WorldClass

01 октября 2024, 14:27
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

BMW 5

«Коммуна» // «Налоги останутся стимулом развития региона»

17.01.2013 13:04
Встреча в нашей редакции с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергеем Дукановым продлилась много дольше отведённого на неё часа. Что неудивительно: вопросов, связанных с налогами, их размером и уплатой, всегда много. Но на каждый из тех, что мы задали нашему гостю, был получен откровенный и исчерпывающий ответ.Предсказуемость - главная роскошь- Сергей Сергеевич, Президент России в своем Послании 12 декабря обозначил приоритеты налоговой политики государства на ближайшие годы.

Встреча в нашей редакции с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергеем Дукановым продлилась много дольше отведённого на неё часа. Что неудивительно: вопросов, связанных с налогами, их размером и уплатой, всегда много. Но на каждый из тех, что мы задали нашему гостю, был получен откровенный и исчерпывающий ответ.

Предсказуемость – главная роскошь

- Сергей Сергеевич, Президент России в своем Послании 12 декабря обозначил приоритеты налоговой политики государства на ближайшие годы. И, конечно, многих волнует: как они будут способствовать справедливому налогообложению разных категорий граждан?

- В своем Послании Президент сказал о сохранении основных принципов налоговой политики, которая в настоящее время реализуется. Было указано и на необходимость сохранения механизма исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Что касается прогрессивной шкалы данного налога, то считаю, что ставки меняться не будут. Потому что в этом – конкурентное преимущество России. Вы прекрасно знаете, что происходит, например, во Франции. До абсурда – 75 процентов налога на доход свыше миллиона евро, тогда как со времён классиков экономической науки известно, что изъятие половины дохода и более – уже не налог, а некая конфискационная мера. Стимула для созидательного труда нет – и актёр Жерар Депардье меняет французское гражданство на российское.

И ещё надо понимать, что налог на доходы физических лиц – не налог на богатых, его платят наёмные работники. Так как у владельцев капитала, имущества, инвестиционных активов нет заработной платы, и выплачивают они не НДФЛ, а 9-процентный налог с дивидендов.

Что касается так называемого налога на роскошь, то и он не является новаторством в налогообложении. Ведь и сегодня, пусть в косвенном виде, но этот налог существует. Простой пример: за отечественный автомобиль в 80-90 лошадиных сил транспортный налог составляет 1600-1800 рублей, а за «Мерседес» или «БМВ» мощностью 300 лошадиных сил – более 45 тысяч рублей, в 25 раз больше.

То же самое можно сказать и о налоге на имущество граждан: чем больше инвентаризационная стоимость этого имущества, тем больше и ставка налога, и его сумма, и разница также может составлять десятки раз.

Размер земельного налога тоже зависит от кадастровой оценки земельных участков, которая, в свою очередь, зависит от места расположения, привязки к инфраструктуре и многих других факторов.

Плюс ко всему, чем обеспеченнее человек, тем больше он потребляет и, соответственно, выплачивает НДС – покупая дорогие продукты, или акцизов – заправляя свой джип. Причём очевидно, что сегодня у нас сложилось общество агрессивного потребления: скажем, семья из трёх человек может иметь и пять автомобилей. Но, опять же, доходов за владение ими, от их эксплуатации государство получает больше. И в этом плане богатый гражданин несет большее налоговое бремя.

Возвращаясь к президентскому Посланию, скажу, что перед государством стоит задача в течение пяти - десяти лет не менять кардинально налоговую систему. Налогоплательщики должны поработать в устойчивой и предсказуемой налоговой среде, понимая ее, имея возможность рассчитывать, прогнозировать свои налоговые риски на несколько лет вперёд. Потому что, инвестируя гигантские капиталы, они должны чётко знать, каковы будут, в том числе, налоговые изъятия.

Изменения в интересах бизнеса

- Больших перемен, получается, не будет. Но шаги по совершенствованию существующих подходов к налогообложению, насколько нам известно, сделаны. На какие новшества и изменения в законодательстве в 2013 году вы хотели бы обратить внимание воронежцев?

- Да, налоговое законодательство на сегодняшний день является достаточно стабильным, и существенных его изменений не отмечается. Тем не менее определенные поправки в него вносятся постоянно. Так, в 2013 году изменения касаются, прежде всего, малого бизнеса.

Для индивидуальных предпринимателей вводится патентная система налогообложения, которая должна существенно упростить их взаимоотношения с налоговыми органами. Переход на её применение является добровольным, как и применение системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход.

Для сельхозтоваропроизводителей важным является то, что для них сохранена «нулевая» ставка по налогу на прибыль в той её части, которая получена от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Также изменится состав льгот по налогу на имущество организаций, установленных как федеральным, так и областным законодательством.

Тенденция по сокращению налоговых льгот становится всё более четкой, во всяком случае, на федеральном уровне.

- Какие принципиально важные проблемы, касающиеся налоговой сферы, на ваш взгляд, как специалиста, необходимо решить на муниципальном, региональном, федеральном уровнях?

- На всех уровнях необходимо продолжить инвентаризацию и упорядочение льгот по различным налогам и, прежде всего, имущественным. К сожалению, на сегодня часть этих льгот не имеет чёткого экономического или социального смысла. Более того, отсутствует и ясный механизм их предоставления. Сложившееся на сегодня положение с наличием и предоставлением льгот приводит к необоснованным потерям бюджета, усложняет налоговое администрирование, а зачастую вызывает недоумение других налогоплательщиков.

На региональном и местном уровне необходимо также проводить работу по унификации налоговых льгот и, прежде всего, в отношении имущественных налогов с физических лиц. Ведь сложно понять, почему в Воронеже пенсионер пользуется льготой по уплате земельного налога, а в Семилукском, Рамонском и других районах области он такой возможности не имеет.

Когда плохо – не растёт

- На открытии нового цементного завода в Подгорном его собственники назвали налоговую политику региона в качестве одной из главных причин появления этого производства на воронежской земле. Налоговое законодательство и в дальнейшем будет отвечать задачам модернизации, ускоренного развития экономики и Воронежской области, и в целом страны?

- Как уже было отмечено выше, наше законодательство на сегодня является достаточно стабильным и достаточно умеренным с точки зрения налоговой нагрузки. Это как раз и является наиболее важным для бизнеса и инвестиционной деятельности. Более того, оно в определённой степени льготирует инвесторов, разрешая им применять ускоренный порядок амортизации. На территории Воронежской области действует значительное количество дополнительных налоговых льгот для налогоплательщиков, реализующих социально значимые инвестиционные проекты. Для большей части малого и среднего бизнеса возможность применения специальных налоговых режимов, которые являются достаточно льготными и упрощенными, также является одним из стимулов развития и осуществления инвестиций.

Могу добавить, что по международным рейтингам экономической привлекательности Россия за эти годы вышла из второй сотни государств, и располагается на шестидесятых местах. При этом следует иметь в виду, что, например, все другие страны бывшего СССР в этих рейтингах нас опережают. Совершенно ответственно могу сказать, что ни одна из них, ни по одному показателю объективно не может быть выше. Но таковы дискриминационные по отношению к нашей стране оценки этих рейтингов. Тем не менее и в них мы занимаем неплохие позиции. Объективно же мы находимся в третьем, в худшем случае – четвёртом десятке.

И что касается непосредственно Воронежской области, в нашем регионе многое меняется в лучшую сторону. Как результат, по темпам роста экономики мы сегодня уступаем только Москве! Но у столицы есть неоспоримое преимущество - она остаётся и финансовым центром России.

- В последние годы достаточно часто говорилось о том, что страховые взносы – тяжкое бремя для малого и среднего бизнеса, мешает его развитию.

- Не согласен. Если бы взносы так негативно отражались на деятельности малых предприятий, падали бы количественные показатели по их созданию, по дроблению крупного бизнеса на малый и средний. А они, напротив, растут постоянно.

По кому повышение взносов и «ударило», так по крупным предприятиям, которые вынуждены показывать легальную заработную плату. Но при этом и здесь уменьшений выплат работникам не произошло, и страховые взносы пропорционально увеличились.

Несмотря на то, что малый и средний бизнес является наиболее «серым» с точки зрения прозрачности, этот сектор экономики играет значимую роль в формировании доходной части, прежде всего, регионального и местного бюджетов. И в Воронежской области он растёт очень хорошими темпами, как и налоговые поступления от него. Три года назад у нас темпы прироста поступлений от данного сектора составляли 14 процентов, в 2011 году – более 20, в минувшем – более 25 процентов. В Воронежской области отмечается постоянный рост объема налоговых поступлений от применения специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход.

Кроме того, развитие малого и среднего предпринимательства позволяет обеспечить трудовую занятость населения, тем самым не допустить роста социальной напряжённости, обеспечить уплату в бюджет налога на доходы физических лиц.

Возвращаясь к вашему вопросу, добавлю лишь одно: просто обратите внимание, что риторика «о вреде страховых взносов» исходит не от самого малого бизнеса, а от организаций, так сказать, защищающих малый бизнес, и тем самым, по-видимому, обосновывающих важность своего существования.

Богатые тоже платят

- Много ли в Воронежской области богатых людей? В какой сфере они смогли заработать свои миллионы?

- В 2011 году доход в сумме более 500 миллионов рублей получили 19 граждан (годом ранее их было 12 человек). Из них восемь имели свыше одного миллиарда рублей (в 2010-м – четверо). Но мы говорим о валовых доходах. Реально чистые доходы этих граждан значительно ниже. А наибольшие суммы – как полученных доходов, так и подлежащих налогообложению – отмечаются в сфере операций с ценными бумагами, оптовой торговли, операций с недвижимостью и производства сельхозпродукции. И имейте в виду, что каждый из них в итоге уплатил десятки миллионов рублей в бюджет.

- Имея миллиардные обороты, выплачивать 50 миллионов, наверное, не так накладно.

- Согласен. Но так можно рассуждать, если никогда таких сумм не имел, а подержав «в руках» свои 50 миллионов, вам очень трудно будет с ними расстаться. Но они – платят.

- А если говорить о наших крупнейших предприятиях, каков объём поступлений в бюджет от данной категории налогоплательщиков Воронежской области?

- За 11 месяцев прошлого года в консолидированный бюджет региона поступило налогов, администрированных налоговыми органами, в сумме 47,9 миллиарда рублей, рост к уровню 2011 года составил 24 процента. Треть от этой суммы поступает от 35 крупнейших налогоплательщиков, и удельный вес поступлений от них был на уровне 2011 года.

Коррупция должна стать невыгодна

- У всех на слуху история с госпожой Васильевой из оборонного ведомства – с её гигантской квартирой и множеством драгоценностей. Интересно, платила ли с этого имущества налоги?

- Не видел её декларацию. Но останься она государственной служащей, с этого года уже должна была бы декларировать все свои крупные расходы за 2012 год. Понимаю, что люди возмущены. Но я бы рассматривал данный случай и с другой позиции. Многие ли из нас отказались бы побыть на её месте, не сейчас, конечно, а до известных событий? Боюсь, что немногие. Соблазн велик, и иммунитет к нему в нашем обществе весьма слаб. Вот в чём один из главных источников коррупции.

- А она, коррупция, может быть побеждена?

- Абсолютно точно она не может быть искоренена китайскими методами: вывели чиновника на площадь – расстреляли, а через полгода-год читаем, как поймали следующего. Это – видимость борьбы с коррупцией. Настоящая борьба заключается в создании условий, при которых взаимоотношения «дал – взял» становятся экономически нецелесообразными.

Ещё в 19-м веке было доказано, что самое эффективное средство борьбы с коррупцией – это конвейер, на котором уже невозможно «творчество» конкретного исполнителя. И для этого есть современные методы, такие, как автоматизация государственных и муниципальных услуг, с помощью которой мы вообще устраняем контакт как таковой между получателем услуги и предоставляющим её.

Второе – чёткая регламентация каждого действия, каждого служащего. В налоговой службе внедряются конвейерные принципы организации работы. Это и регламенты, и автоматизация рабочих процессов, и фиксация всех принимаемых решений, и электронные способы контактов с налогоплательщиками.

Десять лет назад у нас был возможен только контакт тет-а-тет; сегодня в налоговых инспекциях – при увеличении числа налогоплательщиков и налоговых поступлений – не так много посетителей. Они появляются только в период сдачи налоговой отчётности, и то уже 75 процентов налогоплательщиков предоставляют их в электронном виде. Сокращение контакта является предпосылкой для уменьшения злоупотреблений.

«Коммуна», 17.01.2013.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0