11 января 2025, 02:03
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономика и жизнь – Черноземье // Инновационное воронежское предприятие поможет решению извечной российской проблемы

21.01.2013 14:32
Что объединяет отечественного классика изящной словесности и координатора проекта «РосЯма»? Возможно, соответствий между ними не так много, однако есть одна общая и переходящая из столетия в столетие, не потерявшая своей актуальности тема - это российские дороги. Конечно, в настоящее время разговор следует вести не об их отсутствии, а о качестве и сроке службы нового укладываемого дорожного покрытия. Сегодня этот срок составляет в лучшем случае полтора два года.

Что объединяет отечественного классика изящной словесности и координатора проекта «РосЯма»? Возможно, соответствий между ними не так много, однако есть одна общая и переходящая из столетия в столетие, не потерявшая своей актуальности тема – это российские дороги. Конечно, в настоящее время разговор следует вести не об их отсутствии, а о качестве и сроке службы нового укладываемого дорожного покрытия. Сегодня этот срок составляет в лучшем случае полтора два года. Специалисты называют целый ряд причин недолгого века твердого покрытия российских автодорог, главная из которых – отсутствие эластичности укладываемого асфальта.

Под воздействием перепада температур и осадков монолитное асфальтовое покрытие трескается, как хрупкая скорлупка, образуя многочисленные ямы, колдобины и заставляя водителей чертыхаться. Соответственно, решение извечной проблемы до безобразия очевидно и сводится к тому, что бы сделать асфальт эластичным, термостойким и влагонепроницаемым. Вопрос только в том, как это сделать… Впрочем, как выражалась героиня небезызвестного советского фильма, нет ничего невозможного для человека с интеллектом. И воронежская инженерная мысль это доказала выпуском активированного минерального порошка для асфальтодорожных покрытий, который, смешиваясь с битумом, создает необходимые структурированные связи между компонентами асфальтобетона. За счет этого асфальт становится более пластичным, термостойким, а главное, не пропускает губительную для него влагу, заставляя ее скатываться на обочину. Не правда ли, изящное решение?

Первая продукция этого порошка была выпущена буквально в конце прошлого года на новом, полностью автоматизированном заводе, который можно без преувеличения назвать инновационной гордостью Воронежской области. Запуск производства стал возможен благодаря кредитным ресурсам Центрально
Черноземного банка Сбербанка России и частным инвестициям бизнесмена Эдуарда Краснова. И, конечно, интеллекту группы единомышленников под руководством генерального директора ООО «Воронежский завод минерального порошка» Александра Решетникова.

Уникальное производство, не имеющее аналогов в мире

Обойти вниманием появление уникального инновационного производства в Воронежской области было бы неправильным хотя бы потому, что это первый и пока единственный в России завод по выпуску активированного минерального порошка для асфальтовых покрытий. Полностью автоматизированное производство по уровню сложности и адаптивности к решению технических задач не имеет аналогов не только в нашей стране, но и в мире. Однако и это не главное. Благодаря заводу Воронежская область оказалась одной из первых в числе регионов, активно работающих в направлении решения важной проблемы дорожного хозяйства – повышения качества асфальтобетона.

По большому счету, водителей не интересуют ни устаревшие технологии производства компонентов асфальтобетонных смесей, ни финансовые и организационные вопросы региональных дорожных фондов, ни качество используемого битума. Оценка водителей транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог сводится к тому, чтобы дороги были ровными, гладкими и безопасными. А это, в сущности, залог обеспечения конституционных гарантий граждан на свободу передвижения по территории страны, раскинувшейся от Балтийского моря до Тихого океана.

Экономическая заинтересованность в качественных дорогах особенно очевидна в российских регионах. В условиях роста спроса на автомобильные грузовые и пассажирские перевозки, увеличения численности автопарка состояние сети автомобильных дорог общего пользования вызывает особое внимание. Масло в огонь подливает проведение грядущих спортивных мероприятий мирового уровня. Между тем статистика свидетельствует о развитии данной сферы следующее.

По данным Росавтодора, в начале 2012 года на 1000 жителей страны приходилось 250 легковых автомобилей (по другим сведениям, в крупных российских городах рубеж автомобилизации преодолел отметку в 300!400 автомобилей). Однако при росте уровня автомобилизации на 79% только за период 1995!2004 гг. увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15%. Ежегодная же сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее низким техническим состоянием, оценивается в 550600 млрд рублей, что превышает 3% ВВП России. И это только по официальным данным. Цифры покажутся еще более внушительными, если сопоставить их с бюджетом Воронежской области, доходная часть которого в 2012 году составила порядка 53 млрд рублей.

Что касается ремонта знаменитых российских дорог, из интервью экс-руководителя Федерального дорожного агентства Минтранспорта РФ Анатолия Чабунина узнаем, что «по современным нормативам полагается производить капитальный ремонт дорог в среднем раз в 8 лет. Исходя из протяженности имеющейся сети, мы ежегодно должны ремонтировать 9000 километров дорог. Многие годы мы, по большому счету, жили в кредит, накапливая недоремонт». А если учесть, что после проведения ремонтных работ состояние твердого дорожного покрытия остается удовлетворительным всего полтора-два года, актуальность затронутой проблемы в дорожном хозяйстве становится совершенно очевидной.

Сбербанк поддержал инновационное предприятие по производству минерального порошка в Воронежской области

Идея создания инновационного производства по выпуску минерального порошка возникла очень интересным образом. Если проводить аналогию с написанием сценария к художественному фильму, то можно говорить о трех сюжетных линиях.

Все началось с того, что в Хохольском районе в исторически разрабатываемом Латненском песчаном карьере была проведена оценка месторождений песка. Сразу отметим, что оценка производилась силами воронежского проектного института на территории, собственником которой является воронежский инвестор Эдуард Краснов.

Этот песок на поверку оказался «золотым». Но не в смысле свойств благородного металла, а по своим особенным природным характеристикам.

Кремниесодержание песка составляет 98,8%. Более богатых кремнием песков в мире не существует. Ценность такого песка заключается в том, что он может служить очень высококачественным сырьем для оптического стекла, кварца, керамической фасадной плитки и других материалов. И Эдуард Краснов как предприимчивый человек с тремя высшими образованиями быстро пришел к мысли, что классификация и обработка этого песка гарантированно обеспечат выход на европейский рынок, где кварцевая мука ценится весьма высоко. Но реализацию этого проекта опередил другой, более перспективный, инновационный и амбициозный проект.

Идея создания завода по производству минерального порошка была предложена людьми, знающими о производстве асфальта не понаслышке: Александром Решетниковым и Анатолием Перьковым. Им и принадлежит авторство развития второй сюжетной линии. Так, задолго до проведения оценки хохольского песка Александр Решетников продолжительное время руководил асфальтовым заводом в Воронеже и до мельчайших подробностей знал технологию производства и укладки асфальта. Более того, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Соответственно, со временем технический склад его ума не позволял равнодушно смотреть на примитивное и морально устаревшее оборудование для некоторых техпроцессов. Предметом пристального внимания была мельница, или дробилка для одного из асфальтовых компонентов, которая измельчала щебень неуправляемо, иными словами, как бог на душу положит. Значительно более перспективной могла бы быть автоматизированная система измельчения, перерабатывающая нерудные материалы в сыпучую фракцию сообразно заданной программе. Нужно ли говорить о том, что именно эту выстраданную и технически выверенную идею инженер Решетников предложил внедрить инвесторам, которые пригласили его оценить месторождение песка в Хохольском районе?

Таким образом, проект по сепарации песка в результате перерос в нечто большее – высокотехнологичное производство по измельчению нерудных материалов и изготовлению минерального активированного порошка для асфальтовых покрытий. Общая стоимость проекта составила 170 млн рублей, из которых 87,5 млн – заемные средства Центрально-Черноземного банка Сбербанка России и 82,5 млн – частные инвестиции Эдуарда Краснова. Для Сбербанка этот объем капиталовложения по размерам нельзя назвать масштабным, тем не менее на него делают серьезную ставку. Как отметил в беседе с представителем регионального делового издания зампред Правления Сбербанка России, председатель Центрально-Черноземного банка Александр Соловьев, в 2012 году проект по производству минерального порошка стал одним из самых знаковых для Воронежской области в силу своей востребованности и мощной инновационной составляющей.

Эдуард Краснов также особенно отмечает это производство среди прочих своих инвестпроектов. «Можно построить сотый маслозавод или создать семнадцатую строительную компанию. Но ты уже не будешь первым. В случае с заводом по производству минпорошка мы пока единственные в России и уж точно первые».

Работу завода-робота по производству минпорошка необходимо отслеживать всего двум операторам-инженерам

Что же представляет собой уникальный завод-робот, о котором так лестно отзываются не только А. Соловьев и Э. Краснов, но и другие компетентные люди? Внешне это просторное производственное помещение, технологическое сердце которого – в огромной производственной линии. «Сырье засыпается в сушильный барабан. После вращения в нем материал поднимается наверх и оттуда ссыпается в симметричные мельницы. Дальше оно молотится, и готовый продукт уходит вниз. Поступающий материал бьется в броню самой мельницы, размельчается по естественным микротрещинам, ссыпается вниз и улетает наверх, в воздушный классификатор», – воодушевленно жестикулируя, объясняет Александр Решетников принцип работы инновационной мельницы. Удивляет то, что ее диск весом в несколько тонн висит на воздушной подушке с зазором всего в 4 мм относительно корпуса, поэтому трение в агрегате отсутствует. Вращение составляет 3000 оборотов в минуту. На выходе получается порошок с частицами материала заданного размера и идеальной конфигурации. Но визуально зафиксировать это крайне трудно: скоростные потоки равны скорости звука.

Брака в этом производстве не может быть в принципе, так как в классификаторе все неГОСТовские элементы отсеиваются и возвращаются на второй, а особо упорные – на третий круг измельчения. Когда все до единой частички соответствуют заданным параметрам, готовая продукция отправляется в огромные емкости за пределами помещения. В каждом резервуаре есть точки отгрузки, так называемые рукава, по которым конечный продукт под пристальным наблюдением электроники отгружается в цементовозы. Тысячи зорких датчиков не позволят пересыпать или недосыпать ни грамма готовой продукции. В случае переполнения аварийные фильтры все мигом заблокируют, и весь полезный продукт останется внутри, о чем операторам незамедлительно сообщат звуковые и световые сигналы. Впрочем, на этом заводе язык не поворачивается сотрудников называть операторами. Это люди с высшим техническим образованием, инженеры-радиоэлектронщики, вооруженные не гаечными ключами и отвертками, а ноутбуками.

И если сложнейшая электроника, отслеживающая скорость, влажность, модуль крупности зерна и другие параметры, вдруг дает сбой, они подключают свои ноутбуки к неисправному участку техпроцесса. Если проблема серьезнее, она устраняется в вычислительном центре. Этот центр можно описать как двухъярусную комнату с экранами, мониторами, датчиками, шкафами с аккуратно упрятанными проводами и окном с видом на технологическую линию. А по сути это сложнейшая система, сложнейшая математика, которая и приводит в действие весь этот технологический исполин.

Кстати говоря, под видимой его частью есть еще более каверзный для гуманитарного ума мир. Под бетонным полом скрыты кабельные коммуникации общей протяженностью 150 километров. Да что там говорить, на этом заводе даже работу уборщицы выполняет самодостаточный автомат.

Все это инновационное великолепие было сделано исключительно отечественными производителями строго по заказу воронежских разработчиков. Уникальная и всеядная мельница, например, приехала в Воронеж из Магнитогорска. Аналоги этого агрегата в свое время молотили пыль для атомных боеголовок на урановых рудниках, что само по себе впечатляет. Еще один штрих к работе агрегата. Если бросить в эту центрифугу на воздушных подшипниках куб гранита, а рядом положить коробок спичек, то гранит будет измельчен в труху, в пыль, а коробок спичек – даже не дрогнет. Технология измельчения в этой мельнице основана на соударении материала о материал за счет кинетической энергии. Иными словами, гранит о гранит или песчинку о песчинку разбить проще, нежели колотить их о ребра барабана.

Нанотехнологии на службе создания качественной дорожной сети

Для того чтобы визуально обрисовать готовую продукцию в виде минерального активированного порошка, можно представить себе обычную муку. Представили? А теперь можно вообразить, как каждую частичку обволакивает вода. В случае с мукой это конечно, крайне проблематично, да и понапрасну. А вот с порошком на заводе-роботе примерно так и поступают. Известняковый щебень измельчают до частиц диаметром 72 микрона (это примерно три человеческих волоса), а затем обволакивают активирующим слоем в 15 наномикрон и – вуаля– порошок не тонет в воде. Простой эксперимент со стаканом воды доказывает, что порошок держится на поверхности воды и упрямо не опускается на дно. Таким образом, применение активированного порошка в асфальтах любых типов и модификаций обеспечивает твердому дорожному покрытию нулевое водонасыщение.

Говоря бытовым языком, асфальт становится похожим на твердый пластилин, который отталкивает влагу, не образует колеи и не плавится. Чудо? Нет, нанотехнологии в деле.

По большому счету, минпорошок – промежуточная цель для воронежских инженеров. Александр Решетников сейчас работает над таким составом активированного порошка, который будет содержать как минимум пять из двадцати компонентов, необходимых для укладки твердого дорожного покрытия. Причем в выверенных пропорциях. Что это может дать? Это существенно сократит издержки и упростит работу асфальтовых заводов. С готовым активированным порошком можно будет хоть в ведре готовить материал для укладки качественной дороги. Всеми необходимыми компонентами: адгезионным, гидрофобным, полимер-битумновяжущим – он будет уже обладать.

Такой подход позволит воронежским разработчикам минпорошка не только быть первыми, но и долгое время удерживать лидерство в этой сфере. По оценкам специалистов, уже сейчас технологически они ушли на 15 лет вперед. Трудно сказать, слышали ли они что-либо о воронежском лидерстве, заветной тридцатке и двадцатке регионов, однако то, что новое инновационное производство появилось впервые на воронежской земле – событие, безусловно, знаковое, прежде всего – для региона.

Проектная мощность завода составляет 700 тонн в день в три смены. Учитывая колоссальный дефицит минпорошка на российском рынке, воронежский завод будет только первое время полностью справляться с заказами. Уже на этапе пуско-наладочных работ было получено довольно много заявок и поставлена первая партия минпорошка для трассы М!6. Для Воронежской области в текущем году будет произведено 17 000 тонн минпорошка. Дальше – больше. О необходимости расширения и строительстве новых производств разработчики задумываются уже сейчас. Есть серьезные предложения как минимум из трех российских регионов, ведутся переговоры с Польшей. И это естественно, что уникальное инновационное производство вызывает немалый интерес в других территориях.

Кроме этого, в проработке находятся вопросы о возможном серийном массовом строительстве заводов данного класса по всей стране. И если такая инициатива будет поддержана, контуры воронежского лидерства, по крайней мере в сфере периферийных производств дорожного хозяйства, станут четкими и осмысленными. А пока такое предложение готовится, на «Воронежский завод минерального порошка» приезжают делегации из разных регионов России. Уральские коллеги даже монтируют 3Dфильм на базе производственной линии завода.

Елена Селиванова
Экономика и жизнь – Черноземье, №1 (95) 19 — 25 января 2013 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0