WorldClass

01 октября 2024, 22:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Парадный квартал // Обзор рынка торговой недвижимости Воронежа по итогам I полугодия 2012 года

17.10.2012 14:29
Предложение В течение I полугодия 2012 года рынок торговой недвижимости Воронежа пополнился единственным объектом - 5 января 2012 года на улице Шишкова (д. 72) открылся второй в городе продуктовый гипермаркет сети «О’Кей» общей площадью 15,5 тыс. кв.м (GLA - 8,6 тыс. кв.м). В результате, на конец I полугодия 2012 года совокупный объем предложения площадей в торгово-развлекательных центрах и гипермаркетах Воронежа составил 914 тыс. кв.м (GLA - 520 тыс. кв.м).

Предложение

В течение I полугодия 2012 года рынок торговой недвижимости Воронежа пополнился единственным объектом – 5 января 2012 года на улице Шишкова (д. 72) открылся второй в городе продуктовый гипермаркет сети «О’Кей» общей площадью 15,5 тыс. кв.м (GLA – 8,6 тыс. кв.м). В результате, на конец I полугодия 2012 года совокупный объем предложения площадей в торгово-развлекательных центрах и гипермаркетах Воронежа составил 914 тыс. кв.м (GLA – 520 тыс. кв.м).

Предложение качественных торговых площадей города по-прежнему формируют 15 профессиональных торговых центров общей площадью 711,5 тыс. кв.м, из них 417,3 тыс. кв.м арендопригодная торговая площадь (GLA) (таблица 2). До конца 2012 года на рынок выйдет не более 20 тыс. кв.м качественных торговых площадей. В первую очередь, это площади в составе МФК «Атмосфера», запуск которого неоднократно переносился. Тем не менее, выход этого объекта на рынок до конца 2012 г. все же весьма вероятен.

В декабре 2012 года в Железнодорожном районе на улице Остужева (д. 66А) ожидается открытие специализированного торгового центра «Гильдия», ориентированного на удовлетворение потребности населения в строительных материалах, в сантехническом и электротехническом оборудовании и хозяйственно-бытовых товарах. Торговый центр удачно расположился между автодорогами Воронеж-Тамбов и М4 «Дон». Строительство начатых еще до кризиса ТРЦ «КИТ» (мкр. 1 Мая) и ТЦ «Круиз» (ул. Ленина) в течение I полугодия 2012 года «разморожено» так и не было.

Среди объектов торговой недвижимости, заявленных на ближайшую перспективу, следует выделить строительство третьей очереди ТДК «Галерея Чижова» общей площадью 111 тыс. кв.м, из которых 89 тыс. кв.м – торговые площади и 22 тыс. кв.м – гостиничный комплекс на 250 номеров с конгресс-холлом. Объем инвестиций оценивается в размере 4,5 млрд рублей. Запуск торгового центра планируется к середине 2014 года. Не менее знаковым для Воронежа является также строительство нового многофункционального комплекса с гостиницей Marriott на проспекте Революции, в составе которого планируется 16 тыс. кв.м торговых площадей. Проектом управляет ОАО «ЦУМ-Воронеж». Следует отметить, что стратегическим партнером обоих проектов является ЦЧБ ОАО «Сбербанк России», являющийся, по сути, основным регулятором рынка недвижимости региона.

По масштабу (по объему торговых площадей) среди существующих на сегодняшний момент торговых объектов Воронежа преобладают региональные (33%) и районные (28%) торговые центры. В регионе действует один торговый объект масштаба суперрегиональный – ТРК «Сити-парк «Град», расположенный в Рамонском районе на третьем километре трассы М4 «Дон». Лидерами с точки зрения предложения качественной торговой недвижимости являются Коминтерновский (34%), Железнодорожный (26%) и Ленинский (19%) районы. По-прежнему наименее обеспеченны качественными торговыми площадями Советский и Центральный районы (лишь 13% и 8% соответственно). Дефицитным с точки зрения предложения качественной торговой недвижимости в городе и, соответственно, перспективным для застройки качественными торговыми объектами по-прежнему остается Левобережный район, главным образом, районы Воронежского шинного завода, заводов ВАСО, «Воронежсинтезкаучук» и «Рудгормаш», где застраиваются новые жилые микрорайоны.

Львиную долю торговых объектов города занимает формат торгово-развлекательных центров/комплексов (64% или 331,7 тыс. кв.м GLA).

Среди прочих форматов можно выделить типовые торговые центры с продуктовым якорем (ТЦ), торгово-офисные центры (ТОЦ), специализированные (СТЦ) и гипермаркеты (ГМ). Последние представлены следующими форматами:

- Cash&Carry (Линия-1, Линия-2, Метро, Ашан);
- DIY (Castorama, Твой Дом, Леруа Мерлен);
- FMCG (Вестер, Карусель, Перекресток, О’Кей);
- Furniture (Hoff, Центральный дом мебели, BRW мебель);
- Sports and Rest (Спортмастер, Декатлон);
- бытовая техника и электроника (Техносила, М.Видео, Эльдорадо, Media Markt, Saturn).


На конец I полугодия 2012 года обеспеченность населения Воронежа качественными торговыми площадями составила 421 кв.м на 1 000 жителей.

Принимая во внимание высокий показатель обеспеченности отдельных районов города торговыми площадями (в первую очередь – Ленинский, Железнодорожный и Коминтерновский районы), дальнейшее их развитие будет происходить главным образом в направлении реконцепции и редевелопмента устаревших и неэффективных объектов.

Кроме того, неравномерность предложения и низкая обеспеченность ряда районов города качественными торговыми площадями, ставит актуальной проблему строительства районных торговых центров шаговой доступности площадью не более 10-15 тыс. кв.м с профессиональной концепцией и хорошим местоположением, в первую очередь, в Левобережном районе города, где наблюдается серьезный дефицит предложения профессиональных торговых объектов.

Сравнительно недавно о реализации отмеченной проблемы заявила одна из ведущих воронежских строительных компаний – ОАО «Домостроительный комбинат». Создав дочернюю компанию ООО «ДСК-девелопмент» для развития своих проектов в сфере коммерческой недвижимости, комбинат собирается запускать районные торговые центры площадью 10-15 тыс. кв.м в крупных жилых массивах. В настоящее время ДСК возводит капитальное строение на базе рынка, расположенного на улице Димитрова. В ближайшее время начнется строительство ТЦ площадью около 10 тыс. кв.м в районе улицы Новосибирской, запуск которого планируется уже в 2013 году. Еще один торговый центр разместится на набережной Чуева. Также просчитывается возможность строительства торгового объекта на бывших землях ВГАУ, где планируется большой жилой комплекс. В качестве якорей рассматриваются продуктовые гипермаркеты федеральных сетевых операторов.

По мнению аналитиков компании «ИнвестОценка», строительство районных ТЦ в рамках крупных жилых комплексов города вполне обосновано, принимая во внимание продолжающуюся экспансию федеральных ритейлеров в регион и усиление конкуренции между ними за качественные торговые площади. При этом, чтобы не столкнуться с проблемой заполнения арендаторами оставшихся площадей ТЦ, девелоперу следует уделить особое внимание проработке концепции и формированию оптимального пула арендаторов.

Спрос

Воронежский рынок по-прежнему остается привлекательным для развития зарубежных и отечественных торговых сетей. Крупнейшие операторы, в первую очередь, ритейлеры продуктов питания, продолжают наращивать торговые площади. Так, например, петербургская сеть гипермаркетов «О’Кей» в начале года открыла второй в городе гипермаркет общей площадью 15,5 тыс. кв.м (GLA – 8,6 тыс. кв.м). Объект расположился на улице Шишкова рядом с крупным жилым массивом, что должно увеличить покупательскую мобильность и конкуренцию между продуктовыми гипермаркетами в северной части Воронежа. На сегодняшний день на рынке крупного продуктового ритейла Воронежа по два гипермаркета у сетей X5 Retail Group и ЗАО «Корпорация «ГриНН»; по одному – у сетей Auchan, калининградской группы «Вестер» и курской сети «Европа».

По показателю обеспеченности торговыми площадями продовольственных гипермаркетов Воронеж еще не дотягивает до крупнейших региональных центров страны, таких, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань (более 100 кв.м на 1 000 жителей). На конец I полугодия 2012 года величина данного показателя для Воронежа составила около 75 кв.м на 1 000 жителей. Таким образом, имеются резервы дальнейшего роста данного сегмента рынка.

В течение I полугодия 2012 года основную долю спроса на торговые площади традиционно формировали ритейлеры продуктов питания, товаров для дома, одежды и обуви, бытовой техники и электроники, мобильной связи. Удобство месторасположения, высокая плотность населения в зоне охвата, отличная транспортная доступность остаются ключевыми параметрами выбора помещений в торговых центрах. Это вполне логично при желании сетей снизить риски и затраты при открытии своих магазинов. Наиболее привлекательными для аренды являются помещения торговых галерей площадью от 50 кв.м до 250 кв.м и якорные площади от 1 000 кв.м в наиболее популярных торговых центрах города. Предпочтения арендаторов по сравнению с 2011 годом практически не изменились.

Заметными событиями на рынке торговой недвижимости Воронежа в I полугодии 2012 года стали:

- Владельцы завода «Воронежсельмаш» готовятся осваивать 14 га в центральной части Воронежа, которые освобождаются в связи с переносом производственных мощностей в индустриальный парк «Масловский». По некоторым данным, на освободившейся территории может разместиться второй в городе гипермаркет международной сети Metro Cash&Carry.

- Сбербанк РФ выкупил основную часть помещений бывшего торгового центра «Электроника» у ассоциации «Галерея Чижова». Около 1 тыс. кв.м ассоциация оставила себе – там размещен супермаркет «Мир вкуса». По оценке экспертов, сумма сделки составила около 200 млн руб. Продажа магазина связана с необходимостью мобилизации дополнительных средств под строительство третьей очереди ТДК «Галерея Чижова». В помещениях площадью 1,82 тыс. кв.м ожидается размещение нового операционного офиса Сбербанка для обслуживания физических и юридических лиц.

- ООО «Талай» возвратился к идее возведения второй очереди ТЦ «Армада». Площадь второй очереди составит 5-7 тыс. кв.м, из которых 2 тыс. кв.м будет занимать кинотеатр, остальное отойдет под торговую зону. Ранее инвестор планировал надстроить несколько этажей над уже существующими площадями. В настоящее время проект скорректирован – вторая очередь будет строиться сзади первой. Объем инвестиций оценивается в 300 млн рублей, половину из которых составят заемные средства. Строительство планируется начать осенью текущего года, а запуск объекта к концу 2013 года. Строительство второй очереди ТЦ «Армада» планировалось начать еще весной 2010 года, но было отложено в связи с невысокой тогда активностью арендаторов.

- 25 мая сеть фитнес-клубов Alex fitness открыла в ТРЦ «Максимир» самый большой в Воронеже фитнес-центр общей площадью около 5 тыс. кв.м. Стоимость запуска объекта оценивается в 150 млн рублей.
- Розничная сеть «Магнит" купила более 3 тыс. кв.м в МФК «Атмосфера», запуск которого планируется осенью этого года. Ритейлер использует эти площади под открытие в городе своего первого гипермаркета. Стоимость сделки оценивается на уровне 100–150 млн руб. Точные сроки запуска объекта ритейлер пока не раскрывает.

Уровень вакантных помещений

По итогам I полугодия 2012 года доля вакантных площадей в профессиональных торговых центрах Воронежа составила около 10-15% в среднем по рынку. В наиболее популярных торговых центрах заполняемость приблизилась к 100%, ведутся листы ожидания из потенциальных арендаторов. Низколиквидные неконцептуальные торговые центры Воронежа по-прежнему испытывают трудности с заполняемостью. Доля вакантных площадей в них может составлять более 30% арендопригодной площади. Учитывая растущие требования арендаторов, такие объекты в ближайшем будущем должны быть подвергнуты реконцепции и/или редевелопменту. Принимая во внимание резкое снижение темпов строительства новых объектов в Воронеже и растущий спрос на качественные площади со стороны зарубежных и российских торговых операторов, до конца 2012 года ожидается дальнейшее снижение уровня вакантных площадей в профессиональных торговых центрах до 7-10% в среднем по рынку.

Коммерческие условия

По итогам I полугодия 2012 года средние арендные ставки на качественные торговые помещения в торговых центрах Воронежа продемонстрировали незначительный рост в пределах 5%. Величина арендной ставки по-прежнему зависит от формата и специализации арендатора, местоположения и удобства расположения торгового помещения в торговой галерее по отношению к основным покупательским потокам, арендуемой площади и технического состояния.

Диапазоны арендных ставок на конец I полугодия 2012 года составили:

- для якорных арендаторов – от 200 до 500 руб./кв.м/мес.;
- для операторов торговой галереи – от 700 до 4 500 руб./кв. м/мес.;
- для развлекательной зоны и фудкорта – от 150 до 450 руб./кв.м/мес.

В наиболее популярных торговых центрах с листом ожидания максимальные ставки аренды могут достигать 5 000 руб./кв.м в месяц и выше. Рынок четко дифференцировал торговые объекты города на успешные, востребованные среди арендаторов, и менее успешные, в которых арендные ставки могут быть на 30-50% ниже среднерыночных. На рынке чаще используется система оплаты фиксированными арендными платежами. Смешанная схема, основанная на минимальной фиксированной арендной ставке и проценте с оборота, применяется только для ряда продуктовых ритейлеров. Запрашиваемые цены продажи торговых площадей сильно различаются в зависимости от престижности местоположения объекта и условий продажи (40–140 тыс. руб./кв.м). Основная доля предложений продажи приходится на встроено-пристроенные торговые помещения, которые продолжают оказывать существенное влияние на величину среднерыночной цены. Небольшие помещения (до 100 кв.м) в торговых центрах продаются достаточно редко.

По результатам проведенного аналитиками компании ИнвестОценка мониторинга текущих предложений**, на конец I полугодия 2012 года средневзвешенная арендная ставка на помещения в составе торговых объектов города составила 747 руб./кв.м в месяц, средневзвешенная цена продажи – 65 357 руб./кв.м.

В результате, средневзвешенная ставка капитализации для помещений в торговых центрах Воронежа составила на конец I полугодия 2012 года 13,72%.

По прогнозам аналитиков компании "ИнвестОценка", сложившийся уровень вакантных площадей удержит рост арендных ставок на качественные торговые помещения в профессиональных торговых центрах Воронежа по итогам 2012 года в пределах 5-10%. Что касается неконцептуальных торговых центров с менее удачным расположением и высоким уровнем вакантности, то до конца 2012 года ставки аренды в них вряд ли вырастут.

Сегмент street-retail

Предложение объектов street-retail формируется, в основном, за счет первых этажей, цоколей и подвалов жилых домов, административных зданий и гостиниц, расположенных на основных проходных и проездных улицах, и в спальных районах Воронежа.

Точный количественный подсчет совокупного объема предложения объектов формата street-retail Воронежа из-за их многочисленности и многообразия затруднителен. По оценкам аналитиков компании ИнвестОценка, объем качественных торговых площадей формата street-retail в городе может достигать 100 тыс. кв.м.

Основную долю спроса в сегменте street-retail традиционно формируют ритейлеры некрупных продуктовых сетей, одежды и обуви, аптеки, операторы мобильной связи, офисы продаж (банки, страховые и инвестиционные компании, турагентства, агентства недвижимости) и предприятия общественного питания.

В последнее время наметился рост интереса ритейлеров к помещениям, расположенным вдоль основных транспортных магистралей, соединяющих центр города и спальные районы (в первую очередь, Московский и Ленинский проспекты). В Воронеже практически невозможно купить помещение малой площади в торговом центре, поэтому наиболее востребованными являются помещения street-retail площадью 50-80 кв.м. Перечень требований со стороны ритейлеров к помещениям формата street-retail стабилен. Ключевую роль по-прежнему играет местоположение по отношению к основным пешеходным и транспортным потокам. К другим пожеланиям относятся расположение на первой линии домов, соотношение общей и торговой площади (обеспечивающее максимальную эффективность бизнеса), размер витрин, наличие прилегающей территории и парковки. Состояние помещения и объем вложений в ремонт также влияют на принятие решения об аренде/покупке. Перечисленные требования поддерживают имидж ритейлера и делают его объект доступным и востребованным целевой аудиторией, что снижает потенциальные риски ведения бизнеса. Так как совокупное предложение помещений на основных торговых коридорах Воронежа ограничено сложившейся застройкой и практически не пополняется. Основным фактором, определяющим динамику ставок аренды и цен продажи, является спрос, который, резко сократившись в период кризиса в результате снижения деловой активности, до сих пор еще не вышел на докризисный уровень. С другой стороны, серьезную конкуренцию объектам street-retail составляют качественные помещения в торговых центрах, доступность площадей в которых в силу роста объема предложения в последние годы увеличилась.

В результате воздействия описанных выше факторов аналитики компании «ИнвестОценка» отмечают снижение популярности объектов street-retail, следствием чего стал рост доли вакантных площадей и корректировка запрашиваемых ставок аренды. В этих условиях собственники стали более гибкими в отношении условий договора с потенциальным арендатором, как в отношении арендной ставки, так и прочих условий (срока, графика индексации и т.п.). На сегодняшний день в процессе переговоров ставка аренды помещения street-retail может быть снижена до 10–15% от заявленного арендодателем уровня.

Наиболее высокие арендные ставки традиционно запрашиваются на качественные объекты street-retail на основных торговых коридорах центра Воронежа, в первую очередь, улицы Плехановская, Пушкинская, Кирова, Кольцовская и проспект Революции. По результатам проведенного аналитиками компании «ИнвестОценка» мониторинга текущих предложений объектов street-retail Воронежа*, на конец I полугодия 2012 года средневзвешенная арендная ставка на помещения в основных торговых коридорах города составила 1 238 руб./кв.м в месяц, средневзвешенная цена продажи – 134 702 руб./кв.м.

В результате, средневзвешенная ставка капитализации для объектов street-retail Воронежа составила на конец I полугодия 2012 года 11,03%.

В то же время количество сделок купли-продажи в сегменте street-retail остается достаточно низким. Поскольку большинство помещений, предлагаемых на продажу, экспонируются со сроками окупаемости 9-10 лет, а потенциальные инвесторы не готовы покупать помещения с окупаемостью более 7-8 лет. В результате собственники, как правило, редко продают такие помещения и продолжают сдавать их в аренду. Средний срок экспозиции качественных помещений формата street-retail Воронежа может достигать 3-4 месяцев. При этом ряд объектов экспонируются с начала года, что связано либо с завышенными ожиданиями собственников и арендодателей, либо с качеством самих объектов (неудачным местоположением, состоянием). Необходимость понижающей корректировки стоимости таких объектов очевидна. По данным компании «Инвест-Оценка», на конец I полугодия 2012 года на основных торговых улицах Воронежа остается пустовать до 15% арендопригодных площадей. Что касается начальных инвестиций в открытие магазина формата street-retail, то затраты на приведение помещения в рабочее состояние здесь в среднем выше, чем в торговом центре, где арендатору приходится вкладывать средства, в основном, только в отделку. Для помещения street-retail исходное состояние может быть как готовым к въезду (с минимальной отделкой), так и требующим порой не только косметического, но и капитального ремонта. Обычно эти затраты в той или иной степени компенсируются арендатору собственником, однако необходимость выполнения этих работ приводит к простою помещения и отсрочке открытия магазина, и, соответственно, росту срока его окупаемости. Арендаторы, со своей стороны, стремятся закрепить сделанные инвестиции путем заключения долгосрочного договора (на пять лет и более), иначе, инвестировав в открытие магазина, ритейлер окажется в слабой переговорной позиции в случае повышения собственником арендной ставки.

Несмотря на появление в Воронеже большого количества профессиональных торговых центров, сегмент street-retail по-прежнему можно считать перспективным. Многие операторы розничной торговли, особенно товаров класса люкс, сотовой связи, банки и страховые компании по-прежнему предпочитают размещать свои магазины и офисы на основных торговых коридорах города, а не в составе торговых центров. Ведь возможность более точного прогнозирования человеко-потока и товарооборота, относительная «вечность», а также высокая ликвидность остаются основными преимуществами помещений street-retail.

Аналитики компании «ИнвестОценка» ожидают дальнейшее повышение привлекательности помещений street-retail вдоль основных транспортных магистралей Воронежа и в спальных районах, что в перспективе приведет к росту их ставок аренды и цен продажи.

Продолжится постепенное обновление исторического центра города путем реконструкции или сноса ветхих зданий. При этом предложение площадей в «старых» торговых коридорах кардинально расти не будет в связи с отсутствием возможности масштабного нового строительства. По прогнозам аналитиков компании «ИнвестОценка», дальнейший рост оборота розничной торговли и экономики города в целом может активизировать спрос на помещения формата street-retail. В результате, сложившийся в настоящее время уровень вакантности способен нивелироваться к концу 2012 года до уровня 10-12%. Возможен и дефицит, в первую очередь, качественного предложения объектов street-retail, рост ставок на которые по итогам 2012 года может составить в пределах 10%.

Выводы и прогнозы

Основными тенденциями на рынке торговой недвижимости Воронежа в I полугодии 2012 года стали дальнейшая активизация арендаторов, выход на рынок новых зарубежных и отечественных торговых сетей и брендов. Реальный спрос до конца года практически удовлетворен за счет открытых еще в 2010 году четырех крупных торговых объектов общей арендопригодной площадью 274 320 кв.м. Совокупное предложение торговой недвижимости практически полностью удовлетворяет текущим потребностям города. По показателю обеспеченности жителей качественными торговыми площадями (421 кв.м GLA на 1 000 жителей) Воронеж приблизился к крупнейшим региональным центрам страны, таких как Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Ростов-на-Дону и др.

Дальнейшее развитие наиболее обеспеченных профессиональными торговыми объектами районов города (в первую очередь Ленинский, Железнодорожный и Коминтерновский районы) будет происходить, главным образом, в направлении реконцепции и редевелопмента устаревших и не-эффективных объектов. Перспективным для застройки районными торговыми центрами является Левобережный район. Сравнительно недавно ОАО «ДСК», создав дочернюю компанию ООО «ДСК-девелопмент», заявил о намерениях строительства районных торговых центров площадью 10–15 тыс. кв.м в крупных жилых массивах города. Основной спрос на качественные торговые площади в городе по-прежнему формируется со стороны ритейлеров продуктов питания, товаров для дома, одежды и обуви, бытовой техники и электроники, мобильной связи.

По прогнозам аналитиков компании «ИнвестОценка», активная экспансия зарубежных и российских торговых операторов на воронежский рынок продолжится до конца 2012 года.

Доля вакантных площадей в профессиональных торговых центрах Воронежа составляет в среднем по рынку 10-15%. В наиболее популярных торговых центрах заполняемость приближается к 100%. Низколиквидные и неконцептуальные ТЦ продолжают испытывать проблемы. Доля вакантных площадей в них может составлять до 30%. По итогам I полугодия 2012 года средние арендные ставки на качественные торговые помещения продемонстрировали незначительный рост в пределах 5%. Величина арендной ставки по-прежнему зависит от формата и специализации арендатора, местоположения и удобства расположения торгового помещения в торговой галерее по отношению к основным покупательским потокам, арендуемой площади и технического состояния. По прогнозам аналитиков компании «ИнвестОценка», сложившийся уровень вакантных площадей удержит рост арендных ставок на качественные торговые помещения Воронежа по итогам 2012 года в пределах 5-10%. Более существенный рост арендных ставок возможен лишь на помещения в наиболее популярных торговых центрах с высоким показателем заполняемости и листом ожидания.

До конца 2014 года на рынок выйдет порядка 140 тыс. кв.м качественной торговой недвижимости, львиная доля которой – торговые помещения в составе третьей очереди ТДК «Галерея Чижова» (89 тыс. кв.м) и МФК на проспекте Революции (16 тыс. кв.м). Финансирование ключевых строительных проектов торговой недвижимости города по-прежнему осуществляет Сбербанк РФ. Ввод в течение следующих двух-трех лет всех заявленных торговых объектов может привести к профициту предложения. При этом если основные тенденции роста оборота розничной торговли и экономики города в целом сохранятся и в перспективе, уровень предложения будет соответствовать спросу. Следует ожидать усиления ротации арендаторов и дифференциации арендных ставок между удачными и слабыми торговыми объектами, разрыв между которыми в последнее время все более усугубляется, в основном, за счет корректировки арендных ставок последних. Если в условиях ненасыщенного рынка широко была распространена практика косметического ремонта и реконструкции торговых центров, что позволяло достаточно быстро обеспечить их заполняемость и повысить доходность, то в текущих условиях конкурентного рынка без проведения соответствующей реконцепции данная практика уже не будет столь успешной, поскольку современный торговый центр – это место, создающее удобство и благоприятную атмосферу для покупок и отдыха.

Серьезную конкуренцию объектам street-retail составляют качественные помещения в торговых центрах, доступность площадей в которых в силу роста объема предложения в последние годы увеличилась. Следствием этого стал рост доли вакантных площадей и корректировка запрашиваемых ставок аренды. Тем не менее, сегмент street-retail по-прежнему можно считать перспективным. Наиболее высокие арендные ставки традиционно запрашиваются на объекты street-retail на основных торговых коридорах Воронежа, в первую очередь, на проспекте Революции и улице Плехановская. Кроме того, наблюдается рост интереса к помещениям street-retail вдоль основных транспортных магистралей и в спальных районах города. По итогам 2012 года рост арендных ставок в пределах 10% возможен лишь на наиболее дефицитные в настоящее время качественные объекты street-retail с удачным местоположением и высоким трафиком.

Алексей Москалев, генеральный директор ООО «ИнвестОценка», MBA, CPM, CCIM, сертифицированный РГР аналитик рынка недвижимости

Парадный квартал, октябрь, 2012.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0