БТИ лишили монопольного положения
С незапамятных времен сложилось так, что техническим обследованием зданий и сооружений занимались органы (бюро) технической инвентаризации. И робкие попытки государства ввести рыночные отношения в эту отрасль неизменно заканчивались провалом.
Однако с 1 сентября 2012 г. органы БТИ были поставлены перед необходимостью конкуренции с кадастровыми инженерами, оказавшись вовлечеными в рыночные отношения. О том, что изменилось в связи с этим обстоятельством, корреспонденту «Берега» рассказывает директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области Игорь Маслов.
Молочные реки и их русла
– С 1 сентября изменился порядок учета объектов капитального строительства (ОКС), теперь этой процедурой занимается наш филиал, – говорит Игорь Викторович. – Изготовление кадастровых паспортов, внесение данных в Единый государственный кадастр недвижимости (ГКН) именно об ОКС, об их частях, незавершенном строительстве – те функции, которые ранее исполняли БТИ, стали теперь нашей прерогативой.
– И что же будет с БТИ после этого?
– Данный орган может продолжать работу в качестве организации кадастровых инженеров, конкурируя на рынке с другими кадастровыми инженерами. Конечно, от привычных «молочных рек с кисельными берегами» придется отказаться либо более тщательно расчищать русла этих рек. Но возможности работы с прибылью у БТИ есть.
– Но ведь нельзя просто так взять и передать функции от одного органа к другому…
– Они и не передавались «просто так». Этому предшествовала серьезная подготовительная работа. Порядка 1,2 млн. ОКС на территории Воронежской области были оцифрованы с помощью федерального БТИ и переданы в наш филиал для загрузки в ГКН. Объекты были привязаны к кадастровым кварталам, техническая работа завершена уже на 99%.
– Почему же не на сто?
– Потому что при проведении работ по оцифровке были обнаружены в архиве старые дела, еще 20-х годов прошлого века, которые в принципе не читаемы. С такими объектами мы будем работать отдельно, но это не значит, что они утеряны безвозвратно. Мы постоянно контактируем с органами БТИ по актуализации данных сведений. Эта работа будет проводиться еще долгое время: по государственному контракту существует трехлетний срок исправления допущенных ошибок.
«Единение» практики
– Слышал, что на время переходного периода информация по ОКС вами выдается бесплатно. Не привело ли это к увеличению потока запросов на информацию?
– Еще как привело! Если в первую неделю их было порядка 5-7, то сейчас мы можем говорить о цифре примерно в 4 тыс. подобного рода запросов. Ведь информация об объектах капитального строительства и о земельных участках предоставляется как органам госвласти и местного самоуправления, так и просто гражданам. Кроме того, мы постоянно обмениваемся информацией с Росреестром, и если раньше клиента, например, регистраторы могли отправить к нам за кадастровым паспортом, то теперь они просто направляют запрос к нам в филиал и мы предоставляем необходимые документы. Да, это привело к дополнительной нагрузке на наших сотрудников, зато заявителям стало значительно проще: они экономят время и средства.
– Может случиться так, что человек или орган власти обратился с запросом по поводу ОКС, а его нет в ГКН?
– Конечно, и такие случаи бывают. Почему и был обозначен переходный период до 1 января 2013 года, в ходе которого нами эти сведения предоставляются бесплатно. Если мы сталкиваемся со случаем, когда не можем найти объект в ГКН, то делаем запрос в БТИ, и если он там существует как ранее учтенный, тогда мы вносим эти сведения и выдаем информацию. Были даже случаи, когда мы успевали выдать документ о том, что такого объекта нет, а потом повторно выдавали справку о том, что он существует. Работа только «отшлифовывается», так что до 1 января мы будем сопоставлять базы данных, совмещать информацию, которая в них находится. Но с 1 января, если будут выявляться такие случаи, то они будут свидетельствовать уже не о недочетах в нашей работе, а грубых ошибках.
– Работу по формированию технических паспортов (после 1 января 2013 года – технических планов) на недвижимость будут выполнять те же кадастровые инженеры, которые ранее выполняли работу только по земельным участкам. Потребует ли это дополнительного повышения уровня их квалификации?
– Квалификационные требования, которые изначально предъявляются к кадастровым инженерам, охватывают весь спектр необходимых профессиональных знаний. Повышение этого уровня – личное дело каждого из них. Но они прекрасно понимают, что развивать бизнес невозможно без постоянного изучения изменений, происходящих в действующем законодательстве, основ работы. Мы взяли для себя за правило на постоянной основе проводить совещания с кадастровыми инженерами на собственной базе, делиться с ними информацией, появляющейся как в сфере законодательной, так и в сфере технической.
Жизнь же не стоит на месте, выходят письма Минэкономразвития, которые требуют разъяснения по порядку применения. Сами понимаете, у нас не может быть правоприменительной практики хохольской, воронежской, бутурлиновской, она должна быть единой. Желательно, конечно, чтобы она была единой по всем субъектам Российской Федерации, поэтому все уполномоченные органы регулярно сотрудничают в этом вопросе.
– Например?..
– Кадастровым инженерам такая работа интересна. И практика живого диалога позволяет установить контакт с людьми, которые работают «на земле», чтобы они могли обсуждать с нашими специалистами различные профессиональные тонкости, нюансы, чтобы было как можно меньше отказов в регистрации подготовленных ими документов. Ведь для кадастрового инженера отказ по грубым нарушениям – очень серьезное явление. Если в течение года он получит десять отказов и более, то это является основанием для передачи сведений о нем в комиссию, которая может приостановить его полномочия как кадастрового инженера.
Жалоб нет. Ни у кого
– А были уже такие случаи?
– Я не помню, чтобы приостанавливали деятельность, но у четырех кадастровых инженеров уже было более десяти отказов по грубым нарушениям.
Вообще, информация по всем 357 кадастровым инженерам, работающим сегодня в Воронежской области, имеется на нашем сайте (www.fkp-vrn.ru). Здесь есть даже данные о том, сколько отказов за какой период по каждому из них было вынесено. И потенциальный заказчик, проверяя специалиста, к которому хочет обратиться, может посмотреть эту статистику и подумать, стоит ли обращаться, например, к кадастровому инженеру, у которого было уже, например, девять отказов.
– Кадастровые инженеры не возмущаются по поводу публикации этих цифр?
– Мы официальный орган, который несет ответственность за каждую опубликованную цифру и который должен ориентировать людей в своей отрасли – возмущения тут некорректны. Могу сказать, что у нас не было еще ни одного случая обжалования отказов кадастровыми инженерами в постановке на кадастровый учет. Возможно, это связано с нежеланием людей судиться, но, скорее всего, они просто понимают, что отказано им было абсолютно правомерно. Но мы подходим адекватно к принятию решений об отказе. Просто так делать этого никто не будет.
– Как распределяются сегодня кадастровые инженеры в Воронежской области? Нет ли такого, что в одном месте их сосредоточено излишне много, а в другом, наоборот, не хватает?
– Примерно треть кадастровых инженеров живут и работают в Воронеже, а остальные две трети – в муниципальных районах Воронежской области. В каждом районе работают несколько кадастровых инженеров, монополии нет нигде. Да, раньше, когда эту работу проводили земельные комитеты, люди могли месяцами ждать своей очереди на проведение кадастровых работ. Но такая практика осталась в прошлом.
– Достаточно ли этого количества кадастровых инженеров?
– Я считаю это число оптимальным, потому что за год работы мы не получили ни одной жалобы на то, что люди не могут найти кадастрового инженера либо получить услугу по изготовлению технических документов, необходимых для постановки на кадастровый учет. Насколько мне известно, в Росреестр таких жалоб тоже не поступало.
Юрий Бабаян
Берег, 12.10.2012