10 января 2025, 23:04
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // «Главное - работать не спонтанно, а системно»

14.12.2012 20:12
Россошанский район сегодня по праву считается одним из флагманов экономического и социального развития региона. Сильный промышленный сектор, динамично развивающийся агропромышленный комплекс, но вместе с тем и широкий круг сугубо городских проблем. С чем россошанцы пришли к концу 2012 года, какие видят перспективы дальнейшего развития — об этом и многом другом корреспонденту «ВК» рассказал глава администрации Россошанского района Иван АЛЕЙНИК.

Россошанский район сегодня по праву считается одним из флагманов экономического и социального развития региона. Сильный промышленный сектор, динамично развивающийся агропромышленный комплекс, но вместе с тем и широкий круг сугубо городских проблем. С чем россошанцы пришли к концу 2012 года, какие видят перспективы дальнейшего развития — об этом и многом другом корреспонденту «ВК» рассказал глава администрации Россошанского района Иван АЛЕЙНИК.

Новые подходы

— Иван Григорьевич, вы не россошанец, 20 лет руководили самым южным районом области — Кантемировским. Есть разница между этими двумя территориями?

— Есть, и заметная. Могу сравнивать предметно. Помимо Кантемировки, в 1986 — 1990 годах был председателем райисполкома Нижнедевицкого района, который даже условно трудно причислить хотя бы к частично промышленным. А главой администрации Россошанского муниципального района я был избран 11 августа 2010 года.

Районы в нашей области абсолютно разные в силу ряда причин, в основном объективных. Есть районы совершенно сельские, есть аграрно-промышленные. Ну и промышленные, как мы. Россошанский район в этом плане опережает даже Лискинский. У лискинцев аграрная и промышленная составляющая — 50 на 50. У нас на две трети городское население.

Впрочем, дело не только в месте проживания. В структуре производства у нас доминирует ОАО «Минудобрения» (таких предприятий нет больше ни в одном районе). «Минудобрения» дают 40% всей прибыли Воронежской области. Примерно столько потребляемого областью газа приходится на наш химзавод. Предприятие дает продукции более чем на 30 млрд рублей в год. На других территориях подобных гигантов нет и близко.

Химзавод позволяет причислить Россошь, хотя и с натяжкой, к моногородам. По наполнению бюджета мы зависим от ОАО «Минудобрения» на 28%. Так устроена система, что львиная доля налогов уходит в вышестоящие бюджеты.

— Но есть же еще спонсорская помощь «Минудобрений»?

— Нам бы, конечно, хотелось, чтобы отношения были прежними. Намечена совместно с губернатором Алексеем Гордеевым целая программа развития территории. В частности, Молодежный многофункциональный центр построен при совместном финансировании из федерального, областного и муниципального бюджетов. Кроме того, химкомбинат выделил на этот проект 100 млн рублей — без спонсорской помощи «Минудобрений» мы бы Молодежный центр не построили. Все-таки 580 млн за столь короткий срок найти очень непросто...

— Солидная цифра. У нас есть районы, где весь годовой бюджет вдвое меньше.

— Да. А если говорить об отличиях, то в Россоши приходится больше внимания уделять проблемам города. В первую очередь ЖКХ в широком смысле: тепло, вода, наши «убитые» дороги, дворовые территории, подъезды, канализация, мусорки. Кстати, сегодня реальная переработка мусора есть только в Воронеже и в Россоши.

Возможностей в целом у Россошанского района, несомненно, побольше, чем у других. Стараемся соответствовать, максимально использовать преимущества и сделать тоже побольше. В основном удается.

— Иван Григорьевич, город городом, но вы по базовому образованию аграрий, окончили Воронежский СХИ, председателем колхоза поработали. За социалкой и ЖКХ не забывается, что хлеб — всему голова?

— Ни в коем случае. Сельскому хозяйству уделяем самое пристальное внимание. И успехи есть. В этом году Россошанский район в юго-восточной зоне занял первое место. Если оценивать комплексно — наличие поголовья, производство продукции по всем видам, социальное развитие села, — то первое место давно и надолго за Лисками. Второе — прочно за нами.

— Индустриальная составляющая тут играет свою роль?

— Обязательно. Все тесно взаимосвязано. Сейчас хорошие сдвиги пошли в целом ряде районов: в Рамони, в Верхней Хаве. Там двигаются от переработки. Она, а свою очередь, подтягивает производителей сырья. Правильный путь, так и должно быть.

Хотя это пока отдельные ростки. К сожалению, сельхозпроизводитель наш очень часто оказывается стороной страдательной. Не отлажена система: и по молоку, и особенно по сахарной свекле. Завод в Ольховатке, например, выстроил настолько непартнерские, я считаю, отношения, что стало невыгодно выращивать сладкий корень сначала мелким, потом средним хозяйствам. Теперь уже и крупные говорят: «Стоит ли вообще заниматься сахарной свеклой, если завод диктует в одностороннем порядке невыгодные нам условия?» Самое печальное, что договоры никогда не заключаются на перспективу. Постоянно идет игра в кошки-мышки. Отсюда беда сахарная свекла последние годы частично остается в поле. Притом что, в принципе, культура интенсивней, выгодная.

Могу, правда, сказать, а Россошанском районе ни одного килограмма ни одной сельхозкультуры, в том числе свеклы, в поле не осталось. Все вовремя убрано и вывезено.

Проблема еще в чем? Сахарная свекла у нас тянет за собой и культуру земледелия в целом. Это наш капитал. Потеряем его, вернуть будет трудно. Возьмите Ростовскую область. Там никогда сахарной свеклой не занимались. Попробовали — не получилось. Нет традиций, нет квалифицированных кадров, нет культуры возделывания. В итоге у ростовчан более примитивное ведение хозяйства, чем у нас, белгородцев или липчан – не насыщенный пропашными культурами севооборот, слабое животноводство. А без животноводства нет полноценного развития села.

Требуются кадры

— В Россошанском районе, насколько можно понять, животноводство развивается?

— Да. Во многих хозяйствах продвигаемся. Главное — в агрофирме «Калитва» строится мегаферма. Завершается первый этап. Строительство комплекса с современнейшими оборудованием и технологиями полностью завершится летом следующего года.

Молочное животноводство — самое сложное, самое затратное, длительно окупаемое. Но и, на наш взгляд, наиболее привлекательное с точки зрения появления новых разноплановых рабочих мест. Причем женских.

Плюс там возводится микрогородок для специалистов. Коммуникации — за счет государства. Жилье предоставляет инвестор с помощью властей и при символическом участии будущих жильцов. Современной мегаферме требуются специалисты соответствующего уровня. Наши вузы, к сожалению, их сегодня не готовят. Больше вам скажу — мы начинаем испытывать дефицит работников массовых профессий. У нас возникла проблема... низкой безработицы. Официально зарегистрировано 200 человек на 94 тыс. населения. Вынуждены привлекать людей со стороны, в том числе с Украины: строителей, монтажников. сварщиков. Кадровый голод ощущается и на селе. Государственная проблема.

— А кто инвестор мегафермы, если не секрет?

— Сенатор Николай Ольшанский, которого с россошанской землей многое связывает. Она стала ему родной. Николай Михайлович здесь уже поднял и «Восток-Агро», наиболее устойчивое наше сельхозпредприятие. Ольшанский в агрофирму вкладывает собственные деньги. Ну а дальше, наверное, и кредиты пойдут. Плюс появился проект «Россошанская нива» в селе Лизиновка, где 1,5 тыс. одних только коров. И Николай Михайлович, в отличие от многих, уделяет пристальное внимание социальному развитию села. Он, кстати, намерен заняться переработкой молока, производимого в его хозяйствах.

Есть еще два крупных инвестора — «Продимеко» и «РАВ-Агропром». К ним, правда, некоторые претензии имеются. Наша фирма «Молоко» Василия Остроушко тоже инвестирует в село.

Надеюсь, мы все скоро поймем, что надо пить только настоящее молоко. Ну что это за кисломолочная продукция, у которой на упаковке указано: «Срок хранения полгода»?!

Завод растительных масел мы реанимировали, второй год уже работает. Переработка у нас есть, и разноплановая. Но все это сегодня, если честно сказать, нуждается в обновлении.

— Инвестиции, названные вами, так или иначе связаны с сельским хозяйством. Однако наверняка есть инвесторы, которые вкладывают и в другие направления?

— ООО «Дельта-пак», занимающееся тарным производством, например. За 8 месяцев текущего года оно увеличило прибыль в три раза. Новых людей на работу принимают, зарплата выросла на треть.

Ремонтно-монтажное управление. Сегодня в РМУ занято около тысячи работников. На строительстве Подгоренского цементного завода львиная доля работающих — россошанцы.

ООО «Коттедж-индустрия» не сдает позиций. ООО «Придонхимстрой Известь» переживало не лучшие времена, в сегодня снова работает. Востребованное производство.

Есть принципиальная договоренность губернатора Алексея Гордеева и новых хозяев ОАО «Минудобрения» о строительстве современного цеха по производству карбамида. Мы им под это землю выделили. Если брать азотные удобрения, то сегодня спрос больше не на аммиачную селитру, а на карбамид

— Бюджет в районе меняется?

— Он у нас, в принципе, всегда был социально направленный. И сейчас цифры в объемах растут значительно. В Россошанском районе самая развитая социальная инфраструктура в регионе. Это и образования касается, и медицины (наш роддом годами входит в двадцатку лучших в России), и социальной защиты, и физкультуры и спорта. Фарм-клуб «Бурана», например, в Россоши находится. И это все заставляет нас увеличивать расходы.

Появился социальный объект — он сразу автоматически требует денег. Построили Молодежный центр. Уже на этот год на его обслуживание мы сразу должны потратить 42 млн. Платных услуг там минимум. Если говорить о следующем годе, то около 80% бюджета района — социальная составляющая, примерно как и в области. Будем поднимать зарплату дошкольным педагогам, затем работникам культуры. Естественно, это немалые деньги, поэтому придется несколько уменьшить вложения в инфраструктуру.

Знаете, я думаю, что государство усиленно будет проводить курс на то, чтобы процентов 70 населения могло себе либо купить, либо построить жилье. Действительно, о какой национальной идее можно говорить, когда людям жить негде? Молодые семьи сегодня идут потоком, а мы руки разводим. Это направление должно завтра заработать. Понятно, нужно направить туда деньги, и немалые. Мы, например, закладываем в бюджете в три раза больше, чем в году нынешнем. Хотим, чтобы наши молодые семьи, желающие получить квартиру, могли это сделать в течение двух лет.

— А по абсолютным цифрам бюджет как выглядит?

— Ежегодный рост — от 25% до 35%. Но тут имеются свои нюансы.

Что касается 2013 года, то у нас забрали медицину. С 1 января она переходит с муниципального на региональный уровень, а вместе с нею — и налог на прибыль. Для Россоши и Лисок это ощутимая потеря. Для других районов, где предприятий немного, это не очень заметно. А у нас сразу минус 70 млн.

На будущий год все повышения зарплат в Лискинском, Россошанском, Рамонском районах, в Нововоронеже и, понятно, Воронеже — за счет собственных средств. Остальные районы станут получать дотации. Это тоже строчкой социальной направленности пройдет, но не на развитие базы, а конкретно на зарплаты нашим людям.

Сегодня приоритеты ясны. В первую очередь — зарплаты. И второе место, как я думаю, — жилье.

Сработали неплохо

— Год завершается. Можно подвести какие-то итоги. Как прожили его, что удалось, что — не очень?

— Сразу скажу: провалов нет. Катаклизмов не случилось. Есть результаты в сельском хозяйстве. Кормами себя обеспечили, что для нас очень важно. Долго боялись, что озимые не поправятся после засухи. Но обошлось. Впервые, если отсчитывать от 1990 года, закуплено столько техники: одних только тракторов почти 40 единиц. 13 комбайнов и много прицепной техники. У мужиков есть деньги, значит, сработали неплохо. Прибыльных хозяйств у нес теперь стало более 90%.

Ну и промышленность работает стабильно, выходим на цифру, намного превышающую 30 млрд рублей. Конечно, главная лепта здесь принадлежит химзаводу. Но не только. Например, фирма «Молоко» выходит на цифру под миллиард.

Пустили в строй Молодежный центр. Теперь с помощью губернатора и сенатора Ольшанского надо заняться детским центром.

Строим сегодня своими силами Дом культуры в Новой Калитве. Занимаемся дошкольными учреждениями. Очередь для детей от трех лет и старше мы ликвидировали, теперь задача — ликвидировать очередь детей от двух до трех лет.

Мы входим в число трех территорий, где население по последней переписи выросло: Новая Усмань, Лиски и Россошь. Надеемся, так будет и впредь. Ведь люди стремятся жить там, где хотя бы чуть-чуть, но лучше. Их не обманешь.

Как недавно сказал губернатор, главное — сбережение народа, а второе по важности — увеличение поголовья коров. Оно косвенно вытягивает все сферы жизни территорий. И тут у нас тоже увеличение идет.

Второй год, а особенно нынешний, чувствуем отдачу от денег дорожного фонда. Многие придомовые территории в Россоши заасфальтировали. Дороги основные привели в порядок. В прошлом году мы освоили более 50 млн рублей. Раньше 10 млн радовались.

Завершаем строительство спорткомплекса — у нас теперь три стадиона будет. Россошанские футболисты завоевали Кубок Центрального Черноземья, и впервые в истории наши сельские ребята победили в соревнованиях на Кубок Просяного. Так что побед у нас много, и мы этому, естественно, радуемся.

— Иван Григорьевич, вы возглавляете ассоциацию «Совет муниципальных образований». Эта площадка помогает решать какие-то вопросы?

— Конечно, Понимаете, человеку, у которого есть проблема, не объяснишь, на каком уровне власти она должна решаться – муниципальном, региональном, федеральном. Поэтому необходимо тесное взаимодействие, и мы к нему сегодня подошли как никогда плотно. С легкой руки губернатора провели съезд органов власти муниципальных образований всех уровней. Пригласили все структуры – и областные, и федеральные. Подготовили анкету с целью выяснить отношение местной власти к этим структурам. Считаю, это очень полезно. Губернатор ведь тоже хочет, чтобы мы грань между уровнями власти не проводили. Надо интегрироваться, помогать друг другу, не допускать крайностей, которые у нас порой происходят. Вот в Левой Россоши Каширского района проверяющий в своем представлении дал срок до июля сделать подъезд к водонапорной башне. Мероприятие стоит 20 млн, а у поселения бюджет годовой – около 2 млн. Такие вещи надо вскрывать, о них надо говорить. Сегодня слишком велико количество проверяющих. А многие из полномочий (их примерно 40) просто нереально выполнить. Надо об этом говорить, это влияет на взаимодействие властей всех уровней.

Губернатор нас поддержал. Нам даже помещение для ассоциации выделили в администрации области. Теперь туда любой глава — от сельского до районного — может приехать, и ему окажут юридическую помощь. Такое своеобразное представительство в Воронеже у нес образовалось. Коль нас сегодня законодательно немножко отделили, мы вот такую смычку решили провести. И это, считаю, нам удалось.

Чудес не бывает

— Похоже, сейчас вес руководителей муниципалитетов растет. При оценка работы региональных органов исполнительной ввести теперь учитывается мнение глав администрации районов. Это как — анонимно?

- Идея Алексея Васильевича Гордеева. Он сказал: глав районных администраций мы все оцениваем, а теперь давайте посмотрим снизу, как они видят работу департаментов. Поэтому была разработана анкета, запущенная анонимно. Потом независимая комиссия подвела результаты. Получилась реальная оценка региональных руководителей, их ведомств. Мы эти материалы отдали Гордееву. Скромно попросили поощрить лучших. А что будет с теми, кто плохие оценки получил, ему решать. Ассоциация ведь общественная организация, и ей свое мнение высказывать проще, чем руководителям районного уровня с трибуны.

- О чем думает глава района за утренним кофе?

- Идеально было бы просыпаться без мыслей о каких-либо проблемах. Но так бывает только в сказке или в мечтах на Новый год.

Жизнь, как правило, преподносит те сюрпризы, которые иметь не хотелось бы. И тут главное – работать не спонтанно, а системно. Я планирую свою работу немного вперед. У меня практически каждый день расписан с 6.30 утра до 8 вечера. Бывают всякие нюансы, но трагедии из этого не делаю. Я же информацию получаю в режиме реального времени, если где-то что-то стряслось. У нас сейчас мощная диспетчерская служба, общая, без разделения на город и район.

В жизни постоянно что-то случается. Там – порыв, там – авария, тут – многодетная семья в результате пожара осталась без жилья. Надо людей где-то поселить, обогреть, принять меры. Вообще-то, этим должна заниматься областная власть, соцзащита. У нас по закону забрали вопросы социальной помощи. Хотя я считаю это абсолютно неправильным. Мы все равно формируем на такие случаи финансовый резерв. Люди-то – наши, они идут к нам, а не в областные структуры. Там тоже, конечно, рассмотрят и помогут, но на это уйдет время. Мы же должны решить вопрос здесь и сейчас.

Короче говоря, скучать не приходится.

- Может, как в поговорке: бросить все да уехать в Урюпинск?

- Желание такое иногда, конечно, возникает. Однако… Это ж как наркотик. Втягиваешься, привыкаешь. Ведь чувствуешь доверие людей, да и возможности помочь им есть. Думаешь: ну ладно, не получилось что-то сегодня – получится завтра. А вот тут – уже получилось.

Чудес не бывает. Расспросите тех глав, которые недавно работают на своих постах. Уверяю, они вам расскажут, что никогда не думали, насколько непроста эта работа. Может, кто-то и завидует. Но мало кто сочувствует – точно.

Александр Сорокин
Воронежский курьер, 13 декабря 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0