Нововоронежская атомная электростанция, пожалуй, самое передовое предприятие нашего региона. Мирный атом дает нам электричество уже не одно десятилетие. Но воронежцев, конечно, продолжает интересовать не только сам процесс производства, но и экологическая безопасность. Что делают в этом плане на НВАЭС, как контролируют состояние окружающей среды в районе размещения станции, нам рассказала Ольга Николаевна Романова, бывший работник Центра гигиены и эпидемиологии города Нововоронежа, а ныне начальник отдела охраны окружающей среды Нововоронежской АЭС.
- Ольга Николаевна, говорят, что атомная энергетика самая экологичная. Насколько это верно?
- Тезис вполне справедлив. Давайте сравним, например, с тепловыми: по выбросам вредных веществ в атмосферу атомные станции менее всего опасны для экологии. Ведь химических веществ сама АЭС не производит вообще. Если можно говорить о каких-то выбросах в атмосферу, то это те реагенты, которые используются в ходе водно-химического режима, необходимого для выработки электроэнергии. Теплоносителем является вода. Их количество ничтожно. Есть отходы от производства, но они утилизируются в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Для этого через концерн «Росэнергоатом» мы привлекаем только проверенных исполнителей для обезвреживания и размещения на полигонах отходов. Никакого вреда для экологии - все под строжайшим контролем и согласно разрешительной документации.
- Речь идет о радиоактивных отходах?
- В том числе и радиоактивных. И именно за ними ведут как раз самый строгий контроль. Данными вопросами ведает специализированное подразделение на АЭС - цех по обращению с радиоактивными отходами. В этом году у нас вводится в эксплуатацию хранилище для временного хранения 10 тысяч контейнеров с радиоактивных отходами. Но надо подчеркнуть, что теперь применяются технологии, которые позволяют не увеличивать объем таких отходов, а, наоборот, даже сокращать его. Из того, что можно сейчас назвать, - сжигание радиоактивных отходов с помощью плазмы. Мы накапливаем отработанные вещества и только после снижения активности до требуемых безопасных уровней вывозим за территорию станции для дальнейшей утилизации.
- Конечно, осуществляете производственно-экологический мониторинг на территории АЭС?
- Безусловно. Не только на территории, но и в тридцатикилометровой зоне вокруг НВАЭС. Результаты мы представляем в самые разные надзорные органы, причем не только в плане измерений, относящихся к радиационному фактору, - это само собой. Мы контролируем биоценозы (сообщества живых организмов. - Авт.), почву, воду на поверхности и под землей, воздух - буквально все вокруг станции. Непосредственно вокруг станции нет лесов, но те, которые расположены в районе, тоже нами контролируются. Эта работа ведется постоянно. Ее качество подтверждено сертификатами на соответствие национальному стандарту ГОСТ Р ИСО14001, а с прошлого года - еще и международному экологическому сертификату. Так что безопасность соответствует всем требованиям. Никаких негативных изменений в природе нет, она чувствует себя даже лучше, чем вблизи других предприятий. О многом говорит то, что рядом со станцией водятся бобры. На НВАЭС бережно охраняют ихтиофауну в реке Дон. Атомщики стремятся поддерживать популяцию всех видов рыбы, которые водятся в реке. АЭС имеет на водозаборе из реки уникальное рыбозащитное устройство типа «ПИРС», которое не дает погибнуть не только взрослой рыбе, но даже малькам. Более того, атомщики регулярно проводят зарыбление - выпускают в реку Дон и пруд-охладитель каждый год около 8 тонн рыбы.
- А что конкретно подтверждает экологический сертификат?
- Он гласит, что эффективно функционирующая на станции система экологического менеджмента позволяет управлять экологическими аспектами, поддерживать состояние окружающей среды на имеющемся уровне и по возможности снижать негативное воздействие от деятельности, как на всяком ином предприятии, АЭС. Система менеджмента с 2008 года контролирует все технологические цеха, 49 подразделений атомной станции, это практически все существующие на АЭС. Мы не просто контролируем экологию, а намечаем экологические цели и задачи и выполняем их. Ежегодно у нас проводятся экологические аудиты, кроме того, мы сами силами своих аудиторов проверяем все подразделения. Об уровне и компетентности внутренних проверок говорит то, что специальным представителем руководства по системе экологического менеджмента у нас является заместитель главного инженера по безопасности и надежности Александр Николаевич Прытков, много лет проработавший в энергетике и не упускающий ни одного нюанса. Координируют же эти вопросы также первые лица станции: главный инженер Анатолий Иванович Федоров и директор Владимир Петрович Поваров. Каждый год мы изучаем состояние промплощадки и ее окрестностей, и они несут персональную ответственность за соответствие стандартам.
- Интересно, как родилась такая система менеджмента?
- Это экологическая политика Госкорпорации «Росатом», концерна «Росэнергоатом», которая стала и нашей политикой. В ее основе - шесть экологических принципов. Это принципы системности работы, открытости, соответствия требованиям экологической безопасности, последовательного улучшения технологии, предупреждения негативного воздействия, системного менеджмента.
Есть еще и пятилетний план реализации экологической политики. Он включает ряд природоохранных мероприятий, основными из которых являются: модернизация насосного оборудования для снижения потребления воды из Дона, строительство хранилища, на двух блоках строятся печи по сжиганию радиоактивных отходов. Разумеется, плазменная технология сжигания далека от привычных «печек», в них используются наилучшие существующие технологии.
- Понятно, что радиационные выбросы исключены. А какие меры принимаются на АЭС, чтобы минимизировать химические?
- Как и в других аспектах нашей деятельности, прежде всего - жесткий контроль. Для этого есть не только стационарные точки, но и передвижные пункты. Более того, мы даже контролируем, как проводят контроль сторонние организации. Такая многоступенчатая система контроля - наша особенность. Вообще, среди всех химических выбросов от предприятий Воронежской области наши занимают одну тысячную процента. Ну и конечно, радиацию мы тоже контролируем. Несмотря на безопасность атомной станции, мы ввели систему автоматической системы контроля радиационной обстановки (АСКРО). Со всех постов контроля информация по радиоканалу автоматически передается на центральный пост АСКРО, расположенный в Кризисном центре управления противоаварийными действиями АЭС, который находится в Москве и оборудован компьютером с программным обеспечением по сбору и обработке информации от постов контроля в санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения, на промплощадке и от метеопоста. После обработки информации без участия человека направляется руководству, в МЧС, в «Росэнергоатом». Ничего более современного в мире на сегодня не существует.
- Ольга Николаевна, позвольте несколько провокационный вопрос: мы знаем, что станция реализует множество программ по оздоровлению сотрудников. У вас и лучшие доктора, и санатории... Но ведь она абсолютно безопасна, ради чего тогда все блага?
- Естественно, речь идет совершенно не о радиации и химической опасности для работающих на станции. Прежде всего это социальная ответственность руководства перед сотрудниками. Такое современное предприятие, как НВАЭС, обязано соответствовать не только экологическим стандартам. Мы уделяем внимание экологии работы и труда на предприятии, поддержанию состояния здоровья работников станции. Ведь наши специалисты уникальны, их ценят во всем мире, например при строительстве АЭС за рубежом. Безусловно, сюда входит и санаторно-курортное лечение, и отдых в пансионате, и другие блага, делающие жизнь и работу наших сотрудников комфортнее. Ну и не будем забывать, что работа на атомной станции - это высочайшая ответственность для каждого члена коллектива, от водителя до директора.
Евгений Желтуха
Комсомольская правда – Воронеж, 15 марта 2013 года.