В последнее время, мы наблюдаем запуск многочисленных нацпроектов, направленных на выявление молодых инициативных руководителей и политиков. Сегодня у нас в гостях как раз такой человек: Алексей Бугаков - член Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов, член городского Координационного совета по работе с молодежью, член Общественной палаты г. Липецка, помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, руководитель АНО «Центр региональной политики и социальных инноваций». Он органично сочетает в себе качества управленца, бизнес-тренера и начинающего политика.
- Алексей, в чем заключается реальная деятельность Общественного совета при областном парламенте?
- Общественный совет - это консультативно-совещательная структура при законодательном органе власти, основной целью которой является обсуждение наиболее острых социальных проблем. Коллегиальным решением члены Общественного совета разрабатывают определенные рекомендации, которые в дальнейшем могут приобрести форму нормативно-правовых актов, т. е. законов Липецкой области.
- То есть это, по сути, социальная инициатива?
- Верно. Это одна из своеобразных социальных инициатив нашего регионального парламента когда он создавался (4 года назад), подобных структур вообще не было нигде в России, существовали только Общественные палаты регионов. Но в Липецкой области есть множество людей, которые занимают активную гражданскую позицию, не являясь при этом руководителями общественных организаций или объединений. Но стать членами Общественной палаты сложно, а Общественный совет как раз и дает возможность реализации гражданских инициатив. В его состав входит много людей, представляющих учебные заведения, т. е. это та самая наука, которая должна помогать власти находить наиболее выверенные решения в рамках тех или иных социальных проблем. Общественный совет - это еще и своеобразная кадровая площадка: например, Сергей Леонидович Гуляев вошел в состав агентства стратегических инициатив, а Руслан Харисович Губайдуллин, как член Общественного совета первого и второго созывов, стал зам. главы администрации - это и есть реальные результаты.
- Прислушиваются пи парламентарии, а вмести с ними и исполнительная власть, к мнению участников Общественного совета?
- Председателем ОС является Павел Иванович Путилин - глава законодательного органа, человек, от которого во многом зависит принятие нормативно-правовой базы. Не прислушиваться просто не получится, потому что итоговые резолюции подписывает он сам. Вполне логично, что это практически сразу позволяет приобретать тем или иным интересным предложениям определенные законотворческие нормы. Закон могут принять или не принять, но время, необходимое для принятия окончательного решения по предложению, сокращается до минимума. А кроме того, отпадает необходимость бюрократических согласований и проволочек. Таким образом, путь от предложения до принятия по нему закона или нормативно-правового акта сокращается. То, чего нет у подобных структур, есть у ОС изначально в положение ОС заложены нормы и критерии эффективности работы данной структуры, т. е. проводится постоянный мониторинг деятельности ОС, Это подстегивает и дает нам вектор для совершенствования работы. Критерии позволяют говорить не просто о том, что это какая-то номинальная консультативно-совещательная структура, а что она реально приносит пользу.
- Вы довольно давно и плотно занимаетесь проблемами молодежи. Какие из них сегодня наиболее остры?
- Молодежь у нас абсолютно разноплановая, и говорить о том, что молодежь плохая или хорошая, неправильно. В среде молодежи много уже профессиональных иждивенцев - у них ко всему потребительское отношение, как бы обидно для них это ни звучало. Кроме того, уровень образования части молодежи оставляет желать лучшего.
Образование часто получают по специальностям, которые уже не востребованы из-за переизбытка специалистов: сварщиков нет, хотя они зарабатывают очень приличные деньги, а менеджеров - пруд пруди! Обидно, что мы потеряли уважение к труду и к человеку труда - в коллективном сознании нынешнего общества укоренилось мнение: если ты получаешь рабочую специальность, значит ты лузер. Это очень большая проблема, и молодежь, как правило, не знает, что заработная плата рабочего может быть очень высокой. А у нас считается так: хочешь быть успешным - иди работать в банк или в госуправление; если ты работаешь сварщиком или каменщиком, значит ты неудачник. Но это же нонсенс, согласитесь!
- Но позвольте, Алексей: а если кто-то хочет быть госслужащим и имеет для этого необходимую энергию и талант - с какой стати он должен идти в сварщики?
- Нам нужны госслужащие высокого профессионального уровня; готовят их много, а реальных людей, которые бы пришли и начали пахать, нет, потому что не все понимают, насколько это сложно. Кроме того, число вакансий госслужащих крайне ограничено. Честно пройти по конкурсу на госслужбу молодому человеку бывает очень сложно, потому что у нас, к сожалению, многое решают связи. Поэтому одной из основных задач молодежной политики является создание своеобразных социальных лифтов для молодых людей. Однако этого мало: необходимо научить молодых людей пользоваться этим социальным лифтом, при этом обеспечить равный доступ к этому лифту, т. е. создать здоровую конкуренцию. Молодой человек должен точно знать, что он должен предпринять, чтобы достичь желаемого.
- У вас три высших образования. Ответьте честно: вы пользуетесь в жизни всеми тремя или это, с позволения сказать, «для понта»?
- Все три образования мне необходимы - я пользуюсь всеми приобретенными знаниями. У меня есть принцип: если человек не хочет осваивать что-то новое, он умер как профессионал. Для меня процесс постоянного самосовершенствования, овладения новыми знаниями стал внутренней потребностью - я без этого не могу. Основная сфера моих интересов - это психология, тренинги: за 2 года я полностью освоил технику проведения бизнес-тренингов, и не просто освоил - у меня один из самых высоких рейтингов в регионе. Мне нравится работать с молодежью, с будущими предпринимателями: успехи людей, которым я помогаю и даю свои знания, - самая большая награда для меня. Что касается «понтов»: их наличие, как мне кажется, является признаком неполноценности и отсутствия внутренней культуры. Статус - это фантик, это явление временное, а дружба, порядочность, отношения и репутация всегда остаются с тобой.
- И еще к вопросу о «понтах» и жажде власти: по какой причине в России провалилось оппозиционное движение, по-вашему?
- Все очень просто: нельзя постоянно дружить против кого-то, не предлагая ничего конструктивного. Да, критика нужна, но у оппозиции не было интеллектуального продукта, способа, который позволил бы решить ту или иную социальную проблему. Самое страшное - это когда ты не предлагаешь ничего конструктивного, но вместе с тем всем недоволен. У меня есть железный принцип: если тебе что-то не нравится, то предложи что-то другое и способ решения проблемы, который не оторван от действительности и технологически выполним, безусловно, должна быть свобода выражения своего мнения, но я не очень поддерживаю марши и манифестации. Законы о митингах, безусловно, нужны - они регламентируют очень важный сектор общественно-политической жизни, и хотелось бы, чтобы делали они это менее жестко. Проблема нашего времени заключается в том, что, благодаря местечковой оппозиции, любая критическая информация воспринимается как конец света: если нами кто-то недоволен, то это враг №1. Есть известная мудрость о том, что в споре рождается истина. Сейчас в обществе действительно созрел серьезный запрос на оппозицию, предлагающую новые конструктивные решения, т. е. оппозиция стала модной. Проблема как раз и заключается в том, что есть потребность, но нет лидера или той политическом силы, которая предложит что-то новое и конструктивное и, вместе с тем, будет дистанцирована от власти, потому что власть боится появления неконтролируемой силы. Но сегодня вместо того, чтобы призывать к эволюционному развитию, оппозиционеры призывают к национальной розни, анархии и революции, а революция, как известно, съедает всех своих детей: не было такой революции, лидеры которой через некоторое время не кончили бы плохо. Но критики бояться не стоит, а власть, к сожалению, стала ее слишком бояться. На самом деле, когда критика конструктивна, то это хорошо. Как власти, так и оппозиции не стоит придерживаться концепции интеллектуального эгоизма, которая свойственна и тем, и другим. Всем будет лучше, если оппозиция найдет консенсус с властью и будет с ней взаимодействовать, тем более что внутри оппозиции сейчас - разброд и шатание. На этом фоне и молодежная политика в России сегодня имеет массу пробелов, а это часто направляет молодежь против власти. Мы забыли о социальной активности. А что это такое? Социальная активность - это умение креативить и организовывать: без этих составляющих формируется эмоциональная зараза - то самое «болотное» недовольство.
- В этой связи не могу не задать вопрос о свободе слова в современных СМИ...
- Я думаю, что свобода слова есть, и довольно значительная, вопрос только в том, в каких коммуникациях. Если брать телевизионный контент, то, к сожалению, независимых каналов у нас, конечно, нет - это реальность. Есть понятие «государственные средства массовой информации», где критика отсутствует совсем - все стерильно. Есть хороший пример, который имеет непосредственное отношение к критике: если человека постоянно пичкать антибиотиками, то он скончается от насморка - у него пропадет иммунитет. То же самое происходит сейчас с властью: режим настолько боится критики и не приемлет ее, что рано или поздно сам подведет себя к той черте, когда одно слово или действие сможет его опрокинуть, причем с помпой. Центральные каналы создают культ личности - это проблема, оставшаяся от СССР. Я с большим уважением отношусь к Олегу Петровичу Королеву, но мне любопытно, что станет с человеком, который в чем-нибудь с ним не согласится: он останется или просто уйдет за периметр администрации?
Вся проблема - в чрезмерной стерильности: у нас либо отсутствует любая критика власти, либо ее поливают невозможной грязью. Есть такое понятие - «социальная ответственность СМИ», недаром же СМИ называют 4-ой властью, а на самом деле сейчас она чуть ли не первая: от того, как в средствах массовых коммуникаций будет освещаться деятельность органов власти, зависит восприятие населения. Что стоит между чиновником и ощущением обывателя? СМИ! И от того, насколько эффективно работает механизм, будет зависеть восприятие власти людьми. Но в целом хотелось бы, конечно, больше качественной журналистики и эти<и.
- Напоследок предлагаю отойти от политики. Вспомните, кому в жизни вы по-настоящему благодарны, кроме родных и близких?
- Я очень благодарен Виктору Михайловичу Коршикову, проректору по воспитательной работе ЛГПУ; Людмиле Валентиновне Кураковой, которую я считаю своим учителем порядочности и честного отношения к делу. Я благодарен Людмиле Николаевне Салахетдиновой, которая способствует моему интеллектуальному росту; Соловьевой Наталье Юрьевне и Плешкову Владимиру Викторовичу - людям, без которых меня бы вообще не было как профессионала. Я благодарен Савушкиной Лидии Павловне, сельскому учителю с 48-летним стажем и моему наставнику в Ленинской средней школе.
- Спасибо, Алексей! Успехов на вашем пути!
Роман Богословский
Рублевка LIP, №3, (28), март, 2013.