Непопулярное личное мнение о результатах выборов в Государственную думу ФС РФ 6-го созыва в Тамбовской области
Воронеж. 08.12.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – 4-го декабря на выборах в Госдуму Тамбовская область оказалась в лидерах и по явке избирателей, и по числу голосов за партию «Единая Россия», и даже по количеству наблюдателей на участках: в среднем их было более пяти на каждом. Как это получилось?
Скорее консерваторы
Тамбовскую губернию как самостоятельную административную единицу упразднили в 1928 году: влили в так называемую Центрально-Черноземную область. По местной легенде, это произошло потому, что уж слишком тамбовчане были склонны к бунтам. Хотя с другой стороны, все крестьянские волнения как раз и произрастали из неприятия советстких нововведений, то есть скорее из желания защитить старые порядки. Как известно, часть потомков жителей Тамбовской губернии теперь являются и воронежцами, и пензенцами, и рязанцами, и липчанами. Но основная масса, приученная после подавления Антоновского восстания терпеть и не высовываться, считается в стране «тамбовскими волками», но при этом по-прежнему отличается глубоким консерватизмом.
Еще в 90-е годы Тамбовскую область причисляли к «красному поясу»: она до последнего сопротивлялась веяниям времени и считалась оплотом КПРФ в Центральном Черноземье. С большим трудом лет 12 назад ей удалось избавиться от этого ярлыка. И вот сейчас очередная напасть: тамбовчан снова обвиняют в том, что они цепляются за прошлое и чрезмерно поддерживают ту партию, голосовать за которую в стране становится немодным.
Куда глядели?
По данным Тамбовского облизбиркома, в результате выборов в Госдуму в регионе голоса избирателей распределились следующим образом: «Единая Россия» – 66,66 %, КПРФ –16,46 %, ЛДПР – 7,09 %, «Справедливая Россия» – 6,02%, «Яблоко» - 1,43 %, «Патриоты России» - 0,52 %, «Правое дело» - 0,29 %.
В регионе приняли участие в голосовании более 600 тысяч избирателей, что составляет 68,27%. Это на 6,71% больше, чем на предыдущих выборах в Госдуму в 2007 году. По территориям явка колебалась от 54,26% (Жердевский район) до 85,82% (Уваровский район).
Учитывая нерадостные для себя результаты мартовских выборов в Тамбовскую областную думу, оппозиционные партии 4 декабря решили быть особенно бдительными: собрать на избирательных участках как можно больше своих людей. По данным облизбиркома, всего в состав участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса вошли 2 363 человека: от «ЕР» - 785, «КПРФ» - 580, ЛДПР - 252, «СР» – 663, от партии «Патриоты России» - 1, «Яблоко» - 5, «Правое дело» - 77. Как видим, в общей сложности представителей всех оппозиционных партий набралось более 1500. Их было в 2 раза больше, чем представителей «ЕР», так что
они должны были если уж не умением, так числом блокировать все, по их мнению, ожидаемые нарушения со стороны правящей партии.
Что касается допуска наблюдателей от разных партий на избирательные участки, то по их количеству Тамбовская область оказалась лидером: на каждом в общей сложности было более 5. Политическими партиями были назначены 3073 человека: от «ЕР» - 895, КПРФ - 692, ЛДПР - 591, «СР» – 733 (большая часть из них заведена от местных отделений партии и порядка 150 человек от уполномоченного центральных партийных органов), от партии «Патриоты России» - 6, «Яблоко» - 50, «Правое дело» - 106. Кроме того, на участках находились представители СМИ, в частности газеты Тамбовского областного комитета КПРФ «Наш Голос» и приглашенной федеральными партийными органами «Справедливой России» ростовской газеты «Блокнот».
Уже после выборов в отдельных СМИ и личных блогах появилась информация о том, что наблюдателям оппозиционных партий в день голосования якобы не давали работать на участках. Однако из 2178 человек (общего числа наблюдателей всех партий, кроме «Единой России») на прошедших выборах было удалено всего 5 наблюдателей (1 – от «Патриотов России», 2 – КПРФ, 1 – «Яблоко», 1 – «Справедливая Россия»).
Утверждение, что наблюдателей от «Справедливой России» не пустили на избирательные участки в Тамбове, тоже фактами не подтверждается. На самом деле, неразбериха с наблюдателями от «СР» объясняется совершенно другой причиной: переделом сфер влияния внутри самой партии. Незадолго до выборов представители федеральной верхушки «Справедливой России» выразили недоверие местному отделению и попытались привезти максимальное количество наблюдателей со стороны, но все участки ими закрыть не смогли. Вот и получилось, что большую часть наблюдателей от эсэров все-таки обеспечили местные отделений партии, и только порядка 150 человек прислали уполномоченные центральных партийных органов.
Всего в ходе выборов в местные избирательные комиссии и областной избирком поступило 65 заявлений о нарушениях, из которых 12 – от представителей «Единой России». Из общего числа заявлений полностью или частично подтвердились только 26. В основном, они касались распространения незаконных печатных агитационных материалов. Как утверждают в облизбиркоме, все случаи были зафиксированы и по ним приняты надлежащие меры.
Сделали выводы?
Уж не знаю, среагировали ли организаторы выборов на критику или это получилось само собой, но 4 декабря отпали сами собой те обвинения, которые оппозиция предъявляла им раньше. Во-первых, на территории региона, по сравнению с мартовскими выборами в областную Думу, с 18,13% до 13,85%, т.е. почти на четверть, снизился процент так называемого «домашнего голосования». Во многом, благодаря тому, что облизбирком совместно с ТГУ имени Г.Р. Державина и ТГТУ реализовал проект «Помоги мне» в рамках пилотного проекта ЦИК России «Дорога на избирательный участок». Всем людям с ограниченными физическими возможностями, которые захотели проголосовать не дома, а на избирательных участках, была оказан помощь: и микроавтобусы, специально оборудованные для транспортировки колясочников, и волонтеры, которые помогали добраться прямо до места назначения, работали целый день.
Почти в 2 раза снизился процент голосования населения по открепительным удостоверениям. Если на выборах в областную Думу этой возможностью воспользовались 2,5% от числа пришедших на выборы, то на выборах в Государственную Думу – всего 1,3%. Так что на этот раз трудно выдвинуть обвинения в том, что потоки перемещения людей с открепительными были кем-то организованы и каким-то образом повлияли на конечный результат. Даже сельские студенты, которые в ходе нескольких последних выборов в большинстве своем голосовали в Тамбове, на эти выходные разъехались по домам, по месту регистрации.
Что написано пером…
Стоит особо отметить, что в день голосования протоколы участковых избирательных комиссий, а равно и территориальных, были подписаны всеми членами комиссий с правом решающего голоса, независимо от партийной принадлежности и представительства. Протокол об итогах голосования на территории Тамбовской области также был подписан всеми членами областной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Следовательно, все представители различных партий, присутствовавшие на участках, подтвердили подлинность протоколов, а состоящие в облизбиркоме согласились с итогами голосования. Так зачем после драки в интернете кулаками махать?
Не воевать, а убеждать
Так как же все-таки объяснить такой расклад полученных партиями голосов, который значительно отличается от результатов в других регионах?
По мнению экспертов, результаты выборов в Тамбовской области в очередной раз продемонстрировали устойчивость электоральных предпочтений. Консервативные настроения обеспечили и высокую явку, и голосование за действующую власть. Те низкие проценты (ниже, чем во многих других регионах страны), которые получили на территории Тамбовской области ЛДПР и «Справедливая Россия», вызваны полным отсутствием работы местных отделений этих партий с населением в течение как минимум четырех лет, а также внутрипартийными конфликтами.
У местной КПРФ хотя бы есть свой партийный рупор – газета «Наш голос», которая тиражом в несколько тысяч экземпляров еженедельно просвещает трудящийся народ насчет последних высказываний господина Зюганова и неустанно критикует как действия, так и бездействие тамбовских представителей партии власти. А вот у ЛДПР и «Справедливой России» в мирное время ни листков, ни газет, ни каких-то других проявлений хоть какой-то деятельности, кроме малочисленных пикетов пару раз в год, не заметно. Да и во время прошедшей предвыборной кампании они избирателей своим вниманием не слишком-то баловали. Если спросить у тамбовчан, кого из местных жириновцев или мироновцев они знают, ответа не будет.
И это еще не вся беда. На протяжении последних месяцев со стороны федеральной верхушки и ЛДПР, и «Справедливой России» проводились «чистки» местных отделений партий. Если сравнивать с ситуацией в бизнес-кругах, то поведение московских представителей этих партий относительно тамбовских отделений можно сравнить с рейдерским захватом. Меняются лица, фамилии, а работы с населением как не было, так и нет. Все это полностью парализовало деятельность ЛДПР и «СР» в Тамбовской области и привело к закономерному результату в день голосования.