WorldClass

01 октября 2024, 20:29
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Московский комсомолец в Воронеже // В Воронеже прошел фестиваль научного кино

07.11.2012 15:21
«Мысль изреченная есть ложь» - в позапрошлом столетии написал Федор Тютчев. Ошибался классик или нет - за пределами нашего понимания. Литературоведы, ученые, учителя и просто любители словесных экзерсисов спорят об этом до хрипоты. Одно можно сказать наверняка: иногда попытка нарушить молчание может стать опасной. И стоит ли миру знать обо всех наших мыслях, тоже вопрос.

«Мысль изреченная есть ложь» - в позапрошлом столетии написал Федор Тютчев. Ошибался классик или нет - за пределами нашего понимания.

Литературоведы, ученые, учителя и просто любители словесных экзерсисов спорят об этом до хрипоты. Одно можно сказать наверняка: иногда попытка нарушить молчание может стать опасной. И стоит ли миру знать обо всех наших мыслях, тоже вопрос. А не получится ли так, что, материализуя мысль, человек превратится в марионетку своего создания? Научно-технический прогресс, нанотехнологии, роботы и искусственный интеллект - все это зримое, реальное воплощение наших размышлений. Польза или вред от такого знания — покажет время. Ученые ведущих лабораторий и научно-исследовательских центров дискутируют на эту тему, порой обвиняют друг друга в излишнем неверии в силу прогресса или, наоборот, в чрезмерном поклонении богу науки.

Фестиваль актуального научного кино 360о, проходивший в Воронеже, заставил зрителей по-новому взглянуть на проблемы культуры и цивилизации. Организаторами его проведения стали Государственный Политехнический музей и Школа эффективных коммуникаций «Репное» при поддержке правительства Воронежской области. В течение недели кинотеатры «Спартак» и рамонский «Колос», Дворец творчества детей и молодежи, ВГУ и книжный клуб «Петровский» превратились в научно-просветительские площадки. На суд зрителей были представлены лучшие картины завершившейся в середине октября московской программы. Были учтены интересы и самой юной аудитории - детская программа Da Vinci предлагала совершить путешествие в необыкновенный мир знаний. В рамках фестиваля работал лекторий.

В день открытия в «Спартаке» был аншлаг. Наше небольшое журналистское стадо металось по фойе, стараясь услышать и увидеть как можно больше интересного и пообщаться с организаторами. Борис Салтыков, гендиректор Политехнического музея, рассказал, для чего нужны мероприятия такого уровня: «Это площадка для популяризации науки и техники. И кино нам показалось как раз тем языком, который сегодня востребован у молодежи. Это язык образов, он проще и понятнее скучной лекции. Вот так и родилась идея фестиваля».

Чтобы составить более или менее целостное представление о программе, я выбрала три фильма, которые, как мне кажется, наиболее точно и ярко раскрывают идею фестиваля: заинтересовать и научить думать, Киноленты демонстрировались на языке оригинала с русскими субтитрами. В чем была своя прелесть для тех, кто желал потренироваться в знании иностранного языка. Документальные фильмы, в доступной для широкого круга зрителей форме рассказывающие о мире высоких технологий, оставляют больше вопросов, чем ответов, и ставят человека перед выбором между технологической манией величия и естественным процессом эволюции. Их авторы не берут на себя роль врачевателей цивилизации и не выводят алгоритмы решений, они заставляют нас думать, оставляют нам право выбора, показывая мир без ретуши таким, каков он есть.

Открывала воронежский показ картина канадских режиссеров Мэтью Роя и Харольда Крукса «Пережить прогресс», которых на ее создание вдохновил бестселлер Рональда Райта «Краткая история прогресса». Продюсером выступил Мартин Скорсезе. Фильм построен в форме монолога множества людей - писателей, ученых и простых граждан. Каждый из них имеет свою точку зрения на развитие науки и эволюции. Авторы ленты проводят аналогию между первобытным охотником и современным человеком и приходят к выводу, что за последние 50 тысяч лет физиология нашего мозга практически не изменилась. Из них только 5 тысяч лет мы живем в цивилизации, остальное время занимались охотой и собирательством. Современного человека от первобытного отличает только культура, которая по темпам развития давно обогнала прогресс. Лейтмотивом идет мысль, что человеческая природа до сих пор живет еще в каменном веке, в то время как наши знания и технологии - они же способность нести добро и зло - ушли далеко вперед. Древние цивилизации, утверждают авторы, погибли, попав в ловушки прогресса. И сегодня мы опять дошли до той стадии, когда технологическое и экономическое развитие угрожает существованию человечества. В фильме ставятся проблемы религиозно-этического характера - действительно ли демографический рост и увеличение городов явления положительные? Не получится ли так, что рост населения приведет к истощению природных ресурсов? Проблемы потребления, богатства маленькой группы людей и потенциального спроса на ресурсы открываются перед зрителями с совершенно неожиданных сторон. Чувствуешь себя ребенком, для которого прописная истина вдруг становится откровением. Что поможет нам преодолеть кризис прогресса - вопрос дискуссионный, но вывод авторов очевиден: не стоит становиться рабами материальной культуры, надо заставить первобытного человека, живущего в нас, измениться и перестать считать природу гигантским банком.

Если «Пережить прогресс» - фильм-монолог, то документальная лента немецкого режиссёра Дженса Санже «Подключи и молись» - своего рода дискуссия ученых, рассуждающих о создании искусственного интеллекта. Зрителю предоставляется уникальная возможность вместе с авторами фильма заглянуть в закрытый мир интеллектуальных машин и побывать в ведущих научно-исследовательских центрах Японии, Америки, Германии и Италии. Джозеф Вейценбаум, американский ученый, специалист в области искусственного интеллекта, создавший в 1966 году компьютерную программу «Элиза», которая воспроизводит диалог с психотерапевтом, становится виртуальным оппонентом Рэймонда Курцвейла, изобретателя и футуролога, абсолютно уверенного в своей правоте относительно необходимости ускорения эволюции искусственным путем или введения в тело человека высокоинтеллектуальных матриц для улучшения качества жизни. Здесь возникает прямая аналогия с предыдущим фильмом: так ли совершенно наше сознание, чтобы обгонять эволюционный процесс, не окажемся ли мы неандертальцами с ядерной бомбой в руках? Поэтому Вейценбаум говорит об ответственности ученых за свою деятельность и о том, что они должны просчитывать заранее последствия ее результатов. «Если третья мировая война будет вестись атомными бомбами, — говорил Эйнштейн, то четвертая — камнями и палками». В какой-то момент во время просмотра фильма становится не по себе. Особенно пугает фрагмент, где японский профессор Хироши Ишигуро сидит рядом с роботом - абсолютной копией его самого. Создатели фильма затрагивают вопросы переосмысления роли Бога в современном мире. А Вейценбаум говорит о том, что какой бы совершенной ни была машина, человек все равно, включив ее, должен молиться, чтобы она работала.

Картина «Ускользающий лед» американского режиссера Джефа Орловски по праву получила награду за лучшую операторскую работу на американском фестивале независимого кино. Тем, кто, как и я, не любит зиму, стоит его посмотреть непременно. Древние ледники предстают во всей мощи и первобытной красе. Слепяще-белые, нежно-голубые, золотые на солнце, прозрачно-серебристые при луне и почти синие глыбы - словно изваяния художника-сюрреалиста. Причудливые пейзажи, изменчивое и многогранное великолепие форм и оттенков - уже ушедшее в небытие и живущее только на цифровой матрице. Дрожь пробирала, когда на экране 180-метровые глыбы с диким грохотом откалывались от своего тысячелетнего дома и, словно невесомые пушинки, начинали подниматься и переворачиваться в чреве океана. В считанные минуты на наших глазах ледники исчезали с лица земли. В этот момент можно было захлебнуться от ощущения, что человек всего лишь пылинка на теле мироздания. Фотограф Джеймс Балог, скептически относившийся к проблеме глобального потепления, после экспедиции на север решил показать наглядно, что она действительно существует. В течение нескольких лет установленные им на Аляске и в Гренландии камеры фиксировали изменения вечных льдов. Не буду вдаваться в тонкости научных причин этого процесса, о них все прекрасно рассказали эксперты картины. Создатели фильма, на мой взгляд, гораздо лучше языком образов заставили зрителей в зале охать, восхищаться, ужасаться и... думать.

Фестиваль научного кино стал для города глотком свежего и необычного воздуха. Это действительно неординарное событие в нашей культурной жизни. Воронежский зритель, пусть на небольшой срок, смог прикоснуться к по-настоящему интересным и дискуссионным проектам. Наука - это умение задавать вопросы и сомневаться в своей правоте. Она не конечна, как и познание. И в конце концов — все зависит от человека и его готовности к знаниям.

Татьяна Кокорева
Московский комсомолец в Воронеже, 7 ноября 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0