На Орловщине к развитию добывающей отрасли привлекут добровольцев
В Орловской области с этого года власти готовы платить за информацию о полезных ископаемых.
Размер бонуса зависит от ценности информации. Минимальное вознаграждение—пять тысяч рублей — выплатят тому, кто обнаружит «признаки месторождения общераспространенных полезных ископаемых на ранее неизвестном участке недр».
— Вознаграждение в 20 тысяч получит тот, кто нашел новое месторождение или разведал прежнее, существенно увеличив его промышленную ценность,—пояснила замруководителя пресс-службы губернатора Татьяна Бахтина.
Согласно утвержденному порядку выплаты бонусов, вознаграждение выплатят лишь после регистрации и подтверждения Федеральным агентством по недропользованию ценности участков, на которых выявлены признаки месторождения. Но чтобы получить награду, «разведчику» придется похлопотать самому: указать в заявлении не только адрес участка, но и описать историю открытия месторождения, а также приложить к нему документы из Роснедр.
— Практика поощрений призвана помочь решению задачи по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов и выявлению участков с привлекательными для инвесторов полезными ископаемыми,—говорит начальник Орелоблэконадзора Николай Вышегородских. — В регионе этому вопросу уделяется повышенное внимание. В прошлом году, например, впервые взяла старт целевая программа геологического изучения недр. Ее действие рассчитано до 2016 года, а объем финансирования превышает 220 миллионов рублей. Власти поясняют, что главная задача программы — актуализировать данные о ресурсах и распорядиться информацией с максимальной выгодой. Положение дел в отрасли оставляет желать лучшего. Как следует из отчета правительства, «современный минерально-сырьевой комплекс области может быть охарактеризован как малоэффективный и недостаточно развитый сектор экономики, значение которого как одного из базовых компонентов для социально-экономического развития недооценено».
Что говорить, если устарели даже данные по объемам добычи полезных ископаемых. Местные власти при разработке программы сослались на отчет 2006 года. Тогда Орловская область по этому показателю занимала 85-е место среди субъектов РФ, немного опережая Тамбовскую (87) и отставая от Брянской (79) и Костромской (84). С тех пор ничего принципиально не изменилось.
В регионе почти нет крупных горнодобывающих предприятий, а те, что имеются, работают в основном с сырьем для стройиндустрии. В правительстве подсчитали: объем добычи легкоплавких глин для производства керамзита и суглинков за последние 15 лет сократился на 76 процентов, легкоплавких глин для кирпича—на 86, строительных камней—на 83, песка—на 67. И это поставило Орловщину в зависимость от других регионов—сюда завозят все больше щебня, цемента, гипса, песка и другого сырья.
Кроме того, по прогнозам специалистов, к 2015 году из 22 месторождений, разрабатываемых крупными горнодобывающими и перерабатывающими предприятиями, четыре будут полностью отработаны, а к 2020-му — пять. Словом, если ничего в отрасли не изменить, регион, имея собственные ресурсы, будет вынужден покупать сырье. Поэтому власти и кинули клич — «Все на разведку!».
— Вместе с тем по рейтингу инвестиционной привлекательности наша область входит в число ведущих регионов ЦФО, — говорит Николай Вышегородских. — Поэтому поставлена задача: развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса, добыча и переработка ресурсов недр должны стать одним из факторов экономического развития региона.
Скептики, впрочем, убеждены, что установленный размер поощрения — до 20 тысяч рублей — вряд ли станет хорошим стимулом для разведчиков.
Тем временем
По данным регионального правительства, в Орловской области на государственном учете состоит 238месторождений полезных ископаемых, в том числе одно железных руд, 85—12-ти видов неметаллических полезных ископаемых, 78-торфа, 69месторождений и отдельных участков пресных вод и пять—минеральных подземных.
Денис Передельский
Российская газета, №47, 5 марта 2013 года.