Воронеж. 10.05.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив - 26 апреля в редакцию «Абирега» пришел гость – председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка России Александр Соловьев. Гость приятный, уважаемый, мудрый, к мнению которого (какого вопроса ни коснись) можно - и иногда очень даже нужно - прислушиваться. Мы решили совместить приятное с полезным – пообщаться и сделать какие-то выводы для себя лично и предоставить такую возможность нашим читателям. Некоторые из цитат финансиста мы даже «заверстали» в видеоформате.
Разговаривали мы не столько о цифрах и фактах. Встреча ведь была обозначена как «без галстука». Интересно было послушать, например, как Александра Кирилловича в свое время чуть не исключили из партии за то, что он не соглашался… стать вице-мэром по экономике. Уговаривали месяц, только после ультиматума и согласился. Говорит, всегда стремился заниматься производством и никогда не хотел во власть. В подтверждение этих слов, уже в роли главного банкира Черноземья, всегда стремился поддерживать развитие реального сектора экономики. Наверное, поэтому он соглашается с мнением, что будущим мэром Воронежа может стать представитель бизнеса.
Соловьев уверяет, что «любимчиков» среди губернаторов у него нет. Но он больше уважает тех руководителей регионов, которые «показывают свою деловую сметку и государственность». Да, долгое время больше внимания тербанк уделял Белгородской области. Поскольку там работает, по словам финансиста, прогрессивный губернатор, который смог максимально эффективно использовать возможности банка. В итоге основной объем кредитных ресурсов, работающих в Белгородской области, – ресурсы Сбербанка. «Мы – полноправные партнеры, которые смогли выстроить отношения и в интересах банка, и в интересах региона», - говорит Александр Соловьев про Евгения Савченко. И переживает, что в Воронежской области не удалось того же сделать раньше, при прежнем руководстве. Сегодня, по словам финансиста, регион (в том числе – с помощью Сбербанка), наверстывает упущенное.
Соловьев уверен, что сегодня развиваться без займов бизнесу невозможно. Зато лично сам никогда не брал кредитов, хватало заработанного. А когда было меньше, чем нужно, все равно стремился жить по средствам. И вообще уверен, что западная система – жить совсем в беспросветном кредите – неправильная. Нужно брать столько, сколько сможешь отдать, не лишая себя необходимых трат. Его семья, утверждает банкир, несмотря на сегодняшний достаток, на подкорке впитала мысль, что деньги нужно тратить с умом. Александр Соловьев говорит, что иной раз даже ругает за излишнюю экономию жену и дочь. Он вспоминает, что, когда денег в семье стало хватать на все необходимые траты, он по советской привычке клал средства на сберкнижку. Так же, как много лет до того, когда начинал работать на «Электросигнале». Но тогда была другая проблема: зарабатывал по тем временам вроде много, но тратить было некуда – ни квартиру, ни машину тогда было невозможно купить. Соловьев стоял в очереди на получение квартиры далеко не в первой тысяче желающих. Перспектива получить свое жилье маячила где-нибудь годам к пятидесяти. Поэтому, как бы ни хаяли ипотеку, Александр Соловьев уверен, что она, даже с сегодняшним уровнем процентных ставок, – спасение для многих.
И тут же рассказывает любимый анекдот про ипотеку: «Сюжет по телевидению. Семейная пара радостно восклицает: «Спасибо за то, что есть кредиты!» Жена говорит: «Мы взяли кредит, а через месяц муж мне изменил. Но мы не развелись, поскольку нам надо выплачивать кредит. А еще через месяц изменила я. Но семья сохранилась, поскольку кредит надо погашать. Журналист советует: «Возьмите ипотеку – и тогда семья у вас будет крепкой!».
Соловьев прав: обязательства перед банком заставляют человека «крутиться» - больше работать, вести здоровый образ жизни. И на всякого рода излишества уже просто не остается ни времени, ни желания.
Но, увы, не все проблемы можно решить с помощью Сбербанка и вообще денег. Не так давно Соловьев взялся за работу, которую невозможно измерить и просчитать бизнес-планами, рисками, залогами, сроками окупаемости и т.п. Александр Кириллович возглавил региональную Общественную палату. «Политика тут ни при чем», – подчеркивает Соловьев. Просто занялся общественной деятельностью. Но на данный момент он считает, что задачи, которые ставил для себя, когда только возглавил палату, решить пока не смог.
«Я считаю, что наша работа пока малоэффективна. Потому, что такая структура, как Общественная палата, не имеет разветвленной сети в трудовых коллективах. У нас нет инструментов вхождения в коллективы. А там вершится все. В этом смысле примером такой работы может служить КПСС, у которой были первички в каждом трудовом коллективе и все решения доносились до нужной аудитории. А сейчас ни одна общественная организация или партия не имеет связи с трудовыми коллективами», - поясняет Соловьев.
К слову, «модные» сегодня слова вроде «краудсорсинг» или iPad Соловьев произносит со знанием дела. Все технические, технологические и другие новинки ему не чужды. Например, рассказывает, что с появлением iPad он почти перестал пользоваться стационарным компьютером. Да и телефон для него давно уже не просто телефон, а многофункциональный гаджет. Что касается нового веяния – краудсорсинга, который активно применяется в Сбербанке и который сегодня стремятся применить в работе воронежские региональные власти (с помощью нового ресурса «Власть и бизнес»), о нем Соловьев тоже имеет свое аргументированное мнение:
Вообще, председатель ЦЧБ считает, что в некоторых вещах (не берем краудсорсинг) Сбербанк обогнал даже западные банки. Скажем, в развитии пластика. Но, к сожалению, пока у наших соотечественников еще не столь развита культура обращения с ним. Частенько бывают случаи, когда расследование о «мошенничестве» с картой клиента закачиваются… семейными ссорами – просто потому, что юный отпрыск, зная PIN-код папиной карты, «забыл» уведомить его о своих покупках.
У самого Соловьева много пластиковых карт – во избежание мошенничества он держит небольшие суммы на разных, а для поездок за границу у него имеются уже другие карты. И вспоминает вроде бы недавний случай: как на заре развития тербанка строили они с испанцами здание банка, а те захотели получить наличные на свои пластиковые карточки. Но как это сделать? «Мы были, мягко говоря, в недоумении. Что мы могли тогда предложить? Только перевести наличные деньги на вклад. А вот забрать их за рубежом – уже навряд ли», - смеется Александр Кириллович.
Но время не стоит на месте. Развивается не только банк. Жизнь заставляет двигаться каждого в отдельности и страну в целом. Развивается и Воронежская область. «Всем уже понятно, что пришло время профессионалов, которые за последние годы на деле доказали свою способность как управленцы. Не стоит критиковать прошлое. Семь-восемь лет назад нельзя было сказать, на что каждый из них способен. Но прошедшее время создало целую плеяду таких людей», - возвращается к региональной теме Соловьев.
Да, пусть в регионе пока сложно какую-либо группу людей назвать «элитой». Но Соловьев считает, что уже сейчас региональным властям есть на кого положиться – на тот же «Лидер».
Приятно, что рядом с «Лидером» Александр Соловьев где-то рядышком вспоминает и про «Абирег». Говорит, что мы решаем схожие задачи – работаем над «расширением возможностей применения опыта удачного бизнеса и бизнесменов для нашей зоны и для России». И просто приятно, что он нас читает. И просто зашел на чай.
P.S. Говорят, деньги любят тишину. Мы спросили у Александра Кирилловича, что еще, по его мнению, любят деньги. Услышали в ответ: «Деньги любят не тишину, а чистые руки. Рано или поздно человек, который использует деньги в благих намерениях, добивается достойных результатов. А деньги, которые заработаны нечестно, никогда и никого к хорошему не приведут».