WorldClass

16 июня 2024, 19:14
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2vtzqwo6nff

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

МОЁ! // Экологи: добыча никеля в Воронежской области может обернуться природной катастрофой

20.03.2012 16:26

По мнению защитников природы, разработка никелевых месторождений в нашем регионе без установки суперсовременных очистных сооружений приведет к опасным последствиям. Между тем власти уверяют, что поводов для беспокойства нет.

Горнодобывающее предприятие планируется построить в Новохопёрском районе Воронежской области. Но чем ближе подведение итогов конкурса на разработку никелевых месторождений, тем менее радужной кажется перспектива этих разработок жителям самого Новохопёрского района и расположенного рядом с ним Борисоглебского. Работники Хопёрского заповедника опасаются гибели уникального уголка природы. Свою тревогу люди объясняют так: информация о добыче воронежского никеля в основном похожа на рекламу, а оценить реальную опасность работ крайне сложно. И это при том, что в руде вместе с никелем находятся ртуть и уран; отходы, образующиеся при добыче никеля, опасны, да и сам металл далеко не безвреден.

Мнение «ЗА»: «Минимизируем негативные последствия»

О том, что в нашей области находится последнее в Европе крупное месторождение никеля, воронежцы узнали внезапно. В январе 2011 года на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным глава компании «Норникель» Владимир Стржалковский попросил премьера посодействовать в проведении конкурса на право разработки Еланского и Ёлкинского месторождений в Новохопёрском районе — находятся они неподалёку от села Елань-Колено и крохотной деревушки Ёлка. Спустя год с небольшим, в феврале 2012-го, Федеральное агентство по недропользованию этот конкурс объявило. Его результаты станут известны к 15 мая. Конкурсная комиссия будет рассматривать заявки ГМК «Норильский никель», Уральской горнометаллургической компании (УГМК), ООО «Гор-норудная компания Урала» («дочка» УГМК) и ООО «Медногорский медно-серный комбинат».

Всё это сопровождал конфликт интересов областной власти и потенциальных инвесторов. Правительство области заинтересовано в том, чтобы разработка началась как можно скорее — так областная казна быстрее пополнится налогами. А вот металлургические компании, как сообщали СМИ, хотели приберечь месторождения до тех пор, пока мировые запасы никеля не подойдут к критической отметке — в этом случае цена на металл автоматически взлетит. В итоге всем заинтересованным сторонам удалось договориться: разработка никелевых месторождений начнётся обязательно, причём в ближайшее время. По итогам конкурса в Новохопёрском районе в течение 14 с половиной лет должно быть построено горнодобывающее предприятие. Из земли предстоит извлечь около 450 тысяч тонн никеля.

Губернатор Алексей Гордеев в разговоре с корреспондентом «МОЁ!» на минувшей неделе заявил, что добыча никеля приведёт к серьёзным вливаниям в экономику Воронежской области. По словам главы региона, областной бюджет от этого будет получать по 2,5 млрд рублей ежегодно (при том что ежегодный размер региональной казны — порядка 50 млрд рублей). Что же касается Новохопёрского района, то он, по мнению Гордеева, может стать одним из передовых районов области в плане социально-экономического развития. В качестве примера губернатор привёл Россошанский район, где есть ОАО «Минудобрения».

По мнению Алексея Гордеева, оснований для беспокойства за экологию района и области в целом нет.

— Мы минимизируем все негативные последствия для экологии, — обещает глава региона. — Речь идёт только лишь о добыче никеля. Никакого завода по выплавке металла у нас не будет.

Начальник регионального отдела геологии и лицензирования департамента недропользования по ЦФО Александр Плаксенко добавил к этому, что самой вредной действительно считается выплавка, а не добыча никеля. По его словам, в заявках претендентов на разработку никелевых месторождений есть и природоохранные мероприятия, которые оценит госэкспертиза.

Мнение «ПРОТИВ»: Отходы переработки и мёртвая вода останутся в Новохопёрске

Эта официальная информация не успокаивает работников Хопёрского заповедника и членов движения «Экология21», появившегося в Борисоглебске. И те и другие упирают на то, что официальные лица недоговаривают. Ведь в Новохопёрском районе будут заниматься не только добычей, но и так называемым первичным обогащением никеля. При этом пока неизвестно, какие очистные сооружения планируется установить на горнодобывающем комбинате. А расположится комбинат как раз на границе заповедника, сотрудники которого всерьёз обеспокоены. Попробуем разложить по полочкам причины, заставляющие волноваться защитников природы и местных жителей.

Опасные отходы

Никеля в чистом виде в природе не бывает, в руде его порядка 10%. Руда в Новохопёрске содержит самые разные металлы, в том числе и токсичные — ртуть и уран. И чтобы добыть никель, на поверхность нужно поднять всё и лишь затем рассортировать.

— Мой отец был директором одного из рудников Норильска, и я прекрасно знаю, как много отходов остаётся после первичной обработки никеля, — рассказывает один из критиков проекта добычи никеля кандидат технических наук, сотрудник концерна «Созвездие» Андрей Митрофанов. — Добывать никелевый концентрат, который повезут на металлургические заводы, будут в Новохопёрске. Значит, и отходы останутся здесь же. А они содержат в себе, к примеру, серу. Останется и огромное количество воды, которая используется в технологических процессах. Она будет иметь кислую реакцию, то есть это мёртвая вода. На рудниках Кольского полуострова такую воду сливают в реки без очистки. Но там чистая вода не очень нужна — некому в тех реках рыбачить и пить из них воду.

Гибель чернозёма и реки

В Воронежской области суперсовременные очистные сооружения нужны обязательно, считает старший научный сотрудник заповедника Владимир Давыденко.

— Иначе пары серы от отходов закислят, то есть, по сути, убьют, чернозём, — вздыхая, поясняет наш собеседник. — Не говоря уже о том, что умрёт река Хопёр.

Падение уровня грунтовых вод

— В районе горных разработок в любом случае снижается уровень грунтовых вод, — продолжает рассказ Владимир Давыденко. — Ведь образовавшиеся после изъятия породы пустоты должны быть чем-то заполнены. В итоге наступит настоящая засуха, и наш заповедник может погибнуть. Обо всём этом я писал на предвыборный сайт Владимира Путина, но ответа пока нет. Нам говорят про природоохранные мероприятия. Но в то же время кругом пишут о том, что природоохранное законодательство в области горных разработок в 90-е годы было полностью пролоббировано крупными компаниями. Где гарантия того, что у нас установят самое современное очистное оборудование? Тот же Норильск, где, как сообщают, «Норникелъ» работает над экологией, по-прежнему самый грязный город страны.

— Я в детстве жил в Норильске, — добавляет ещё один работник заповедника Владимир Срибный. — И бесконечно болел. Врачи прямым текстом сказали матери: «Если хотите сохранить ребёнка, уезжайте отсюда». Именно из-за этого семье пришлось переехать. Но вот теперь никель нас и здесь нашёл.

Вред для здоровья людей

Жители села Варварино, которое находится на территории заповедника, рассуждают по-простому.

— Мы против разработок, потому что о месторождениях никеля знали давно, ещё с 80-х, но почему-то же их не трогали, — резонно замечает Валентина Короткова. — Мне кажется, в СССР понимали, что средняя полоса густо заселена, а значит, это может навредить тем, кто здесь живёт.

Вместо послесловия

Считается, что металлургические комбинаты в основном выполняют требования российского экологического законодательства. Но вот требования эти весьма лояльны. Надо сказать, что столица Черноземья — пока просто курорт по сравнению с Норильском и даже с Липецком, где горнодобывающие и металлургические комбинаты являются главными предприятиями регионов. Ежегодные выбросы вредных веществ в атмосферу в Воронеже составляют 150 тысяч тонн, в Липецке — 340 тысяч тонн, в Норильске (а он меньше нашего города в четыре раза) — 1 миллион 920 тысяч тонн.

Законы бизнеса и экология зачастую оказываются несовместимы. И сейчас жителям области, а в особенности Новохопёрского и Борисоглебского районов, остаётся только надеяться на мудрость и строгость властей.

Мнение эксперта

Геологи: «Мы не в банановой республике!»

Профессор Александр Плаксенко, который был одним из идеологов разработки никелевых месторождений, услышав доводы обеих сторон, с жаром доказывает, что всё будет хорошо.

— Я в Воронежской области родился, живу и умру. И никакого беспокойства из-за никелевых разработок не испытываю! — восклицает Александр Плаксенко. - Кому-то, конечно, не хочется, чтобы рядом с его домом стояла шахта. Но мы же не в банановой республике живём! Шахты после отработки ликвидируются, то есть пустоты заливают бетоном. А технология строительства шахты такова, что грунтовые воды будут отсекаться, ничего с ними не случится.

По мнению Александра Плаксенко, в Воронежской области возведут современный горнодобывающий комбинат со всеми положенными очистными сооружениями. Одним из первых о любом происшествии на горнодобывающем предприятии будет узнавать управление Росприроднадзора. Руководитель управления Виктор Ступин признаётся, что подробности добычи никеля пока получает, как и все остальные воронежцы, из сообщений СМИ.

— Никель относится к тяжёлым металлам, он опасен, — констатирует руководитель управления. — Но надеюсь, что все меры предосторожности будут предприняты. Вопрос находится на контроле у первых лиц государства, думаю, они не допустят, чтобы у инвесторов в плане охраны окружающей среды слова расходились с делом.

Роман Прытков, Роман Попрыгин
МОЁ! №12, 20 марта 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 5