WorldClass

01 октября 2024, 10:15
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Комсомольская правда // Почему влиятельный банкир восстал против системы?

15.03.2013 11:24
Член правления Европейского центрального банка Бенуа Кер выступил в Гарварде перед студентами с потрясающей лекцией «Потрясающая» - то не литературный эпитет, а признание того факта, что она потрясает основы. Кер высказался за усиление демократии. Между тем в последние лет десять политической модой в Европе и США стали рассуждения о том, как бы демократию, напротив, ограничить.

Член правления Европейского центрального банка Бенуа Кер выступил в Гарварде перед студентами с потрясающей лекцией

«Потрясающая» - то не литературный эпитет, а признание того факта, что она потрясает основы. Кер высказался за усиление демократии. Между тем в последние лет десять политической модой в Европе и США стали рассуждения о том, как бы демократию, напротив, ограничить. То есть Кер, самый что ни на есть представитель западного истеблишмента, участник форума в Давосе (где, как считается, собирается пресловутое мировое правительство), наверняка — завсегдатай сверхзакрытых посидело в Банке международных расчетов в Базеле (а там, если верить конспирологам, сидит «мировое политбюро») едва ли не на восстание решился?

Вот что, собственно, сказал Бенуа Кер:

- Люди в Европе не ощущают связей с главами Европейского союза и сомневаются, что к их голосам кто-то прислушивается. Люди не знают, кто представляет их интересы в Европе - их премьер-министр? Делегат Европарламента? Местный представитель? Они просто не знают. Вместо этого они наблюдают за процессом правления элит, который имеет косвенное отношение к демократии.

Он выступил против и другой новой моды — истоки которой, впрочем, все в том же споре о демократии. Все чаще слышны голоса, что в эпоху мировой нестабильности и глобальных кризисов правительства должны уйти в сторону и дать порулить главам центральных банков. Отголоски этих настроений «накрыли» и Россию: официальных заявлений на этот счет никто не делал, но могу заверить, что в кулуарах — и на довольно высоком уровне — это активно обсуждается. Истоки таких настроений — все в том же Банке международных расчетов в швейцарском Базеле, где, как уже не раз писали, раз в два месяца главы некоторых центробанков собираются и решают, что с мировой экономикой делать. «Посиделки» в Базеле идут не первый год, и даже не одно десятилетие (впервые о них стало известно в 1983 году), так что со временем, можно предполагать, их участникам в самом деле показалось, что они-то и есть правительство, а «настоящие», национальные правительства — лишь «подмахивают» бумаги, а если артачатся, так лишь мешаются и под ногами путаются. Вот что сказал Кер о центробанках:

- Центральный банк может помочь смягчить негативные последствия кризиса, но центральные банки не могут заменить собой правительства. Центральный банк может помочь выиграть время, необходимое для правительственных органов, но центральные банки не могут покрывать правительственное бездействие.

Чтобы понять, что такое с Кером случилось, нужно разобраться: почему демократия поднадоела правителям западного мира? Впервые идею ограничения демократии высказал в 1990-е годы профессор Массачусетского технологического института Лестер Туроу, который заявил: в период кризисов демократия оказывается намного менее эффективной и поворотливой, чем диктатура. Поскольку отказываться от демократии как-то нехорошо, эта идея трансформировалась в более мягкий вариант: нужна, дескать, не демократия как власть большинства, а как власть умного большинства. Что на самом деле никакая не демократия, а олигархия. Только классическая олигархия — это власть богатых. Но, во-первых, богатые часто оказываются умными. Во-вторых, зачастую кто богат, того и слышно, а кого слышно, тот вроде и умен. Учитель из сельской школы может быть в миллион раз умнее иного предпринимателя, но его добрым словом разве что ученики помянут.

Демократия действительно часто ставит палки в колеса эффективным менеджерам. Европейские менеджеры приняли Грецию в ЕС и очень эффективно довели некогда процветающее государство до нищеты. Затем заявили, что греки сами виноваты — лентяи, и предложили им больше работать, меньше получать, а от социальных благ отказаться. Потомки родоначальников мировой демократии воспользовались самым что ни на есть демократическим институтом — правом на митинги — и вышли на улицы. В МВФ, ЕЦБ и других структурах морщились, и едва сдерживались, чтобы не посоветовать греческому правительству ввести военное положение. Не решились, залили Грецию деньгами, на время пожар потушили.

Другой пример. Швейцария проводит референдум по инициативе рядового гражданина: а не слишком ли много премий и бонусов получают директора компаний? Богатые серва морщатся и предвидят отток из Швейцарии капиталов и бегство компаний. Как сбежали уже некоторые (Жерар Депардье не одинок) из Франции, в которой социалисты решили богатых налогом серьезным обложить. А была бы Швейцария — как Чили времен Пиночета, или хотя бы как Китай, мечтают, наверное, капиталисты. И никаких референдумов.

Кер лишь напомнил то, что все знали, но забыли. Да, диктатуры иногда показывают хорошие результаты, но ненадолго. Действительно устойчивый рост и экономики «вообще», и состояний конкретных людей дают только демократии. Англия пошла вверх, когда власть короля сковали парламентом. США вышли на мировую арену, прекратив преследовать африканцев. Китай идет по пути демократии. Да и Россия, лишь освободив крестьян и введя парламент, добилась экономического чуда начала ХХ века. Коллеги Кера хотят хапнуть сейчас и улететь на Марс. А Керу хочется жить долго и счастливо. Вот и вся разница.

Евгений Арсюхин
Комсомольская правда, 3 марта 2013 года, 15:20.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0