совпадают. Продавец всегда старается на более выгодное место выставить то, что пользуется высоким спросом у покупателя. Рыночные отношения не должны ни в коей мере — и это мое твердое убеждение — подвергаться административному регулированию.

Запретить — это всегда просто. Но именно от запретов Воронежская область понесла в свое время колоссальный ущерб. Помните, как в середине 90-х губернатор запретил вывозить сахар и распорядился продавать его только местным производствам? На трассах выставляли посты ГАИ, чтобы люди не могли незаметно вывезти продукцию. Такое нерыночное решение привело к тому, что спрос на продукт не был обеспечен и местная сахарная промышленность понесла большие убытки. Из-за запрета столичные производители закупили сахар на Украине. И ничего не потеряли. А нам потребовались годы, чтобы восстановить отрасль.

Кроме того, когда механизм попадания продуктов в магазины непрозрачен, возникают элементы того, что называют коррупцией, злоупотреблением.

Вопрос 2. Если протекционизм не является эффективным рыночным инструментом, как государство может поддержать местных производителей пищевки?

— Нужно развивать местное производство не за счет ограничения и директив, а за счет поддержки: субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления земли, возведения инфраструктуры.

У большинства предпринимателей нет денег, чтобы реализовать многомиллиардные проекты. Сотрудничество с банками предполагает, чтобы в старт-ап было вложено 20-30% собственных средств, а где их найти? Без поддержки государства здесь не обойтись.

Например, в свое время правительство Белгородской области выпустило облигационный займ на 2 миллиарда рублей. Деньги были пущены на поддержку (в виде уставных средств) предприятий, которые взяли на себя обязательства в установленные сроки добиться необходимых показателей. Эта мера помогла появиться десяткам производств. Они, в свою очередь, разработали программы развития, вышли на определенный объем производства и со временем стали мощными агропромышленными холдингами. А затем их руководители смогли выкупить долю правительства в уставном капитале.

Но, создавая и развивая агрохол-динги, нельзя забывать о малом бизнесе. Лично я поддерживаю развитие такой экономики, которая базируется на потенциале своих, местных жителей. В том же Белгороде, чтобы обеспечить продвижение продукции мелкого производителя, начали строить маленькие магазины формата «рядом с домом». Их назначение — реализация продукции фермеров. Вот это реальное рыночное продвижение. Там один только хлеб продается от десятков частных предприятий. На каждой стойке — название фирмы, адрес, фотография собственника. Покупатель в прямом смысле видит, у кого он покупает хлеб. Это повышает ответственность производителя. Сети работают с крупными фирмами, им не хочется возиться с фермером. А такие маленькие, культурные магазинчики — хорошая альтернатива сетям.

Вопрос 3. В свое время в Черноземье бизнесмены создали несколько торговых сетей, которые вышли за пределы своих регионов. В Курске это «Линия». В Липецке — «Росинка»... Наличие таких каналов сбыта имеет большое значение для производителей из этих областей: благодаря сетям они поставляют свою продукцию в другие регионы. Почему воронежский бизнес не создал торговых сетей? И нужно ли поддержать наших предпринимателей в этом сейчас?

— Такие компании, как курская корпорация «ГРИНН» или липецкая «Росинка», создали талантливые люди, которые появились и выпестовались без поддержки региональных властей. У нас в Воронеже такие люди вовремя не нашлись. Возможно, нам стоило быть более дальновидными, проявить инициативу, найти их и поддержать. Но сегодня, к сожалению, создать выходящие за рамки региона сети будет очень сложно, рынок уже насыщен торговыми площадями.

Вопрос 4. В каких случаях протекционизм необходим и полезен?

— Политика протекционизма нужна для защиты нашего производителя от иностранных конкурентов. Это необходимость, связанная с тем, что мы во многих направлениях сильно отстали от западных производств и пока не можем производить конкурентную по цене продукцию.

У многих аграриев просто не хватает средств. Они вынуждены развиваться за счет кредитных ресурсов, которые по объективным экономическим причинам обходятся российским предпринимателям дороже, чем западным. За границей ставки по кредитам составляют 2-3%, у нас — 12-13%. Банки не могут работать иначе, так как сами занимают средства под 7-10%, в то время как, например, западные кредитные организации привлекают деньги под 1-2%.

Наши производители, не имея достаточного капитала для развития,также вынуждены проводить техническое перевооружение на кредитные ресурсы. И они сегодня просто не могут соревноваться с компаниями, которые несколько десятков лет назад прошли этап становления.

Если мы не защитим отечественного производителя посредством,регулирования, квотирования ввозимой продукции, таможенными пошлинами и тарифами, то на прилавках вместо российских продуктов будем видеть китайские и американские. Иностранцы смогут накручивать на нашем рынке любые цены. А нам придется жить по их «законам». Мы это уже проходили. Вспомните, около пяти лет назад 80% птичьего мяса в нашей стране было зарубежным. По сути, мы питались «ножками Буша» — дешевыми, но плохого качества. И заодно «кормили» экономику США и других стран, поставлявших нам эту продукцию. Но потом Россия смогла переломить ситуацию в отрасли. Теперь в магазинах 90% мяса птицы российского происхождения. А ведь это новые рабочие места, развитие смежных производств, производство комбикормов, создание агрохолдингов...

Более того, сегодня можно говорить о том, что эта продукция конкурентоспособна. Еще пару лет — и наш производитель сам сможет себя защитить. К тому времени он нарастит объемы, вернет основную массу кредитов, то есть начнет работать практически в тех же условиях, что и западные компании.

Вопрос 5. Как вы оцениваете ситуацию с поддержкой местного производителя в Воронежской области?

— В Воронежской области с приходом губернатора Алексея Гордеева принят ряд важных решений по поддержке сельхозпроизводителей. Например, меры по развитию производства мяса крупного рогатого скота (КРС). В России этот сегмент не занят. Трудность проектов в том, что экономический эффект появляется только через 5-7 лет, поэтому раньше немногие решались брать на себя такие риски.

Но альтернативы нет: рынок производства мяса птицы уже практически заполнен, а свинины — стремительно заполняется. Кстати, в части производства свинины в Воронежской области скоро будет реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов. Что касается КРС, то сегодня делаются все необходимые шаги для того, чтобы воронежские производители получили максимальный доступ к ресурсам из федерального бюджета* Я считаю, что это перспективная программа и лет через 5-7 она обязательно «выстрелит». Воронеж имеет все шансы стать ведущим регионом в этом рыночном сегменте.

De Facto, сентябрь, 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0