Авиакомпания готова потерять контроль над главным аэропортом области
Правительство области возобновило переговоры с ЗАО «Авиационная компания «Полет», контролирующим воронежский аэропорт (ОАО «Воронежавиа»), о продаже части акций. Эксперты называют планируемую сделку «нелогичной» для региона, поскольку собственных средств на развитие аэропорта у властей нет, а частным инвесторам неинтересен «убыточный из-за низкого пассажиропотока актив». Владельцы аэропорта демонстрируют готовность избавиться от объекта «хоть завтра».
В департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области вчера «Ъ» подтвердили, что переговоры с компанией ведутся, но заявили, что комментировать сделку «еще рано». Совещание по этому вопросу назначено на 27 марта. Облправительство уже несколько лет активно лоббирует покупку аэропорта, утверждая, что «Полет» неэффективно использует актив. В 2011 году региональные власти уже рассматривали возможность выкупа у «Полета» акций «Воронежавиа», планируя разделить воздушные перевозки и управление аэропортом между разными организациями. Активом интересовались также «Новапорт», ГК «Кратос» и Московский индустриальный банк (который был готов взять аэропорт в управление и в перспективе построить новый терминал), а также иностранные инвесторы: канадская SNC Lavalin, французские Business Bridge и Aeroport Paris Vatry, однако переговоры ничем не закончились.
Гендиректор авиакомпании «Полет» Анатолий Карпов рассказал «Ъ», что после возможного закрытия сделки облправительство станет собственником контрольного пакета акций аэропорта (51%). Речь идет о продаже 19,6% акций, которые находятся в распоряжении «Полета», и 25,54% акций компании WAL Ltd (Бермуды), владельцем которой также считается господин Карпов. Напомним, что региональным властям в лице ООО «Воронеж-АвторосТ» уже принадлежит 4,9% акций, ранее также принадлежавших «Полету». Еще 35% акций аэропорта у миноритария ООО «Секьюритизинвестгрупп» (по неофициальной информации, контролируется структурами Глеба Фетисова, экс-сенатора от Воронежской области), остальное в собственности ряда физических лиц.
Анатолий Карпов пояснил, что направил соглашение со своими условиями в облправительство и теперь ждет ответа. Бизнесмен заметил, что непрофильный для авиакомпании актив ему уже неинтересен: «Мы поддерживали жизнь аэропорта ровно настолько, чтобы авиакомпания могла работать. При этом после нашего прихода в 2003 году пассажиропоток вырос с 7 тыс. человек до 320 тыс. в 2012 году, а выручка аэропорта поднялась с 29 млн руб. в год до 180 млн руб.». Сам аэропорт он назвал «рухнувшим хозяйством» и заявил, что готов подписать соглашение о его продаже «хоть завтра». Впрочем, по его словам, нового инвестора для аэропорта еще нет, и кто будет управлять активом, пока неизвестно.
Как рассказал глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, развивать аэропорт силами региона затруднительно, поэтому воронежское правительство постарается привлечь частных инвесторов. При этом крупных аэропортовых холдингов, интересующихся новыми активами, в России не так много: «Новапорт» (реконструирует аэропорты Новосибирска, Челябинска, Астрахани и других городов), «Базэл аэро» — оператор аэропортов в Сочи, Краснодаре, Геленджике, Анапе, ЗАО УК «Аэропорты регионов» (подконтрольно ГК «Ренова», объединяющей аэропорты Кольцово в Екатеринбурге, Стригино в Нижнем Новгороде и Курумоч в Самаре). По мнению эксперта, кто-то из них может оказаться новым потенциальным инвестором воронежского аэропорта.
Близкий к сделке источник на условиях анонимности пояснил «Ъ», что владение контрольным пакетом наложит на область ответственность не столько за аэропорт, сколько за его сотрудников: убыточное предприятие требует больших вливаний, а бюджет в области остается дефицитным. По его словам, «интерес инвесторов к аэропорту заканчивается из-за статистики, подтверждающей, что доходность актива начинается при пассажиропотоке свыше 500 тыс. человек в год, а в Воронеже такого пассажиропотока нет».
Это мнение поддерживает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, поясняя, что Воронеж и его окрестности не могут сгенерировать существенный пассажиропоток, а транзита «здесь нет и не может быть из-за близости с Москвой». Поэтому актив «не очень интересный для инвесторов». Эксперт оценил приобретение региональным правительством аэропорта как «странный ход». «Если бы у вашей области были свои средства на развитие аэропорта, как на Сахалине. Но ведь и там аэропорт собираются передавать в собственность региона безвозмездно, путем акционирования. А тратиться сначала на покупку аэропорта, потом на поиски инвестора не совсем логично. Практика, при которой аэропорт находится в собственности региона, в России не распространена, и непонятно, какую выгоду получит область при приобретении актива», — рассказал господин Гусаров.
Добавим также, что имущество аэродромов, в том числе воронежского, закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса РФ. Этим обстоятельством в «Полете» объясняют необоснованность претензий к ним по поводу незаконченной реконструкции взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек. Роман Гусаров пояснил, что, так как часть имущества аэропорта принадлежит государству (взлетно-посадочные полосы, светосигнальное оборудование, диспетчерские и т. д.) и не подлежит продаже, то во время сделки речь может идти только о продаже определенных активов. Например, пассажирских и грузовых терминалов, топливно-заправочного комплекса, привокзальной площади, гостиницы и прочего. Государственная же программа реконструкции и развития аэродромной инфраструктуры, по словам эксперта, осуществляется очень медленно. Если аэропорт окажется в управлении облправительства, все равно ускорить действие госпрограммы будет крайне сложно. «Даже аэропорт Домодедово, обслуживающий 20 млн пассажиров в год, ждет помощи государства, потому что не может себе позволить строительство взлетно-посадочной полосы», — резюмировал эксперт.
Ольга Демьянко
Коммерсантъ (Воронеж), №51 (5080), 26.03.2013.