WorldClass

01 октября 2024, 07:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

R36 мегаполис // Бизнес-пиратство

11.04.2013 13:17
Расцветом эпохи рейдерства принято считать 1990-е годы, когда жертвами бизнес-пиратов становились флагманские предприятия различных отраслей. После того, как самые ликвидные активы вошли в мощные холдинги и госкорпорации, казалось, что делить уже нечего и захваты компаний останутся в прошлом вместе с бандитскими разборками и «малиновыми пиджаками». Но, как бы ни так. Рейдерских набегов меньше не становится. Современные жертвы пиратов - это в основном предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие слабую правовую и финансовую защиту.

Расцветом эпохи рейдерства принято считать 1990-е годы, когда жертвами бизнес-пиратов становились флагманские предприятия различных отраслей. После того, как самые ликвидные активы вошли в мощные холдинги и госкорпорации, казалось, что делить уже нечего и захваты компаний останутся в прошлом вместе с бандитскими разборками и «малиновыми пиджаками». Но, как бы ни так. Рейдерских набегов меньше не становится. Современные жертвы пиратов - это в основном предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие слабую правовую и финансовую защиту.

На то и щука в омуте

Рейдерство - явление не только российское. В переводе с английского слово «рейдер» означает «налетчик». В странах с вековыми традициями бизнеса рейдерами называют тех, кто занимается недружественным поглощением компаний, то есть скупает акции предприятий против воли их собственников и переизбирает совет директоров. Ярким примером «западного» рейдера является герой Ричарда Гира в фильме «Красотка».

Подобные поглощения слабых предприятий «акулами бизнеса» на законных основаниях хоть и не вполне честны с этической точки зрения, но, как правило, полезны для экономики и необходимы для рынка. Однако в России понятие «рейдерство» имеет несколько иной смысл.

Недружественные поглощения в нашей стране производятся на основе пробелов в законодательстве или с помощью криминальных схем. Особенностями национального рейдерства являются мошенничество, шантаж, вымогательство, угрозы, подделка документов, использование административного ресурса, силовой захват и т.д.

- В современных российских условиях наиболее распространены случаи рейдерства, при которых активы забираются не ради развития производства, а для последующей перепродажи имущества, недвижимости или земли, - считает управляющий партнер компании «Центральный округ» Станислав Валежников.

Эволюция рейдерства

Началом корпоративного рейдерства в России считается приватизация. В 90-е годы предприятия со стоимостью активов в миллиарды долларов через процедуры банкротства были куплены за миллионы.

В последние годы, по данным МВД, рейдеров все больше интересуют объекты малого и среднего бизнеса в российских регионах. При этом захваты переводятся в гражданско-правовую сферу, что усложняет работу правоохранительных органов по пресечению таких преступлений.

Благодаря усилиям общества и государства постепенно закрываются пробелы в отечественном законодательстве. Например, раньше иск, связанный с корпоративными спорами, можно было подать в любой суд общей юрисдикции. То есть, судья где-нибудь на Колыме мог решить судьбу воронежского предприятия. Теперь подобные иски рассматриваются только в арбитражном суде.

Поправки в Уголовный кодекс, вступившие в силу в июле 2010 года, дали возможность оперативникам предотвращать рейдерские атаки уже на начальном этапе. Если раньше уголовные дела возбуждались лишь по статье «Мошенничество» и «Подделка документов», то теперь рейдеров можно привлекать к ответственности за подачу ложных данных об учредителях в налоговые органы, за подделку решений общего собрания акционеров и совета директоров, за фальсификацию реестров и результатов голосования.

- Несомненно, постоянное совершенствование законодательства в этой сфере фактически привело к исчезновению «черного», криминального рейдерства. Но до идеала еще очень далеко. «Белые» (в рамках закона) и «серые» (в обход гражданско-правовых норм) схемы все еще достаточно распространены, - убежден директор долгового центра «Акцепт» Роман Лисичко. - Причем по мере развития способов предотвращения рейдерства, в арсенале бизнес-пиратов будут появляться все новые и новые методы захватов. Полностью искоренить эту проблему в принципе невозможно. Пока существует собственность, будут и люди, желающие завладеть ею не всегда законными путями.

Основным инструментом бизнес-пиратов по-прежнему остается банкротство. Механизм прост: рейдеры создают долг и условия для невозможности его погашения, например, блокируя сбыт и получение кредитов. Последнее время, чтобы осложнить финансовое состояние объекта атаки, рейдеры активно используют давление на банки и организацию налоговых проверок.

Если раньше бизнес-пиратов интересовали в основном акционерный капитал и имущество, то сейчас мотивация заказчиков рейдерства стала гораздо шире и разнообразнее. Например, таким образом они хотят вытеснить конкурентов с рынка или снизить цену привлекательного объекта.

Кроме того, инициаторами конфликтов все чаще становятся бывшие партнеры или менеджеры компаний. Это способствует развитию рейдерства нового типа - внутреннего.

Враг внутри

Основателей многих предприятий малого и среднего бизнеса изначально связывали неформальные (родственные или дружеские) отношения. Фирмы создавались на паритетных началах, защита от внутрикорпоративных споров при этом не предусматривалась. По мере развития бизнеса неизбежны конфликты между его владельцами. Если компаньоны разойдутся во взглядах или один из них решит, что вложил в дело больше, вряд ли удастся обойтись без передела собственности.

- Обиженный владельцами бизнеса наемный директор или топ-менеджер компании вполне может стать и заказчиком, и участником рейдерского захвата, - предупреждает Станислав Валежников. - Подкуп акционеров или руководства предприятия - самый распространенный вариант рейдерства. Опасен даже бывший директор, ведь он может подписать документы задним числом. Есть примеры, когда экс-руководители таким образом «уводили» из компании миллиарды. СМИ много писали о том, как Виктор Батурин, прежде чем продать сестре свою долю в предприятии, сделал трудовой договор, предъявив который через несколько лет, он попытался взыскать более 3 млрд рублей якобы не выплаченной зарплаты.

По мнению экспертов, в ближайшее время основой для рейдерства будут именно внутренние корпоративные споры. В рыночной экономике смена собственника - вполне естественный процесс. Весь вопрос в том, каким образом она происходит.

Большой брат смотрит на тебя

Как правило, захват компании состоит из нескольких этапов: тщательный сбор информации, планирование стратегии поглощения и рейдерская атака. На практике очень сложно определить начало первого или второго этапов, но, если предпринять ряд мер на стадии сбора информации о компании, то можно препятствовать ее захвату.

- Распознать угрозу рейдерства сложно, но возможно, - говорит Роман Лисичко. - Основаниями для беспокойства должны быть покупка кредиторской задолженности предприятия, запросы акционеров о предоставлении тех или иных документов, составляющих коммерческую тайну, участившиеся проверки налоговых и контролирующих органов, массовая скупка акций, подача различных исков в суд контрагентами или акционерами.

При существующих пробелах в российском законодательстве и уровне коррупции организационно-правовая форма предприятия-«мишени» практически не имеет значения - захватить могут и акционерное общество, и ООО, и даже ИП.

- Для рейдера нет различий в потенциальном объекте атаки, для него имеет значение лишь возможность получения дохода. Поэтому, к сожалению, уязвимы абсолютно все предприятия: независимо от их величины, организационно-правовой формы, рода деятельности, - поясняет Роман Лисичко.

Компания становится потенциальной «жертвой» рейдеров при наличии любого ликвидного актива: недвижимости, земли, ценных бумаг, перспективных контрактов и пр.

Предупрежден – значит, вооружен

Итак, подвергнуться захвату может абсолютно любой бизнес. Шансы на атаку повышают недовольные чем-то менеджеры недостаточно квалифицированные юристы, неправильно оформленные документы и т.п. Намного проще, дешевле и эффективнее принять превентивные меры защиты, чем отбиваться от бизнес-пиратов.

По мнению директора долгового центра «Акцепт» Романа Лисичко, задуматься о системе безопасности предприятия необходимо уже в момент его создания. «Универсальной системы защиты от захвата бизнеса не существует, поэтому необходимо вести работу по предотвращению атаки сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, усилить сектор делопроизводства высококлассным юридическим отделом, который будет отражать все «наезды» или обратиться к профессионалам, специализирующимся на защите от банкротства», - советует Роман. - «Очень важно обеспечить надежное хранение учредительной, финансовой и иной документации компании, исключив любые возможности ее получения третьими лицами. Руководству следует прекратить любую деятельность, которая может рассматриваться как незаконная. Также наиболее эффективным способом защиты от недружественного поглощения является обременение имущества - передача его в доверительное управление, залог или аренду компании, подконтрольной собственникам бизнеса. Для отражения рейдерской атаки подходит и реструктуризация акционерного общества или вывод активов в дочерние структуры».

Управляющий партнер компании «Центральный округ» Станислав Валежников рекомендует предпринимателям тщательно прорабатывать сделки по приобретению собственности. Большое значение для оценки имеет история имущества. Если в течение непродолжительного периода, скажем, двух-трех лет, оно было несколько раз перепродано, значит, с ним что-то не так.

В конце прошлого года французская компания Sucden откупилась от российских рейдеров, заплатив более 2 млрд рублей. В такую сумму в итоге обошлась владельцам «Добринского сахарного завода» новая производственная линия стоимостью 400 млн рублей. Все дело в том, что компания стала пятым владельцем этого оборудования, создав бывшим собственникам станков возможность для юридических манипуляций.

- Еще один опасный момент - выданные на кого-либо доверенности. Как правило, их учет на предприятиях не ведется, - говорит Станислав Валежников. - А ведь это могут быть доверенности на распоряжение имуществом, в том числе его куплю-продажу и отчуждение, доверенности на оформление кредита. Для рейдерской атаки хватит даже доверенности на представление интересов в суде. Неподконтрольные полномочия на подачу искового заявления, признание иска, заключение мирового соглашения создают серьезную угрозу.

Не менее важной превентивной мерой Станислав Валежников считает контроль над директором и ограничение его полномочий. Например, в уставе можно прописать лимит сделок, которые вправе заключать руководитель. С этой же целью на крупных предприятиях желательно формировать совет директоров.

Компания «Рантал», входящая в концерн «Российские огнеупоры», три года назад стала жертвой недобросовестных действий директора своего воронежского подразделения. Из предприятия были выведены денежные средства и имущество, как выяснилось, при этом экс-руководитель открыл собственный бизнес в этой же сфере, а бывшие потребители компании «Рантал» (ГОКи, металлургические комбинаты) стали клиентами его нового предприятия. Наличие у рейдера административных ресурсов и крупных контрактов существенно затрудняет восстановление справедливости для компании «Рантал».

Эксперты также рекомендуют предпринимателям проверять своих контрагентов и следить за их платежной дисциплиной, потому что долги одного из крупнейших партнеров могут поставить под сомнение весь бизнес.

Народ против

Нередко смена собственника на предприятии приводит к сокращению штата и массовому увольнению сотрудников. Может ли трудовой коллектив стать орудием самозащиты компании? Насколько эффективны митинги, забастовки и другие акции протеста в борьбе с бизнес-пиратами?

- Противостояние трудового коллектива рейдерам исключительно с юридической точки зрения неэффективно, - считает эксперт по трудовому праву Дмитрий Просвирин. - Вопрос захвата предприятия не должен восприниматься буквально. Это не физическая борьба за этажи, подвалы, склады. Захват компании осуществляется на других, судебно-реестровых полях сражений. Фактическое овладение предприятием - как правило, завершающий этап. Вместе с тем, верно направленное возмущение трудового коллектива - эффективный инструмент противодействия рейдерам. Привлечение внимание общественности, государственных и правоохранительных органов и оперативное вмешательство их в конфликт существенным образом осложняет работу захватчиков, и даже во многом ее нейтрализует.

R36 мегаполис, №3 (18), 2013 год.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0