WorldClass

01 октября 2024, 20:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Молодой коммунар // А контролеры кто?

19.11.2012 16:28
Магазины воюют с поставщиками за качество продукции, а проигрывает потребитель Представители торговых сетей говорят о строгом контроле качества, производители применяют новые техники и технологии, а качество продуктов на прилавках падает. Почему так получается и как решить эту проблему, сотрудники торговых сетей, производители пищевых продуктов, специалисты Роспотребнадзора и торгово-промышленной палаты, представители общественных организаций выясняли на коллегии, посвященной качеству и безопасности пищевых продуктов.

Магазины воюют с поставщиками за качество продукции, а проигрывает потребитель

Представители торговых сетей говорят о строгом контроле качества, производители применяют новые техники и технологии, а качество продуктов на прилавках падает. Почему так получается и как решить эту проблему, сотрудники торговых сетей, производители пищевых продуктов, специалисты Роспотребнадзора и торгово-промышленной палаты, представители общественных организаций выясняли на коллегии, посвященной качеству и безопасности пищевых продуктов.

По словам Ольги Шабаевой, начальника отдела санитарного надзора областного Роспотребнадзора, результаты проверок качества и безопасности пищевых продуктов за последние три года показали, что по сравнению с 2009 годом продуктов, не соответствующих нормативам по санитарно-химическим показателям, стало в 2,6 раза больше. Раньше из всех взятых проб таких оказывалось всего 2,1 %, а теперь уже 5,5 %. Доля проб продуктов, не соответствующих микробиологическим нормативам, составила 1,8 %.

Кстати, по статистике Роспотребнадзора, технологическое оборудование и инженерные коммуникации предприятий по производству продуктов питания в нашей области изношены в среднем на 40 %. В сочетании с пресловутым человеческим фактором все это закономерно ведет к ухудшению качества производимой продукции.

Статистика штрафов по «продуктовым» делам тоже выглядит солидно. Всего в течение последних трех лет специалисты Роспотребнадзора наложили 6227 штрафов на сумму 13,7 млн рублей, приостановлена эксплуатация 222 объектов, изъято из оборота 172,8 тонны продукции, потенциально опасной для здоровья, отстранено от работы 777 человек, вынесено 164 предупреждения.

Куда утекает качество?

— Мы очень придирчиво выбираем поставщиков, — уверяет гендиректор продуктовой сети «Пятью пять» Любовь Ишкова. — Сначала выезжаем на производство, проводим лабораторные анализы продукции, и только если нас все устраивает, заключаем договор с поставщиком. За месяц делаем до сотни проб продуктов, которые лежат у нас на прилавках. И если находим несоответствие стандартам, то быстро выводим из реализации. Мы работаем преимущественно с местными поставщиками, и с ними проблем как раз немного. А вот на иногородних бывает трудно воздействовать, особенно на тех, с которыми работаем через дистрибьюторов. Многие реагируют на претензии болезненно. Иногда удается подействовать только через Роспотребнадзор.

— Наши инспекторы исследуют каждую партию продуктов, которые к нам поступают, — продолжает тему начальник отдела качества группы компаний «Русский аппетит» Светлана Пешкова. — Все проверяют на соответствие требованиям — температуру в толще продуктов, органолептические показатели, условия транспортировки, качество упаковки, документацию и многое другое. И если выявляются несоответствия — выписывают акт запрета. После второй по счету некачественной поставки товаропроизводитель попадает в черный список.

Производители, в свою очередь, жалуются на устаревшее законодательство и чрезмерно жесткие требования торговых сетей.

— Требования ГОСТ к содержанию жира в мясной продукции совсем не учитывают изменений в животноводстве, — сетует начальник цеха ОАО «Комбинат мясной Воронежский» Валентина Астафьева. — Сейчас большая часть производителей перешла на стойловое содержание скота, это означает малоподвижный образ жизни, и соотношение жира и мяса уже не то, что раньше. И соответствовать этим нормативам все сложнее.

Обмануть нельзя продать

В гонке за высококачественными вкусными продуктами с минимумом добавок по самым низким ценам забраться на елку и ничего при этом не поцарапать оказывается невозможным.

— Вот я, к примеру, произвожу пряники, — сетует гендиректор кондитерского комбината «Дон» Сергей Сажин. — Реальный срок хранения у них — 20-30 суток. И еще 5-10 лет назад мы спокойно могли это на упаковке писать. Теперь же магазины мне говорят: мы не можем взять товар с таким маленьким сроком хранения. Ну понятно, что пока в каком-нибудь гипермаркете товар проведут, пока, не дай бог, где-нибудь на складе застрял, уже и срок годности к концу подойдет. Получается, что я, как производитель, должен либо указывать на товаре неправильные сроки хранения, либо добавлять в состав какие-то консерванты. Всем понятно, что нормальный бисквит не может лежать 6 месяцев и оставаться съедобным. Ну, так принимайте продукты реальные, не вводите покупателей в заблуждение!

У Роспотребнадзора быстрого решения этой проблемы нет. Изъять из оборота некачественные продукты ведомство может, а вот заставить продавцов закупать качественные — увы, нет.

— Думаю, торговые сети примут к сведению ваши слова, — выразил надежду и. о. руководителя областного Роспотребнадзора Игорь Механтьев. — Но нарушать законодательство нельзя никому. Возможно, производителям следует самим следить за своей продукцией в продаже. Если вы видите, что вашу продукцию перетаривают, обращайтесь к нам, мы проведем расследование и накажем виновных.

Новые смотрители — новые проблемы

Кто проконтролирует то, что уже оказалось на прилавках магазинов, — тоже вопрос. Специалисты сошлись в том, что оптимальная форма мониторинга — регулярные смотры качества, когда ходовой продукт от разных производителей оценивается экспертами и проходит лабораторные анализы. Раньше их организацией занималось казенное предприятие «Воронежкачество». Летом этого года его закрыли, и функция проведения смотров перешла к общественной организации «Воронежский союз потребителей». Только вот между проведением смотров казенным предприятием и общественной организацией есть существенная разница.

— Вот только что в октябре у нас был смотр качества сгущенного молока, — говорит председатель Воронежского союза потребителей Александр Лычагин. — Лабораторные анализы и экспертные заключения сделали, СМИ известили, уведомления производителям и продавцам направили. Все это нам обошлось в 1600 рублей на одну баночку сгущенки. Комплексное исследование десяти образцов стоит около 50 тысяч рублей. Все это мы оплачиваем фактически из своего кармана.

Руководство Роспотребнадзора обещает обсудить возможность бесплатных экспертиз в течение недели. Что из этого выйдет — посмотрим. Но уже то, что инициативы пока исходят только от общественников, немного настораживает.

Софья Успенская
Молодой коммунар, №128 (13054), 17 ноября 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0