WorldClass

30 сентября 2024, 20:31
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

BMW 5

Молодой коммунар // Молодой режиссер? Иди в подвал!

04.08.2013 03:10
Ректор Воронежской академии искусств Эдуард Волков — о культурной среде Воронежа и о том, как должны измениться вуз и город Возвращение в Воронеж одного из главных реформаторов российского театра Эдуарда Волкова стало сенсацией. Казалось бы, что здесь делать создателю «Золотой маски», «Новой драмы», «Практики», «Сцены-Молота», «Политеатра»? Как говорит сам режиссер, Воронеж — его родной город. А значит, он не мог не приехать.

Ректор Воронежской академии искусств Эдуард Волков — о культурной среде Воронежа и о том, как должны измениться вуз и город

Возвращение в Воронеж одного из главных реформаторов российского театра Эдуарда Волкова стало сенсацией. Казалось бы, что здесь делать создателю «Золотой маски», «Новой драмы», «Практики», «Сцены-Молота», «Политеатра»? Как говорит сам режиссер, Воронеж — его родной город. А значит, он не мог не приехать.
Культурная среда

— В декабре губернатор Алексей Гордеев пригласил меня познакомиться, пообщаться, — начинает Эдуард Бояков. — Стали обсуждать, что я мог бы сделать для Воронежа. Наверное, Гордеев учитывал мой опыт создания театров и фестивалей. Но я сказал, что делать какой-то конкретный проект мне неинтересно. А интересно подумать об исследовании культурной среды.

— А что такое культурная среда?

— Это как бы карта, позволяющая понять, где мы находимся и какова территория вокруг. Любому городу сегодня не хватает смыслов, которые могли бы объединять огромную аудиторию, состоящую из разных поколений.

То, на чем мы сегодня стоим, — это вехи, обращенные исключительно в прошлое. К примеру, победа в Великой Отечественной войне. Мы чувствуем любовь к празднику 9 Мая, это свято для нас. Но как мы будем жить дальше? В чем подвиг нашего поколения? Чем мы в сегодняшнем Воронеже можем гордиться?
Представьте себе девушку. Вот она надела красивое, яркое платье. В прекрасном ресторане ее ждет прекрасный молодой человек. Она идет на свидание, а у подъезда лежит мертвая крыса. Путь от дома до ресторана — это и есть та самая среда. Даже если девушка выйдет замуж и сфотографируется с женихом в еще более красивом платье, их дети будут видеть не рестораны, а то, что у подъезда. Значит, надо менять среду. Может, этой девушке надо не перед зеркалом крутиться, а у подъезда подмести?

Делая большие фестивали, ремонтируя фасады, нельзя забывать о том, что «за углом». Там тоже должна быть культура. Иначе она превратится в скучный социальный ритуал, а не в самое яркое, радостное, что есть у человека.

— Воронеж сильно изменился со времени вашего отъезда 20 лет назад?

— Так же сильно и противоречиво, как и вся страна. Я помню 1991 год, моя жена работала в киоске возле Петровского сквера, торговала книгами. В ларьке не было даже отопления. Она надевала несколько шуб, валенки и работала — нужно было кормить маленькую дочь, платить за съемное жилье. Я же служил за копейки завлитом в ТЮЗе и писал работу по Андрею Платонову. Иногда казалось, что уровень жизни был сравним с платоновским временем. На хлеб деньги были всегда, на сыр — увы... Сегодня вроде бы все есть. Но город изуродован современной застройкой, стало меньше зелени. Построены микрорайоны без школ, детсадов и культурной инфраструктуры. Вокруг бессчетные примеры дикого, безвкусного дизайна.

— Как изменить среду?

— Не мириться с безвкусием и не стесняться об этом говорить. Вы были в конференц-зале ВГУ? Вам нравятся шторы?

— Они ужасны.

— А почему вы молчите? Вы же журналист. Предложите высказаться в вашем издании человеку, чье мнение по этому вопросу является экспертным. А можно и самому написать в блоге. Напишут об этом еще пятьдесят, сто человек — будет результат. Шторы в университетском конференц-зале — это не мелочь, это очень важно. Это и есть та самая среда, о которой мы говорим.

Спектакль Платоновского фестиваля увидят сотни людей раз в год. А ужасную вывеску на главной улице города — тысячи каждый день. Давайте перестанем молчать и мириться с безвкусием. Время пришло.

Рабочий понедельник

— Когда вам предложили возглавить академию искусств — до или после просьбы исследовать культурную среду Воронежа?

— За несколько недель до моего назначения. Я ответил губернатору: «Исследование — это то, что я могу дать Воронежу. А вот академия — то, что творчески интересует лично меня». У меня большой практический опыт. И если я с коллегами материализую его в школу, методологию, учебники и, в конце концов, в спектакли, которые будут ставить наши ученики, то это будет важный для меня результат.

— Долго сомневались, прежде чем согласиться?

— Я давно мечтал о таком деле. Посоветовался с семьей, она меня поддержала. У Академии те же проблемы, что и у остальных театральных вузов страны. Узкая специализация студентов, отсутствие новых методик, непонимание того, что искусство — часть креативных индустрий. Современное образование должно быть универсальным. Нельзя вырастить художника, не знающего современной литературы. Нельзя хореографу не знать современного визуального искусства. Время сметает границы между жанрами. Сухие ремесленники нужны в бизнесе. Творчество — территория поиска. Скоро мы начнем большую кампанию в Воронеже по поиску новых преподавателей, продюсеров, режиссеров, медиахудожников. Будем звать людей из других городов, со всего мира, пересматривать всю матрицу образования.
Представьте, что с вами будет лично общаться художник мирового уровня, проводить тренинги. Снял педагог лагерь, увез туда людей на две недели, отобрал мобильные телефоны. За это время произойдет больше, чем за год стандартных лекций, когда после занятий — ночное веселье, а потом пропущенная пара с утра...

— Деньги на мировых звезд найдутся?

— Это не очень дорого, особенно когда люди мотивированы не только зарплатой, но и высокими целями. Везде можно найти решения. К примеру, у губернатора есть резиденция в центре города, где останавливаются высокопоставленные гости. Часто она простаивает, и Алексей Васильевич разрешил заселять в нее наших специалистов, готовящих исследование. Кого-то из гостей, с кем я нахожусь в теплых отношениях, могу пригласить к себе домой. Кто-то из партнеров выделит транспорт, кто-то бесплатно отпечатает брошюры. Оптимизация позволит сэкономить. Мы будем не только привозить преподавателей, устроим межвузовский обмен. Студенты из других стран будут приезжать к нам, а наши ребята — к ним.

— Разве не легче организовать то же самое в Москве? Будь у вас выбор: Воронежская академия или московский театральный вуз, что бы предпочли?

— Конечно, Воронеж. В Москве я бы потратил все силы на борьбу с «народными артистами». Теми, которые имеют советские регалии, но за 20 последних лет не воспитали ни одного состоятельного режиссера. Их не сдвинешь — они же народные. Попробовали бы они отдать курс 30-летнему хулигану, молодому режиссеру? Не дадут, побоятся. А Воронеж — идеальное место встречи классической школы с новыми методиками.

— Вы заявили о необходимости создания кинофакультета. Когда-нибудь слышали о картинах, снятых в Воронеже?

— Потому и не слышал, что кинофакультета не было. Кино стоило очень дорого. Сегодня же, в цифровую эпоху, стоимость кинопроцесса падает с невероятной скоростью. Теперь все решают мозги и творческая фантазия.

— Представим, что талантливый парень оканчивает академию искусств и едет покорять Москву. В чем от этого польза Воронежу?

— Люди рано или поздно возвращаются. Кто-то — чтобы трудиться каждый день, кто-то — чтобы открыть здесь институт или учредить стипендию.

— Не хочется создать свой театр?

— Я думаю над программой развития детских театров в регионе и о соответствующем фестивале. Но создавать театр — не хочу. Нужно строить академию, а сил на все не хватит. Нужны молодые продюсеры и режиссеры, которые создали бы свое пространство. Таким бы я помог.

— А куда им идти? В департамент культуры — просить зал?

— Зачем? Ты молодой режиссер? Иди в подвал! Договаривайся с ЖЭКом, собирай зрителей через социальные сети! Иди в пустующие места и заполняй их своей энергией! Не нужны декорации — качество замысла видно без них! Я как продюсер увижу это и подключусь, помогу.

Наша справка

Эдуард Владиславович Бояков — продюсер, режиссер, театральный педагог.

Родился 16 июня 1964 года в городе Кизилюрт Дагестанской АССР. Окончил факультет журналистики ВГУ. Преподавал текстологию в ВГУ, работал завлитом воронежского ТЮЗа. В 1992 году переехал в Москву, работал в бизнесе.В разные годы был директором Российского академического молодежного театра, гендиректором Пасхального фестиваля, художественным руководителем театра «Практика», арт-директором театра «Сцена-Молот» в Перми. Основал кинокомпанию Praktika Pictures.

Создатель фестивалей «Золотая маска», «Новая драма», «Текстура», международного фестиваля театра для детей «Большая перемена», благотворительного проекта «Арт-Стройка» для помощи воспитанникам детских домов.

В 2012 году совместно с Политехническим музеем открыл «Политеатр». С 27 июня 2013 года — ректор Воронежской государственной академии искусств.

Павел Горячев
Молодой коммунар, 2 августа 2013 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0