Почему в российских больницах самые дорогие в мире томографы и самый дешевый в мире творог
Торгово-промышленная палата Воронежской области подготовила доклад по итогам мониторинга качества молочной и мясной продукции в период с августа 2011‑го по август 2012 года. Это итог довольно масштабной деятельности комитета по качеству ТПП, созданного по инициативе губернатора Алексея Гордеева. Результаты проверок, анализов, конкурсов, смотров после обобщения привели к грустному выводу: «деятельность по пресечению недобросовестной конкуренции» есть, а «пресечения» — нет…
Замена как измена
Фальшивые продукты — разумеется, не чисто воронежская беда. Согласно исследованиям экспертов-общественников, в среднем по России 46% исследуемых образцов сливочного масла, творога, сгущенного молока и сметаны являются фальсификатами. То есть, животные жиры полностью или частично замещены в них дешевыми растительными заменителями. Или на упаковке не отображена достоверная информация.
Интересно, что год назад среднестатистическая картина была примерно такой же. А вот акценты резко изменились. Если раньше около половины сливочного масла в стране была фальшивой, то сегодня — только четверть. А вот по творогу и сметане динамика ровно обратная.
Предположения, которые можно сделать на бытовом уровне, просты: люди научились отличать настоящее масло от фальшивого и сосредоточились на проверенных брендах. Но покупательскую «экспертизу» сметаны и творога сделать труднее — здесь и компенсируют свои потери хитроумные комбинаторы.
Как же выглядит Воронежская область на карте качества страны? Результаты проверок обескуражили патриотов региона. Сливочное масло на наших прилавках сфальсифицировано в 53% случаев (среднероссийский показатель — 50%), творог — в 60%, а сметана — аж в 67% случаев!
Просто добавь воды
Как же так, задумались патриоты, ведь мы так гордимся и растущим молокопроизводящим комплексом области, и всероссийски признанными брендами готовой продукции. Да Воронеж должен быть столицей качества! Разгадка — в результатах конкретных проверок. Поставщики фальсификата — преимущественно инорегионального происхождения: Москва, Иваново, Саратов, Ярославль, Курск… Свой «чистопородный» продукт воронежцы покупают все реже. Даже не потому что дорого, а просто потому что рядом лежит продукт еще дешевле.
Нашествие фальшивок — незапланированный эффект свободной конкуренции. Когда четыре года назад страна принимала технический регламент на молочную продукцию, мы наивно полагали, что основным нарушением с этого момента станет вранье на этикетках: вместо «творожный продукт» будут по-прежнему писать «творог». Но нет. По принципу «снявши голову, по волосам не плачут» недобросовестные переработчики пустились во все тяжкие — и вслед за этикеточной ложью начали усугублять ложь технологическую. Тем паче, что современные технологии позволяют использовать все новые и новые заменители, которые по вкусу все более приближаются к натуральным ингредиентам. Пожалуй, этот процесс можно было бы счесть за благо, но заменители, по убеждению ученых, — менее полезны, а в некоторых случаях просто небезопасны для здоровья.
Посчитаем. За нарушение технических регламентов (читай — за фальсификацию) юридическим лицам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей, предпринимателям-«ипэшникам» — от 20 до 30 тысяч.
При этом, заменив молочный жир стоимостью 160 рублей на растительный по цене 76 рублей за кило, предприниматель может легко «отбить» штраф, переработав несколько тонн сырья. А если он производит колбасу, то еще проще: вместо свинины по 200 рублей можно закупить пищевые волокна по 100 рублей за килограмм. Размочив волокна в обычной воде, можно получить 5 кг «мясозаменителя». Таким образом, используя вместо 200‑рублевого сырья 20‑рублевое, производитель компенсирует потери за несколько дней.
Как говаривал Маркс, нет преступления, на которое не пошел бы капиталист ради 300‑процентной прибыли...
Доктрина «Докторской»
Колбаса, вошедшая в анекдоты за свое название, на самом деле действительно задумывалась в 30‑е годы как лечебный продукт. И до сих пор никто не отменял ту доктрину, что питание является частью процесса оздоровления!
Одна из проверочных кампаний проходила минувшим летом в разного рода «богоугодных заведениях» областного центра. Было отобрано полсотни образцов мясных и молочных продуктов, которые входили в рацион обитателей больниц, детских садов, приютов, домов престарелых. Так вот, в среднем оказалось фальсифицированными 86% (!) проверенной продукции. В том числе — 60% молока, две из трех бутылок кефира, 80% сметаны, 90% сливочного масла. А творог и колбаса оказались беспросветно фальшивыми. На 100 процентов в буквальном смысле этого слова!
Если бы проверка проходила в годы зарождения «Докторской», наркома продовольствия самого пустили бы на колбасу… Сейчас же провинившиеся продолжают поставлять поддельную еду в детские больницы и интернаты. Ведь закон о госзакупках запрещает вводить дополнительные условия или проверки качества — чтобы исключить злоупотребления чиновников. Единственный фактор, по которому определяется победитель, — цена. А дешевый сыр бывает сами знаете где — у изготовителя фальсификата.
В абсолютном большинстве поставщики госучреждений — не производители, а посредники, съевшие на этом деле собаку. Бывали случаи, когда договор со злостным нарушителем расторгается, а он во второй, в третий раз выигрывает аукцион. Или уступает лот напарнику, который предложит масло с того же самого завода по той же бросовой цене. Куда с такими тягаться неповоротливой муниципальной машине!
Александр Саубанов
Молодой коммунар, 2 октября 2012, вторник