WorldClass

01 октября 2024, 16:31
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

«Российская газета» // На четырех китах

15.01.2013 17:49
Рост цен на зерно в 2012 году привел к очередному подорожанию муки и, соответственно, хлеба. В сравнении с 2011 годом средняя стоимость зерна увеличилась на 70 процентов, муки—на 34, а хлеба—на 25. О ситуации в хлебопекарной отрасли и прогнозах ее развития в 2013 году—интервью с президентом АПК «Стойленская Нива» Дмитрием Древлянским.- Как вы оцениваете 2012  год для хлебопекарной и мукомольной  отраслей?Дмитрий Древлянский:  Для хлебопеков это был сложный год.

Рост цен на зерно в 2012 году привел к очередному подорожанию муки и, соответственно, хлеба. В сравнении с 2011 годом средняя стоимость зерна увеличилась на 70 процентов, муки—на 34, а хлеба—на 25. О ситуации в хлебопекарной отрасли и прогнозах ее развития в 2013 году—интервью с президентом АПК «Стойленская Нива» Дмитрием Древлянским.

- Как вы оцениваете 2012 год для хлебопекарной и мукомольной отраслей?

Дмитрий Древлянский: Для хлебопеков это был сложный год. На фоне серьезных проблем с сырьем значительно возросла затратная составляющая цены. И, как следствие, вскрылись проблемы по работе с издержками. На мой взгляд, большинство предприятий в очередной раз оказались не готовы к таким сложностям. Поэтому для удержания объемов производители устремились в низкий ценовой сегмент, резко снизив качество продукции.

Что касается мукомолов, то первое полугодие 2012-го для них было крайне неблагоприятным. В этот период они работали на грани рентабельности своего производства, а иногда и ниже ее. Средняя стоимость хлебопекарной муки составляла 9000 рублей за тонну, пшеницы третьего класса— 6700. Эта ситуация сохранялась до мая, а затем вектор уровня цен ваял повышающий тренд. Так, цена муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта в декабре дослала 15,5 тысячи рублей за тонну. Рост составил 70 процентов.

Одновременно на 82 процента выросли цены на продовольственную пшеницу третьего класса. Предпосылкой такого роста стало сокращение производства, вызванное подготовкой большинства предприятий Центрально-Черноземной зоны к проведению ежегодных капитальных ремонтов. Дальнейшую ситуацию усугубили новости с полей: урожай оказался меньше прогнозируемого. Ограниченные переходящие остатки зерна и существенная разница между мировыми и внутренними ценами также обусловили резкий рост и отразились на стоимости муки.

Необходимо заметить, что тенденции роста цен на зерно и муку являются отражением мировой рыночной конъюнктуры и служат причиной значительной уязвимости хлебопекарных предприятий, оказывая существенное влияние на показатели эффективности их функционирования. По моему мнению, проблема управления сырьевым фактором требует решения на государственном уровне.

- Насколько рост пен на хлеб был обоснован? Почему такой социально значимый продукт дорожает из года в год?

Дмитрий Древлянский: Давайте кратко проанализируем ситуацию, сложившуюся в прошедшем году. Производство зерна сократилось на 22,5 миллиона тонн и существенно усилило напряжение на внутреннем рынке. Ведь Россия— одна из ведущих стран-экспортеров зерна в мире. А мировые цены на пшеницу за год выросли в среднем на 100 долларов за тонну. В декабре 2011-го цена на пшеницу на условиях FOB Новороссийск составляла 240долларов за тонну, в декабре 2012-го—350. Рост экспортных цен—один из основных факторов роста внутренних цен. Кроме того, ежегодно растут затраты на электричество, ГСМ, зарплату — неотъемлемые составляющие себестоимости хлеба.

Все это отражается и на цене хлебобулочных изделий. В 2012 году мука вырославцене всреднем на 34 процента, электроэнергия и горюче-смазочные материалы на 24 и 31-34 процента соответственно. Также была проведена индексация заработной платы. Хлебопеки России максимально сдерживали рост цен на хлеб, но когда резко подорожала мука, они были вынуждены поднять цены на свою продукцию, чтобы не работать в убыток.

Кстати, хочу заметить, что официально принятого термина «социальные сорта хлеба» не существует. Есть лишь доступные, низкоценовые виды востребованных ржано-пшеничных и пшеничных хлебов. Для экономики предприятия, с учетом сохранения традиционных весов для буханок и батонов, производство таких хлебов—чистый убыток. Однако в ассортиментной линейке наших предприятий по-прежнему присутствует этот вид продукции, спрос на которую остается достаточно высоким.

- Какой ваш прогноз по ценам на зерно, муку, хлеб в следующем году?

Дмитрий Древлянский: В связи с рекордно низкими урожаем и переходящими запасами, а также сильным внутренним спросом, особенно со стороны животноводческих и птицеводческих хозяйств, цены на зерно будут повышаться, как минимум до появления нового урожая.

Производство зерновых в нашей стране в 2013 году вряд ли достигнет высоких показателей уровня 2008-2009 годов. Наиболее вероятный сценарий—сбор 84—85 миллионов тонн зерна. Однако при существующем устойчивом экспортном спросе и ожидаемом значительном сокращении переходящих остатков ситуация на внутреннем рынке будет оставаться напряженной. Сокращение переходящих остатков зерна, особенно пшеницы, в южных регионах в начале сезона 2013-2014 годов может привести к повышенному спросу на зерно в Центрально-Черноземном регионе как со стороны экспортеров, так и со стороны отечественных переработчиков. В связи с этим цены на пшеницу нового урожая в начале сезона останутся на рекордно высоком уровне

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в начале 2013 года рост стоимости продукции мукомольных предприятий продолжится. Если выразить прогнозы в цифрах, то стоимость продовольственной пшеницы третьего класса будет около 12500рублей за тонну. При этом цена муки высшего сорта должна составлять не менее 18,5 тысячи за одну тонну.

- Каким 2012 год стал для «Стойленской Нивы»?

Дмитрий Древлянский: Год для нас был определенно не простым, как в силу внешних объективных факторов, так и по ряду внутренних причин. Помимо проблем роста цен на сырье и другие составляющие себестоимости хлебобулочной продукции, «Стойленская Нива» столкнулась с рядом специфичных трудностей, обусловленных продажей компании. На сегодняшний день сделка находится на стадии завершения, и могу суверенностью сказать, что стратегия группы не претерпит кардинальных изменений.

Определенные технические (инжиниринговые) и технологические сложности были сопряжены с производством федерального кондитерского бренда «Улыбка». Однако важно отметить: все проблемы так или иначе удалось решить. Если говорить языком цифр, то выручка холдинга в 2012 году составила 13,2 миллиарда рублей. В прошедшем году предприятия группы произвели более 187 тысяч тонн хлебобулочных и 25 тысяч тонн кондитерских изделий. Мельницы «Стойленской Нивы» намололи 305,5 тысячи тонн муки. Изготовлено 205,4 тысячи тонн комбикормовой продукции.

- Постоянно меняющиеся потребительские предпочтения ставят сегодня непростые задачи пред всеми компаниями. К предприятиям хлебопекарного дивизиона это также имеет отношение?

Дмитрий Древлянский: Рынок FMCG- сектора наряду с другими рынками динамично развивается. Драйверами эволюционирования служат ускоряющиеся изменения внешней среды. Наши предприятия хлебопекарного дивизиона производят мучные кондитерские и хлебобулочные изделия. Более 70 процентов потребителей, покупающих хлеб чаще трех-четырех раз в неделю, приобретают классические, проверенные годами продукты. В кондитерской сфере этот процентный показатель в разы меньше. Подавляющее большинство покупателей принимает решение о выборе конкретного вида кондитерских изделий за 5-10 секунд, находясь непосредственно перед полкой торгового зала.

- Вы успевает за желаниями покупателей? Какими способами вы их угадываете и как удовлетворяете?

Дмитрий Древлянский: Не готов сказать, что успеваем всегда, поскольку это выглядело бы несколько нескромно, но мы стараемся. Делать это крупной корпорации, под управлением которой I находится 21 региональное предприятие, гораздо сложнее, чем единичному производителю. Однако у нас есть несомненный плюс: выпустив новинку, мы в состоянии обеспечить значительные объемы, способные удовлетворить предпочтения потребителей на самых емких рынках.

Важно отметить, что мы не угадываем, а фиксируем и прогнозируем потребности и тренды их развития. Времена, когда можно было развивать бизнес, руководствуясь лишь предпринимательской интуицией, давно прошли. Усиливающаяся конкуренция, главенство спроса над предложением создают предпосылки для выстраивания грамотной профессиональной маркетинговой политики производителей как на стратегическом, так и на оперативном уровнях С моей точки зрения, в АПК «Стойленская Нива» выстроена хорошая система маркетинговой деятельности. Мы выявляем потребительские предпочтения объективными методами— инструментарием маркетинговых исследований, получая количественную и качественную информацию непосредственно от конечных покупателей. Далее данные анализируются, структурируются, аналитически обрабатываются. После чего принимаются решения по управлению ассортиментом, разработке и продвижению новых продуктов.

Помимо маркетинга, нельзя не отметить важность менеджмента качества в процессе удовлетворения потребностей потребителей и организации продаж. Качество— одно из базовых преимуществ предприятий «Стойленской Нивы». В активе корпорации—советские хлебозаводы, а в СССР со стандартами качества был полный порядок. Предприятия компании сертифицированы по международным стандартам качества ХАССП и ИСО-9001, продукция постоянно получает награды на самых авторитетных выставках и конкурсах. Стараясь быть гибкими в вопросах удовлетворения потребностей покупателей, специалисты холдинга основываются на четырех базовых принципах: получение объективной информации о рынке посредством маркетинговых исследований; R&D плюс эффективная система менеджмента качества; развитие системы дистрибуции; активное продвижение продукции.

«Российская газета», 15.01.2013

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0