Чтобы спасти накопления жильцов, управляющие компании вынуждены идти на прямо-таки футбольные финты
Едва закончился политический сезон, как воронежцам снова предложено выбирать. По подъездам жилых домов областного центра пошли работники управляющих компаний, которые предлагают жителям выбрать… новую управляющую компанию. Ну, такого в нашем богоспасаемом городе точно еще не было. Обычно УК отчаянно и далеко не всегда корректно борются за право управлять каждым, даже самым незавидным домом. Неудивительно, что многие жители отнеслись к этим призывам с большой настороженностью…
Кривые платежи
В самом деле, ситуация нуждается в неспешном разъяснении — с углублением в историю вопроса. Как стало известно «Коммунару», кампания перевыборов была инициирована некоммерческим партнерством (НП) «Воронежская коммунальная палата», которое обслуживает 65 процентов жилого фонда областного центра. Летом прошлого года восемь из 14 компаний ВКП едва не стали жертвами исков о банкротстве, которые подало в суд МУП «Водоканал Воронежа». МУП насчитало за компаниями долгов почти на 500 миллионов рублей. Чуть позже аналогичные требования (на 300 миллионов) заявило МКП «Воронежтеплосеть».
— Причина большей части этого долга известна и нам, и поставщикам, — пояснил директор СРО НП «Воронежская коммунальная палата» Владислав Ландсберг. — Когда в доме нет общедомового счетчика, плата поставщиком берется по нормативу. Если же в квартире установлен счетчик, УК начисляет собственнику плату с учетом показаний индивидуального прибора, которые очень часто ниже нормативных показателей. В результате образуется виртуальный долг за ресурс, который в реальности, скорее всего, и не был поставлен. И уж точно не является прямым убытком поставщика.
Еще один источник дисбаланса — задолженность населения, а также затраты на услуги банков и расчетных центров, которые упорно никто не хочет брать на себя — ни поставщики, ни управляющие недвижимостью. И долги, начавшие копиться еще в 2010 году, росли в прошлом году со скоростью снежного кома.
Сегодня их физически невозможно откорректировать за счет жильцов — половина семейных бюджетов просто не выдержала бы таких счетов.
Удивительно, но объективно такая ситуация была выгодна руководству предприятий-поставщиков. Ведь дебиторская задолженность с точки зрения бухгалтерии считается доходом. А значит, за этот доход — виртуальный он или реальный — топ-менеджерам начисляются полноценные премии.
Усушка и утруска
Кризис развивался так стремительно и так угрожающе для благополучия жителей, что пришлось в его развитие вмешиваться губернатору Алексею Гордееву. Изучив факты, он дал исчерпывающе образное определение сложившейся коллизии:
— Я как-то приводил пример из старого фильма, как в гражданскую войну повар варит кусок мяса, его взвешивают, видят, что норма не выдерживается, и повара ведут расстреливать. Но кто-то вовремя сообразил, что мясо при варке теряет в весе, и повара оставили в живых. Здесь примерно то же самое. Все искали врагов друг в друге, а оказалось, что имеется целый ряд потерь технического характера. Некоторые участки сетей никому не принадлежат. Не решены вопросы оплаты услуг финансовых посредников и т. п.
Однако в минувшую пятницу на встрече с экономическими обозревателями ведущих воронежских СМИ губернатор Гордеев выразил определенное удовлетворение от своей коммунальной миротворческой миссии:
— Сдвиги есть. Кое-что расчистили. Вроде бы стороны нашли взаимопонимание. Мы здесь тоже дали рекомендации — разработать такие нормативные акты, чтобы четко разделить личное и общедомовое потребление, и чтобы человек понимал, за что именно он платит…
После памятного банкротного «наезда» ВКП проявила невиданную инициативу — пригласила прокуратуру и специалистов ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» для проверки законности расчетов. Проверки подтвердили: да, все деньги, уплаченные по соответствующей графе жильцами, реально отправляются поставщикам.
Но эта моральная поддержка не спасала коммунальщиков ни от старых, ни от новых долгов. В первом квартале 2012 года совокупный долг управляющих компаний, входящих в Коммунальную палату, достиг критической отметки — одного миллиарда рублей. Сумма, предъявляемая поставщиками к взысканию по исполнительным листам, составляет около полумиллиарда рублей. Ряд поставщиков проявляют сдержанность в аппетитах и списывают безнадежную задолженность. Остальные усердно «выбивают» виртуальные долги.
Между тем общий объем платежей, ежемесячно выставляемых населению управляющими компаниями — участниками ВКП к оплате на содержание и ремонт жилья, составляет около 65 миллионов рублей. То есть, на порядок меньше заявляемой к взысканию суммы. И если завтра кредиторы снова инициируют банкротство, то кризис повторится в худшем варианте.
— В этом случае обслуживание домов не ухудшится, а станет в ПРИНЦИПЕ невозможным как с точки зрения техэксплуатации, так и с точки зрения оплаты труда персонала, — заявил Владислав Ландсберг. — Более того, неизбежный арест счетов грозит поглотить и те накопления, которые жильцы сделали для капитального ремонта домов.
Наш выбор — перевыборы
То, что угроза обострилась именно сейчас, подсказывает простое соображение. Пока шли выборные кампании, было политически неправильно совершать действия, грозящие благополучию горожан. Теперь же руки у поставщиков развязаны. И защищать «ворота» жильцов приходится с помощью приема «искусственного офсайда». ВКП создает компании-двойники с тем же коллективом, руководством и даже названием. Но с чистым, защищенным от ареста расчетным счетом.
Конечно, с точки зрения цивилизованного рынка такой маневр трудно назвать правильным. Но в сегодняшнем явно незрелом правовом поле коммунальщикам трудно посоветовать что-либо более корректное.
Остается, правда, еще одно соображение. Даже если сегодняшний кризис разрешится благополучно, останется почва для появления новых угроз — так как далеко не все дома укомплектованы общедомовыми приборами учета. И значит, рано или поздно начнут накапливаться новые виртуальные долги. Но это тема для отдельного разговора.
Александр Саубанов
Молодой коммунар, №29, 20 марта 2012 года.