WorldClass

30 сентября 2024, 20:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // «Отцы» Воронежа

12.08.2013 16:59
Штрихи к коллективному портрету нескольких советских и постсоветских руководителей города На втором плане Люди старшего возраста, конечно, помнят, какую роль в советские времена играло партийное руководство городом и областью. Наверняка не все отчетливо представляли, в чем разница полномочий между горкомом КПСС и горисполкомом, но понимали, что партия главнее, и, пожалуй, чаще обращались в первую инстанцию. Руководителей горкома лучше знали по именам и в лицо, чем председателей исполнительного комитета.

Штрихи к коллективному портрету нескольких советских и постсоветских руководителей города

На втором плане

Люди старшего возраста, конечно, помнят, какую роль в советские времена играло партийное руководство городом и областью. Наверняка не все отчетливо представляли, в чем разница полномочий между горкомом КПСС и горисполкомом, но понимали, что партия главнее, и, пожалуй, чаще обращались в первую инстанцию. Руководителей горкома лучше знали по именам и в лицо, чем председателей исполнительного комитета.

К сожалению, некоторые из исполкомовских персон недавнего прошлого не попали на страницы справочных изданий и ушли в глубокое политическое небытие. Поэтому, чтобы извлечь их оттуда, пришлось обратиться за содействием в воронежские архивы: муниципальный и общественно-политической истории. Интересные детали мне удалось выяснить и в результате личного общения с Игорем Лариным, Александром Цапиным, а также членами совета ветеранов администрации Воронежа. Я попытался набросать штрихи к сводному портрету бывших городских руководителей за последние пятьдесят с лишним лет, акцентировав внимание на людях малоизвестных или подзабытых.

Карьера

С 1955 года по март 2013-го на вершине местной власти побывали 13 человек. Трое из них официально состояли в должности не главы, а исполняющего обязанности главы города. Юрий Чернов и скончался, будучи в этой должности. Евгений Севергин вступил в нее по решению городской думы в связи с досрочным прекращением полномочий Александром Ковалевым. Анатолий Гольц, сменивший Чернова в качестве и. о. в 1992 году, затем был назначен полноценным градоначальником.

Рекордсменом по длительности руководства городом (15 лет) является Виктор Поспеев, а чаще всего (трижды) главой становился Александр Цапин. Он же в 1995-м стал и первым в истории Воронежа всенародно избранным мэром. Два руководителя были удостоены звания «Почетный гражданин Воронежа»: Поспеев и Ковалев.

В период советской системы управления (до 1991 года) функции коллегиального главы города имел Совет народных депутатов, председатель исполкома которого и был высшим должностным лицом. В дальнейшем наименования первого лица менялись: в 1992 - 1995 гг. - глава администрации города Воронежа, в 1995 - 2001 гг. - глава местного самоуправления Воронежа, в 2001 - 2004 гг. - глава города Воронежа, с 2004-го - глава городского округа город Воронеж.

Три градоначальника - В. Поспеев, В. Анищев и С. Колиух - уроженцы Воронежа, еще шесть - родом из Воронежской области, преимущественно ее южных районов.

В советское время карьера партийного и государственного деятеля складывалась в основном по шаблону: техникум, служба в армии (либо без нее), институт, трудовая деятельность на производстве, руководство местной партячейкой, переход на комсомольскую или партийную работу в райком, затем в горком либо в горисполком.

Виктор Польшин и Игорь Ларин попали в Воронеж после окончания вуза. Первый был распределен на завод СК имени Кирова, второй - на завод ГОО. Отсюда с должностей секретарей парткомов их перевели в Левобережный райком, где одно время они вместе и работали. Юрий Чернов, специалист по двигателям летательных аппаратов, большую часть жизни проработал в КБХА. Железнодорожник Виктор Атласов курировал в обкоме партии транспорт и связь, пока не стал во главе горисполкома.

Один из мэров был профессиональным военным инженером. Анатолий Гольц 30 лет своей биографии посвятил службе, в том числе 20 из них - научной работе в воинской части. В 1991 году случился крутой поворот в его судьбе: старший научный сотрудник, он был назначен председателем комитета по стабилизации потребительского рынка Воронежского горсовета, после чего моментально поднялся на самый верх.

Большинство первых лиц имели либо строительное, либо техническое образование: оканчивали классические воронежские и другие вузы - инженерно-строительный или политехнический. К слову, и Геннадий Чернушкин, с марта 2013 года исполнявший полномочия главы города, и вице-губернатор Александр Гусев - тоже выпускники политеха, только Гусев учился не в нашем институте, а в ярославском.

Кроме того, мэр мог окончить Академию общественных наук либо быть слушателем Высшей партийной школы. Особенно отличившихся забирали в Москву, в министерства (Бельский) или аппарат ЦК (Анищев).

Успехи и неудачи

Председателя избирали на сессии городского Совета народных депутатов, перед которым он и отчитывался. За различными цифрами, каковыми он оперировал в газетных интервью, стояли острые проблемы, обнажаемые на отчетных сессиях: нехватка питьевой воды, низкое качество строительства и ремонта дорог, задержки со сдачей объектов культурно-бытового назначения в новых микрорайонах. Польшин и его коллеги в 1982 году на очередной сессии указывали на серьезные упущения в работе архитектурно-планировочного управления: «Градостроительству еще недостает художественной выразительности и разнообразия». От жителей новых домов поступало много жалоб на теплоснабжение, невнимание к благоустройству дворов и улиц.

Традиционно острой была проблема обеспечения воронежцев жильем. В 1982 году стоимость строительства трехкомнатной квартиры в девятиэтажном крупнопанельном доме в городах средней полосы составляла не менее 10 тыс. рублей. А ставка оплаты за квадратный метр жилой площади не менялась с 1928 года. Взимавшаяся квартплата не покрывала затрат. Так, в Воронеже 70% содержания жилфонда компенсировало государство.

Конечно, не одними проблемами жил город. Появлялись новые здания, прокладывались троллейбусные и трамвайные линии, телефонная связь, открывались поликлиники и школы. За 11-ю пятилетку построили 24 детских садика на 5 тыс. 370 мест. В 1980 году Польшин отмечал одно из своих достижений - перевод всех поликлиник на семидневную рабочую неделю без выходных.

В стране получили известность знаменитые изделия воронежских заводов: аэробус Ил-86, экскаваторы, видеомагнитофоны, цветные телевизоры.

В конце 1970 - середине 1980-х гг. в городе были построены Дом быта, Дом актера, Дворец культуры «Электроника», Дворец пионеров, Северный мост, БСМП, гостиница «Брно».

При Польшине административные здания воздвигались на улице Кирова, строился универмаг «Россия» (теперь уже бывший). Большой комплекс, включая крытый сельскохозяйственный рынок, торговый центр по продаже промышленных и продовольственных товаров и гостиницу для жителей села предполагалось построить на проспекте Патриотов. Как теперь выглядит территория в районе Юго-Западного рынка - известно каждому современнику.

Исторические высказывания

Газетная периодика тех лет позволяет немного оживить сухие строчки личных дел председателей горисполкома, донося до жителей из мэрских уст планы и перспективы развития города. Эти фразы, почерпнутые с пожелтевших страниц, актуально звучат и по сию пору.

В 1979 году к очередной годовщине революции Виктор Польшин провел корреспондентов «маршрутами будущего Воронежа». «Любой высоты дом, сооружаемый в центре города, является чрезвычайно ответственным градостроительным элементом», - говорил глава о строящейся гостинице «Брно». Создавая своеобразный фон для Театра оперы и балета, она была призвана формировать силуэт сердца города - площади им. Ленина. Сегодня понятно, что гостиничное здание не соответствует этим громким словам и требует серьезной реконструкции или замены.

Далее: «Площадью Победы было начато формирование кромки правого берега». Лицо правобережной части Воронежа градостроители должны были дополнить двумя сооружениями - драматическим театром и Дворцом пионеров. Оба объекта мы сейчас видим. Но представим себе, что сбылись бы и следующие слова градоначальника: «Уже в недалеком будущем с бровки площадки Дворца продолжателей морских традиций Петра I будут опускать лифтовым механизмом вниз, на промежуточную площадку на склоне обрывистого правого берега. Отсюда юные моряки пройдут над набережной по своеобразному мостовому переходу, заканчивающемуся самым настоящим маяком, и с помощью еще одного лифта окажутся непосредственно на площадке пионерского яхт-клуба, со всех сторон омываемого «морской» водой».

Работы по освоению Петровского острова были начаты в 1980 году. По эскизам и чертежам Воронежского филиала проектного института «Гипрокоммундортранс» намечалось соорудить домик-музей Петра, верфь, цейхгауз, парусный двор, то есть многое из того, что присутствовало на исторической гравюре Корнелия де Бруина 1703 года. Остров и берег также должен был связать мост, но не деревянный, а вантовый. Помимо музея под открытым небом планировалось создание и прекрасной зоны отдыха. Полным ходом заработал земснаряд, намывая площадь острова и одновременно углубляя мелководье. Предполагалось продолжить восстановление Успенской церкви и разместить в ней музей русского флота.

Что ж, планы по облагораживанию этого места вынашивались еще при Николае I. А если взять времена поближе, то в 2011 году была разработана концепция историко-культурного тематического парка «Петровский остров», не реализованная по финансовым причинам. Остается надеяться, что спуск на воду «Гото Предестинации», который логично запланировать на конец апреля 2014-го, даст толчок и началу работ на Петровском острове.

Вернемся к «экскурсии» Польшина. «На левом берегу в районе пересечения улицы Остужева с железнодорожной веткой будет строиться пассажирский вокзал Воронеж-3», -говорил председатель. (Выглядеть новые ворота города должны были оригинально: по внешнему виду напоминать развернутую книгу.) Это позволило бы разгрузить тупиковый Воронеж-1 и превратить его со временем в пригородный. Вопрос о строительстве вокзала Воронеж-3 с тех пор только обострился.

Не удалось реализовать многое, задуманное в «застойном» периоде. Эффективный, как бы мы сказали сегодня, сити-менеджер Виктор Поспеев мечтал сделать настоящий большой подземный коллектор и собрать в нем все коммуникации, как это делается в крупных европейских городах. Остался неосуществленным и его план создания в парке «Динамо» зоопарка, каскада прудов, бульвара под тоннелем железной дороги до набережной.

Советская модель управления канула в прошлое. Новая эпоха предъявляет другие требования к личным и деловым качествам руководителей Воронежа.

Николай Комолов
Воронежский курьер, №88, 10 августа 2013.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0