WorldClass

01 октября 2024, 18:46
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

BMW 5

Коммуна // Реформы должны быть обдуманными

30.11.2012 17:55
Российскому высшему образованию не обойтись без чёткой стратегии развития Напомним, что около месяца назад Министерство образования и науки РФ признало неэффективной работу 130 российских вузов.

Российскому высшему образованию не обойтись без чёткой стратегии развития

Напомним, что около месяца назад Министерство образования и науки РФ признало неэффективной работу 130 российских вузов. Среди них оказались такие престижные и даже легендарные, как Литературный институт имени Горького, Московский архитектурный институт (МАР ХИ), Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства Попали в список аутсайдеров воронежские высшие учебные заведения: Борисоглебский педагогический институт, Воронежская лесотехническая академия, Воронежский институт физической культуры, Воронежский педагогический университет, филиалы Московского государственного университета путей сообщения и ВГУ в Лисках, филиал Воронежского архитектурно-строительного университета в Борисоглебске.

Рейтинг всколыхнул не только профессиональное сообщество, которое было шокировано результатами «диагностики» качества высшего образования и не согласно с критериями оценки вузов, но также студенческое, родительское сообщества и абитуриентов.

Российский профсоюз студентов заявил, что «рейтинг составлен исходя из экономических, а не образовательных критериев», в то время как «единственно возможным критерием для такой оценки может служить лишь процент выпускников, трудоустроившихся по специальности».

Нужно отметить, что существует масса нюансов, которые не были учтены при оценке эффективности.

Так, данные, которые предоставляли учебные заведения, датируются мартом 2011 года. То есть, по сути, оценка проводилась по устаревшим результатам. С тех пор прошло полтора года, многие вузы развиваются, у них есть динамика, но мониторинг всего этого не отразил.

Ещё один подводный камень: сейчас многие образовательные учреждения находятся в стадии реорганизации и ещё не успели полностью войти в рабочий режим в новом составе. Отчёты пришлось делать «усреднённые». Так случилось с Московским государственным университетом дизайна и технологии, к которому в 2011 году присоединился Московский государственный текстильный университет имени Косыгина. Из-за показателей последнего учебного заведения вуз с 80-летней историей, ведущий вуз в области лёгкой текстильной промышленности, тоже оказался среди «неэффективных».

Профсоюзные организации воронежских высших учебных заведений тоже осудили скандальный мониторинг, заявив, что по репутации вузов тем самым был нанесен серьезный удар. В преддверии приемной кампании 2013 года они переведены в «подвешенное состояние».

- Средний балл ЕГЭ, априори, бьет по педагогическим, инженерным, сельскохозяйственным и другим вузам – тем, которые готовят кадры для секторов с невысокой зарплатой. Немаловажным моментом здесь является и то, что абитуриенты с высокими показателями ЕГЭ стремятся в Москву.

Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника равняет учебные заведения различных сфер деятельности, различных регионов, что, очевидно, неправильно. Гуманитарные вузы здесь заметно проигрывают. Удельная площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента стимулирует вуз сокращать количество обучающихся. По логике авторов методики, образовательное учреждение, сворачивающее свою деятельность, становится более эффективным, - резюмировали они на недавнем совещании.

По результатам встречи было направлено письмо губернатору Воронежской области Алексею Гордееву. Глава региона профсообщество поддержал. В своём интернет-блоге он подверг критике принятую систему оценки эффективности.

Итоги мониторинга обсудили и на Совете ректоров вузов Воронежской области.

- Мы с коллегами сошлись во мнении, что при анализе необходимо учитывать не только входные данные, такие, как объём площадей, но и выходные, такие, как востребованность выпускников на рынке труда, признание учёных в российском и международном научных сообществах, индекс цитирования. Нужно принимать во внимание процент остепененных преподавателей – докторов и кандидатов наук. Однозначно, методика мониторинга нуждается в совершенствовании. Для этого необходимо привлечь силы Российского союза ректоров, Общественной палаты, общественно-профессиональных объединений, - отметил ректор Воронежского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрий Ендовицкий.

С момента публикации «чёрного списка» в Министерстве образования и науки РФ идёт напряжённая работа. Несколько дней назад на сайте ведомства появились новые списки «вузов с признаками неэффективности». Окончательное решение об их судьбе будет принято Межведомственной комиссией.

Ранее министр образования РФ Дмитрий Ливанов пояснил, что учебные заведения красной зоны будут поделены на несколько групп.

- В первую попадут те, что имеют признаки неэффективности, но это связано с объективным характером их образовательных программ (то есть гуманитарные и спортивные вузы, не имеющие в силу своей специфики возможности производить высокотехнологичную продукцию и, соответственно, зарабатывать. – авт.). Они будут исключены из списка «аутсайдеров». Вторая группа – это те учебные заведения и филиалы, которые являются неэффективными и нуждаются в оптимизации деятельности. Для каждого из них будут разработаны программы развития. И, если необходимо, произойдёт смена руководства. А в третью группу войдут действительно неэффективные и нуждающиеся в реорганизации вузы.

В Минобрнауки говорят: закрытие образовательных учреждений – не самоцель. Главная задача – улучшение качества подготовки специалистов.

Эксперты подчеркивают, что очень важно с особой осторожностью отнестись к попавшим в «очередной список» региональным вузам, которые, кроме обучения, выполняют ещё и важную социальную функцию: обеспечивают местные производства молодыми кадрами.

Дмитрий Ендовицкий, в свою очередь, отметил, что, несмотря на несовершенство системы мониторинга, анализ вскрыл точки роста и слабые места отечественного высшего образования. В экономическом анализе это называется поиском резерва повышения эффективности. Главное, чтобы проводимая работа соответствовала принципу системности, не была единичным мероприятием, а проводилась ежегодно.

Что касается вузов Воронежской области, то было принято решение сохранить в структуре высшего профессионального образования ВГАУ, ВГЛТА, ВГПУ и ВГИФК. Возможно, для них будут разработаны специальные антикризисные программы. А учёному совету Борисоглебского педагогического института рекомендовано рассмотреть вопрос о вхождении в состав ВГУ на правах структурного подразделения.

- Сроки реорганизации пока не известны. Но одно могу сказать точно: если БГПИ станет подразделением ВГУ, у преподавателей вырастет зарплата, будет обновлена материально-техническая база вуза по программе стратегического развития, - сообщил Дмитрий Ендовицкий.

Протекающий сегодня в стране процесс модернизации системы высшего образования диктует новое видение структуры высшей школы: создание 10–15 глобальных вузов, 100 вузов с полным циклом. У ВГУ есть все шансы стать университетом будущего, войти в топ ведущих вузов России, в основе которых лежат 5 М (массовость, мобильность, методы, мультипрофессиональность, мышление).

Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина взглянула на проблему объективности рейтинга шире, отметив несовершенство проводимых в отечественном образовании реформ. На днях Российский союз ректоров приступил к согласованию с профильными комитетами и фракциями Госдумы поправок, внесённых в законопроект «Об образовании в РФ».

- Реформы в современном российском образовании часто не синхронизированы, тогда как успех преобразований возможен только при системных действиях, подчинённых чёткой стратегии. Новый закон должен задать вектор такой стратегии, сказала Ольга Каширина.

В качестве примера несинхронизированности преобразований она привела ситуацию с Саратовским техническим университетом, Псковским и Дагестанским государственными университетами, где были выявлены признаки неэффективности. Однако в декабре 2011 года эти вузы стали победителями конкурса программ стратегического развития. Многие вузы красной зоны в нынешнем году успешно прошли государственную аккредитацию.

Российский союз ректоров считает, что во втором чтении закона должны быть одобрены поправки, акцентирующие в качестве принципов государственно-стратегический подход , социально-экономическую эффективность образовательных субъектов, а также прозрачность и открытость образования всем участникам образовательного процесса, в том числе общественным и отраслевым организациям.

По мнению Ольги Кашириной, государственно-стратегическому подходу в образовании послужит согласование объёма государственного финансирования высших учебных заведений с оценкой эффективности реализации ими программ развития, увязанных со стратегиями регионов и соответствующих отраслей деятельности. Именно эффективность вузов должна стать основанием для наделения их статусом «национального», «федерального» и «национального исследовательского». В законе необходимо зафиксировать обязательную ежегодную ротацию статуса высших учебных заведений.

Воплощению принципа социально-экономической эффективности вузов послужат поправки об определении содержания образовательных стандартов и требований результатами образования, разграничении ответственности за государственное имущество и финансы и ответственности за научное и кадровое руководство вузом, вывод целевого приема из сферы гарантий государства в область корпоративной ответственности работодателей, разграничение при приеме в вуз конкурсов на общих и льготных основаниях.

В части обеспечения прозрачности и общественного контроля в системе образования следует отделить государственный экзамен от вузов и проводить его на базе соответствующих профилю специальности министерств и ведомств с привлечением объединений работодателей, научно-педагогического сообщества. Также следует привлекать объединения работодателей к аттестации и лицензированию вузов и утверждению образовательных стандартов.

Дмитрий Ендовицкий предложенные Российским союзом ректоров уточнения считает справедливыми.

- Связь нового закона с долгосрочным развитием системы высшей школы необходима, так как образование вообще, и профессиональное в частности, являются системообразующими элементами развития. Мы должны сформировать гибкую, конкурентоспособную, максимально открытую, полностью раскрывающую потенциал молодого специалиста, отвечающую текущим и перспективным потребностям социально-экономической сферы страны систему образования, - подчеркнул ректор ВГУ.

По мнению Дмитрия Александровича, важно, чтобы любые изменения опирались на реальные механизмы, уже апробированные на практике. В противном случае закон об образовании может превратиться в закон против образования.

Наталья Некрылова
Коммуна, №177 (26005), 30.11.2012 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0